Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ SOCIAL RESEARCH PRACTICUM Язык(и) обучения: русский

Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 2

Регистрационный номер рабочей программы:__№ 024175_

Санкт-Петербург

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

Цели и задачи учебных занятий

Практикум по социальным исследованиям является вариативной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 040400 — «Социальная работа» с присвоением квалификации (степени) — бакалавр социальной работы. Рабочая программа учебной дисциплины реализуетсяна основе требований компетентностно-ориентированного учебного планаинаправлена на формирование представлений о процедуре организации и правилах проведения социологических исследований в учреждениях социальной сферы, в таком ракурсе и объеме, который задается практико-прикладными аспектами современной социальной работы.

Цель освоения дисциплины —профессионально-личностное становление и развитие будущего специалиста, формирование и развитие исследовательских навыков в сфере избранной специальности, овладение практическими методами, навыками и умениями проведения в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга исследований, направленных на решение индивидуальных проблем клиентов.

Задачи освоения дисциплины:

· ознакомление с основами методологии научного исследования;

· ознакомление с процедурой и правилами проведения эмпирического исследования;

· ознакомление с наиболее распространенными методами сбора эмпирической информации;

· формирование умений формулировать проблему, анализировать (обрабатывать и описывать) и обобщать результаты исследования.

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Обязательным условием эффективного прохождения курса является успешное овладение теоретическими знаниями по избранной в процессе обучения специальности, а также подготовка обучающегося на уровне базовых программ среднего общеобразовательного учреждения в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образованияпо социогуманитарным направлениям подготовки: истории, культурологии, философии, иностранному языку.

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В случае успешного освоения содержания практикума студенты должны:

знать:

· особенности исследований социальных проблем;

· назначение и основные разделы программы эмпирического исследования;

· особенности применения количественных и качественных методов сбора информации в учреждениях социальной сферы;

уметь:

· обосновывать актуальность исследования выбранной проблемы, используя для этого справочные, научные, литературные и электронные ресурсы (словари, справочники, монографии, интернет-ресурсы и т.д.);

иметь навыки:

· поиска и анализа информации;

· проведения презентации полученных результатов (учитывая замечания академического консультанта);

· профессиональной и социальной коммуникации.

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

1. Творческие задания. Выполняя задание 1 к модулю 1, студенты пишут аналитический отчет, в котором обосновывают актуальность выбранной ими социальной проблемы, используя ссылки на научные, статистические источники, доступные в том числе на интернет-сайтах, и аргументировать необходимость проведения полевого (эмпирического) исследования.

2. Разработка исследовательского проекта.

В рамках изучения дисциплины каждый студент выполняет самостоятельный исследовательский проект, в рамках которого применяется метод наблюдения (предполагает заполнение дневника наблюдения, составление фотоотчета) или метод интервью (предполагает разработку гайда интервью, предоставление транскрипта интервью). Перечень тем проектов:

1. Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

2. Социальная адаптация выпускников детских домов.

3. Конфликты взрослых и детей: регулирование путем переговоров.

4. Асоциальный образ жизни в большом мегаполисе.

5. Практика арт-терапии в социальных учреждениях.

6. Культура досуга современного студента.

7. Повседневность студенческого общежития.

8. Практики добровольчества в Санкт-Петербурге.

9. Помощь животным в общественных организация Санкт-Петербурга.

10. Помощь семье и детям в социальных учреждениях Санкт-Петербурга.

3. Учебная дискуссия с разбором конкретных ситуаций.

Проведение благотворительной акции. В рамках работы на семинаре 2 (2 час, тема 5) студенты обсуждают первый опыт проведения благотворительных акций, самостоятельно организованных и проведенных ими в учреждениях социальной сферы, формулируют трудности, затруднявшие работу, характеризуют полученные навыки и умения.

Моделирование ситуации интервью. В рамках работы на семинаре 3 (2 час, тема 5) студенты разбиваются на группы по 5 человек. Две группы — интервьюеры, две другие — интервьюируемые (респонденты). Задача — определить социальную тему и перечень вопросов, задать вопросы респонденту и обсудить коммуникативные трудности, возникшие в ходе интервью у интервьюеров и респондентов.

В рамках работы на семинаре 4 (2 час, тема 5) студенты обсуждают примерный перечень вопросов, которые необходимо задать в ходе интервью специалистам и клиентам, чтобы выявить специфику профессии «специалист по социальной работе», получить информацию об особенностях организации деятельности учреждений социальной сферы. В итоге групповой дискуссии составляется примерный гайд интервью — план интервью, в котором вопросы сгруппированы по смысловым блокам.

Кейс-стади «Знакомство со спецификой работы учреждений на примере разбора конкретного случая». Студенты разбиваются на группы, по 4-6 человек в каждой, знакомятся с содержанием кейса, в ходе групповой дискуссии разбирают примеры работы специалистов учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга по решению трудных жизненных ситуаций конкретных клиентов. Работа над кейсами предполагает разбор конкретных ситуаций по работе со случаем на практических площадках социальных учреждений Санкт-Петербурга.

В рамках курса предусмотрена работа над четырьмя кейсами:

1) «Работа со случаем в СПб ГБУ КЦСОН Центрального района» (2 ч., тема 6).

2) «Работа со случаем в СПб ГБУ ТЦСО Кировского района» (1 ч., тема 8).

3) «Работа со случаем в СПб ГБУ КЦСОН Красносельского района» (1 ч., тема 8).

4) «Работа со случаем в СПб ГБУ ЦСПСиД Центрального района» (2 ч., тема 9).

4. Мастер-классы экспертов и специалистов социальных служб (практика работы со случаем). При посещении практических площадок студентам предлагается изучить опыт работы специалистов с конкретным клиентом, специфику, особенности и сложности, возникавшие в его работе.

5. Дискуссии, круглые столы. В рамках семинара 1 (2 час, тема 3) проходит обсуждение материалов аналитических отчетов: как студенты аргументируют актуальность выбранной социальной проблемы и необходимость ее исследования. Ответы на сформулированные преподавателем тематические вопросы.

6. Портфолио работ: презентация фотоотчетов, дневников наблюдения, результатов интервью — презентация самостоятельных исследовательских проектов, проходят в рамках семинара 8 (2 час, модуль 4).

Эти формы работы занимают не менее 50 % времени аудиторных занятий, объем — 16 часов.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Период обучения (модуль) Контактная работа обучающегося с преподавателем Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам. раб.) промежуточная аттестация (сам. раб.) итоговая аттестация (сам. раб.)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Модуль 1                     0,25     0,5
15-25 15-25                     15-25 15-25    
Модуль 2                     5,5 0,25     0,5
15-25 15-25                     15-25 15-25    
Модуль 3                     5,5 0,25     0,5
15-25 15-25                     15-25 15-25    
Модуль 4                   0,25     0,5
15-25 15-25             15-25       15-25 15-25    
Итого                    
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Модуль 1 – Аналитический отчет. – Библиографический список источников.    
Модуль 2 – Перечень пример­ных вопросов для интервью в учреждениях социальной сферы.    
Модуль 3 – Дневник наблюде­ний с фоторядом (в электронной форме). – Транскрипт интервью.    
Модуль 4 Презентация зачет  

Структура и содержание учебных занятий

Наши рекомендации