Нормы как компонент культуры
Культура – это всё, что создается, социально усваивается и распространяется всеми людьми.
Одним из компонентов культуры являются нормы, т.е. общепринятые стандарты поведения.
Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как предполагают действовать люди. С этой точки зрения культурные нормы рассматриваются как система действий,правил, которым люди наиболее точно следуют. Однако в ходе изменений жизни некоторые нормы устаревают. Поскольку больше не могут соответствовать потребностям членов общества. В таком случае, эти нормы начинают тормозить дальнейшее развитие общества, поэтому как только они появляются, люди стремятся изменить их, превратить в те. Что будут отвечать требованиям данного времени.
Существует определенная шкала норм, в которой нормы располагаются по усилению контроля.
Норма с наименьшей степенью контроля – привычка. Она возникает после неоднократного повторения действий, которые признаются полезными или успешными.
Далее следует обычай – действие, признанное полезным и удобным.
Следующей нормой по шкале норм является нрав. Нрав – это действие, нарушение которого признается опасным для общества.
Институциональная норма – это формализованные обычаи и нравы, действующие только в рамках одного института
Закон – высокоформализованная норма с самой высокой степенью соц контроля. Закон не действует в след случаях:
- дефект при создании закона
- отсутствие контроля
- слишком сильная формализация (слишком сильно прописано)
- несоответствие нравственным основам общества
Социальные отношения, условия возникновения социальных отношений
Социальными отношениями называют повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенную смысловую окраску и содержание. Отношения возникают, когда с одной стороны есть потребность в ценности, а с другой – либо владение этой ценностью, либо возможность блокировать эту потребность.
Социальные отношения возникают на разной основе. Многими социологами мира принято мнение, что такой основой в социальных отношениях выступают ценности или же какое-то желаемое событие. Ценности служат особым толчком к началу взаимодействий, его непременным условием.
Существование непреходящих, значимых длительное время ценностей дает прочую основу и определяет устойчивый характер социальных отношений. Например, если ценностью считаются деньги, богатство, то отношения будут считаться отношениями экономическими, отношениями кредита, меценатства и проч.
В силу неравенства в обществе ценности между индивидами в группах также распределяются неравномерно. В каждой соц общности и группе есть какое-то вое распределение ценностей, и именно на таком неравенстве строятся отношения дружбы, любви, зависимости или власти, партнерства и тд.
В своем стремлении к обладанию ценностями люди вступают в конфликтные отношения, если они считают существующий ценностный образ неправильным, несправедливым и стараются изменить его и вступают в отношения уступок, если при равных условиях они не стремятся исправить положение.
Таким образом, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение каких-либо ценностей.
Билет №10
1.Знаково – символический компонент культуры
Культура – это всё, что создается, социально усваивается и распространяется всеми людьми.
Одним из компонентов культуры является знаково-символическая система, включающая в себя все знания и всю накопленную информацию, а также средства их передачи – язык и невербалика.
вся информация передается нам посредством знаков и символов.
Знаки можно разделить на 3 типа:
Знак-индекс, обозначающий сам объект,
Знак-символ – полностью оторванные от объекта символы, но указывающие на него
Иконический знак – любое изображение.
Средствами передачи культурных образцов являются речевой язык и невербальная речь.
Речевой язык – это такой тип передачи культурных образцов, при котором каждому объекту присваивается определенный набор звуков, в отношении которых существует соглашение.
Основные характеристики речевого языка – точность, гибкость и создание образов.
К невербальной речи относятся восклицания, выражающие наши эмоции, жесты, мимика, доносящие определенные чувства, одежда, запахи и иконические знаки, т.е. изображения.
Социальные взаимодействия
Социальное действие впервые было введено в научный оборот Максом Вебером. Социальным действием он называл действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них.
Социальное действие, по мнению Вебера должно быть осознанным и ориентированным на других людей. Например, самоубийство будет считаться социальным действием, только если оно окажет влияние на последующее поведение родственников и знакомых.
Совершая социальные действия, личность испытывает такие же социальные действия и на себе. Происходит обмен действиями, или социальные взаимодействия. Социальными взаимодействиями называют систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно и причиной и следствием действия других субъектов. Таким образом, социальные действия являются особыми звеньями в цепи, называемой социальным взаимодействием.
Взаимодействия различаются на эмоционально-положительные, т.е. мы всячески способствуем другому человеку в достижении его цели, нейтральные и эмоционально-отрицательные, т.е. мы всячески препятствуем другому в достижении его цели.
Но обычно социальные взаимодействия безлики, они не несут какой-либо смысловой нагрузки.
Билет №11
Виды культуры
Культура – всё то, что создается, социально усваивается и разделяется людьми.
К видам культуры относят доминирующую, субкультуру и контркультуру.
Доминирующая культура принята во всем обществе как основная. Доминирующая культура стремится подогнать всех индивидов под один тип – модальную личность. Доминирующая культура бывает жесткой и либеральной. Жесткая культура осуществляется посредством принуждения и не терпит иных культур, а либеральная культура допускает существование субкультур.
Субкультура – это отличающаяся от доминирующей, но не противоречащая ей культура. Субкультура ставит определенные границы, а затем барьеры принадлежности типа «свой-чужой».
Контркультура – культура, в корне отличающаяся от доминирующей культуры, противопоставляющая себя ей, «атакующая» ее. Контркультура не приемлет господствующие в обществе ценности, считает их неправильными. Яркими примерами контркультур можно назвать революционную, криминальную, некоторые молодежные культуры, например, хиппи, а также секты, чьи идеи противоречат ортодоксальным учениям.