Модуль | Наименование раздела | Тематика практических (семинарских) занятий |
| Журналистика в системе социальных институтов общества | Вопросы семинарских занятий: Особенности журналистики как социального института. Процесс функционирования журналистики в обществе, ее социальное назначение. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. СМИ как четвертая власть. Информационная политика в области СМИ. Проблемы информационной безопасности. |
Журналистика как массово-информационная деятельность | Вопросы семинарских занятий. Понятия "информация" и "массовая информация". Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информации. Семантический, синтаксический и практический аспекты массово-информационных текстов |
| Функции журналистики. | Вопросы семинарских занятий: Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ. Взаимодействие журналистики с общественным мнением как механизм реализации функций. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. |
Социальные и профессион. стороны журналистики | Вопросы семинарских занятий: Понятие социального и профессионального в журналистике. Социальная позиция журналиста. Диалектическая связь социальной позиции с профессиональными качествами журналиста. Умение отстаивать свою точку зрения средствами журналистики. |
| Генезис журналистской профессии. | Вопросы семинарских занятий: Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Социальные и профессиональные роли журналиста. |
Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации | Вопросы семинарских занятий: Понятие свободы и ответственности в журналистике. Становлениеи характер концепции свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Законодательно закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности. |
| Модель личности журналиста. | Вопросы семинарских занятий: Профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики журналиста. Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.). Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования. Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста. Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования. Журналистские организации и профессиональные издания. |
Ориентация в профессии, мотивация ее выбора. | Вопросы семинарских занятий: Профессиограмма – модель профессии: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Особенности и парадоксы профессии, профессиональные сложности. Условия труда журналиста. Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п. |