Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ SOCIAL RESEARCH PRACTICUM Язык(и) обучения: русский |
Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 2
Регистрационный номер рабочей программы:__№ 024175_
Санкт-Петербург
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий
Практикум по социальным исследованиям является вариативной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 040400 — «Социальная работа» с присвоением квалификации (степени) — бакалавр социальной работы. Рабочая программа учебной дисциплины реализуетсяна основе требований компетентностно-ориентированного учебного планаинаправлена на формирование представлений о процедуре организации и правилах проведения социологических исследований в учреждениях социальной сферы, в таком ракурсе и объеме, который задается практико-прикладными аспектами современной социальной работы.
Цель освоения дисциплины —профессионально-личностное становление и развитие будущего специалиста, формирование и развитие исследовательских навыков в сфере избранной специальности, овладение практическими методами, навыками и умениями проведения в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга исследований, направленных на решение индивидуальных проблем клиентов.
Задачи освоения дисциплины:
· ознакомление с основами методологии научного исследования;
· ознакомление с процедурой и правилами проведения эмпирического исследования;
· ознакомление с наиболее распространенными методами сбора эмпирической информации;
· формирование умений формулировать проблему, анализировать (обрабатывать и описывать) и обобщать результаты исследования.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Обязательным условием эффективного прохождения курса является успешное овладение теоретическими знаниями по избранной в процессе обучения специальности, а также подготовка обучающегося на уровне базовых программ среднего общеобразовательного учреждения в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образованияпо социогуманитарным направлениям подготовки: истории, культурологии, философии, иностранному языку.
Перечень результатов обучения (learning outcomes)
В случае успешного освоения содержания практикума студенты должны:
знать:
· особенности исследований социальных проблем;
· назначение и основные разделы программы эмпирического исследования;
· особенности применения количественных и качественных методов сбора информации в учреждениях социальной сферы;
уметь:
· обосновывать актуальность исследования выбранной проблемы, используя для этого справочные, научные, литературные и электронные ресурсы (словари, справочники, монографии, интернет-ресурсы и т.д.);
иметь навыки:
· поиска и анализа информации;
· проведения презентации полученных результатов (учитывая замечания академического консультанта);
· профессиональной и социальной коммуникации.
Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
1. Творческие задания. Выполняя задание 1 к модулю 1, студенты пишут аналитический отчет, в котором обосновывают актуальность выбранной ими социальной проблемы, используя ссылки на научные, статистические источники, доступные в том числе на интернет-сайтах, и аргументировать необходимость проведения полевого (эмпирического) исследования.
2. Разработка исследовательского проекта.
В рамках изучения дисциплины каждый студент выполняет самостоятельный исследовательский проект, в рамках которого применяется метод наблюдения (предполагает заполнение дневника наблюдения, составление фотоотчета) или метод интервью (предполагает разработку гайда интервью, предоставление транскрипта интервью). Перечень тем проектов:
1. Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
2. Социальная адаптация выпускников детских домов.
3. Конфликты взрослых и детей: регулирование путем переговоров.
4. Асоциальный образ жизни в большом мегаполисе.
5. Практика арт-терапии в социальных учреждениях.
6. Культура досуга современного студента.
7. Повседневность студенческого общежития.
8. Практики добровольчества в Санкт-Петербурге.
9. Помощь животным в общественных организация Санкт-Петербурга.
10. Помощь семье и детям в социальных учреждениях Санкт-Петербурга.
3. Учебная дискуссия с разбором конкретных ситуаций.
Проведение благотворительной акции. В рамках работы на семинаре 2 (2 час, тема 5) студенты обсуждают первый опыт проведения благотворительных акций, самостоятельно организованных и проведенных ими в учреждениях социальной сферы, формулируют трудности, затруднявшие работу, характеризуют полученные навыки и умения.
Моделирование ситуации интервью. В рамках работы на семинаре 3 (2 час, тема 5) студенты разбиваются на группы по 5 человек. Две группы — интервьюеры, две другие — интервьюируемые (респонденты). Задача — определить социальную тему и перечень вопросов, задать вопросы респонденту и обсудить коммуникативные трудности, возникшие в ходе интервью у интервьюеров и респондентов.
