Ii. теория аномии по р. мертону
Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности, возникающей в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью легальных общественно одобряемых средств (качестве последних официально признаются такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в процветающую фирму), он может прибегнуть к использованию незаконных средств, не одобряемых обществом (таких, например, как торговля наркотиками, рэкет, обман, подлог или воровство) Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.
ВОПРОС24.ИнституционализацияПроцесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:1возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.2 появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.3 принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.4создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.Признаки соц. института:I. Кодекс устный и письменный.II. Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект.III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.V. Материальные условия.
ВОПРОС 25. Опред. Соц инстит.
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.Функции социальных институтов:1) создают возможность их членам удовлетворять различные потребности;2) регулируют действия членов в рамках социальных отношений с помощью норм, санкций;3) обеспечивают устойчивость общественной жизни и воспроизводство общественных отношений;4) интегрируют действия индивидов, обеспечивая внутреннюю сплоченность общности.Виды:Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов,подразумевая главные институты:1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;2. Политический — институт власти;3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализациюдетей;4. Военный – институт, организующий законное наследие;5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Билет 26соц.конфликт
Социальный конфликт (от лат.conflictus - столкновение, столкновение) - это любые виды борьбы между сообществами или индивидами с целью достижения или удержания каких объектов ценностей (средств производства, экономической позиции, статуса, власти и т.д.), покорение, нейтрализации или устранение действительного или мнимого соперника, сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения и т.д.Причины1.Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. 2.Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и в основополагающих мировоззрениях у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.3.Причины конфликтов, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры, и т.п.) между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Они появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структур