В рамках работы на семинаре 4 (2 час, тема 5) студенты обсуждают примерный перечень вопросов, которые необходимо задать в ходе интервью специалистам и клиентам, чтобы выявить специфику профессии «специалист по социальной работе», получить информацию об особенностях организации деятельности учреждений социальной сферы. В итоге групповой дискуссии составляется примерный гайд интервью — план интервью, в котором вопросы сгруппированы по смысловым блокам.
Кейс-стади «Знакомство со спецификой работы учреждений на примере разбора конкретного случая». Студенты разбиваются на группы, по 4-6 человек в каждой, знакомятся с содержанием кейса, в ходе групповой дискуссии разбирают примеры работы специалистов учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга по решению трудных жизненных ситуаций конкретных клиентов. Работа над кейсами предполагает разбор конкретных ситуаций по работе со случаем на практических площадках социальных учреждений Санкт-Петербурга.
В рамках курса предусмотрена работа над четырьмя кейсами:
1) «Работа со случаем в СПб ГБУ КЦСОН Центрального района» (2 ч., тема 6).
2) «Работа со случаем в СПб ГБУ ТЦСО Кировского района» (1 ч., тема 8).
3) «Работа со случаем в СПб ГБУ КЦСОН Красносельского района» (1 ч., тема 8).
4) «Работа со случаем в СПб ГБУ ЦСПСиД Центрального района» (2 ч., тема 9).
4. Мастер-классы экспертов и специалистов социальных служб (практика работы со случаем). При посещении практических площадок студентам предлагается изучить опыт работы специалистов с конкретным клиентом, специфику, особенности и сложности, возникавшие в его работе.
5. Дискуссии, круглые столы. В рамках семинара 1 (2 час, тема 3) проходит обсуждение материалов аналитических отчетов: как студенты аргументируют актуальность выбранной социальной проблемы и необходимость ее исследования. Ответы на сформулированные преподавателем тематические вопросы.
6. Портфолио работ: презентация фотоотчетов, дневников наблюдения, результатов интервью — презентация самостоятельных исследовательских проектов, проходят в рамках семинара 8 (2 час, модуль 4).
Эти формы работы занимают не менее 50 % времени аудиторных занятий, объем — 16 часов.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся | ||||||||||||||||||
Период обучения (модуль) | Контактная работа обучающегося с преподавателем | Самостоятельная работа | Объём активных и интерактивных форм учебных занятий | Трудоёмкость | ||||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | текущий контроль | промежуточная аттестация | итоговая аттестация | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | сам. раб. с использованием методических материалов | текущий контроль (сам. раб.) | промежуточная аттестация (сам. раб.) | итоговая аттестация (сам. раб.) | |||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||||||||||||||
очная форма обучения | ||||||||||||||||||
Модуль 1 | 0,25 | 0,5 | ||||||||||||||||
15-25 | 15-25 | 15-25 | 15-25 | |||||||||||||||
Модуль 2 | 5,5 | 0,25 | 0,5 | |||||||||||||||
15-25 | 15-25 | 15-25 | 15-25 | |||||||||||||||
Модуль 3 | 5,5 | 0,25 | 0,5 | |||||||||||||||
15-25 | 15-25 | 15-25 | 15-25 | |||||||||||||||
Модуль 4 | 0,25 | 0,5 | ||||||||||||||||
15-25 | 15-25 | 15-25 | 15-25 | 15-25 | ||||||||||||||
Итого |
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации | |||
Период обучения (модуль) | Формы текущего контроля успеваемости | Виды промежуточной аттестации | Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ) |
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | |||
очная форма обучения | |||
Модуль 1 | – Аналитический отчет. – Библиографический список источников. | ||
Модуль 2 | – Перечень примерных вопросов для интервью в учреждениях социальной сферы. | ||
Модуль 3 | – Дневник наблюдений с фоторядом (в электронной форме). – Транскрипт интервью. | ||
Модуль 4 | Презентация | зачет |
Структура и содержание учебных занятий