Тема 12 Социология культуры

План:

1. Культура как фактор социальных изменений

2. Экономика, политика, социальные отношения и культура

Содержание

Термин «социология культуры» впервые был употреблён Максом Адлером, который определил предмет социологии культуры как изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм. Карл Мангейм определял социологию культуры как специфическую разновидность интерпретации произведений культуры.

Социологическое изучение культуры в советский период активизировалось только в 80-е годы XX века в работах Л. Н. Когана, Л. Г. Ионина, А. И. Шендрика и др.

Литература:

1. Скворцов Н.Г. Социология. Учебник для вузов. Москва : Проспект, 2009

2. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.

3. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

Тема 13 Социология массовых коммуникаций

План:

1. Понятие информации: ее виды, способы передачи и эффективность

2. Социальная коммуникация как вид социальных отношений

Содержание

Социология массовых коммуникаций – отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации, а также воздействие, которую она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология массовых коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами. Существует три фактора, влияющих на развитие социологии массовых коммуникаций: социальные изменения, техника, новые методы исследований.

Средства массовой информации являются одним из основных факторов социальных коммуникаций и оказывают огромную роль на ее развитие.

Литература:

1. Самыгин С.И. социология для студентов вузов. Ростов на Дону : Феникс, 2010

2. исаев Б.а. Социология : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2010

3. К. Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

Тема 14 Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований

План:

1. Понятие социологических исследований: этапы, виды, основные методы

2. Программа социологического исследования: понятие, разделы

3. Метод выборки в социологическом исследовании

Содержание

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.Исследования проводятся в 4 этапа: подготовка, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и сама обработка, анализ обработанной информации. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.Подготовка социологического исследования непосредственно начинается с разработки его программы, состоящей из дух разделов –методологического и методического.Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению

Литература:

1. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.

2. исаев Б.а. Социология : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2010

3. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

Тема 15 Методика обработки информации и анализ ее результатов

План:

1. Обработка и обобщение информации

2. анализ и представление полученных данных

Содержание

Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий: редактирование информации, предварительная подготовка к обработке, кодирование, статистический анализ, интерпретация.

Литература:

1. исаев Б.а. Социология : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2010

2. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

3. К. Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

Содержание практических занятий, их объем в часах

Практическое занятие № 1

План:

1. Законы и категории социологии

2. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук

3. Развитие российской социологической мысли

4. Социальные идеи казахских мыслителей ХIХ – ХХ века

5. Современные социологические теории (феноменология, этнометодология, социальная драматургия)

Цель:знакомство студентов с этапами становления и развития социологии, дать информацию о ее структуре и связи с другими науками

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Структуру, функции и методологию социологии, ее место в структуре социально-гуманитарных наук, историю становления и развития социологической мысли

Задания:

Задание 1. Назовите социальных мыслителей античности - ….

Задание 2.Средневековые мыслители Запада и Востока, их основные идеи

Задание 3.Социальные идеи эпохи просвещения и их влияние на становление социологии

Задание 4.Социологические идеи О.Конта, Э.Дюркгейма, М.Вебера – общее и особенное

Задание 5.Каковы тенденции развития социологической мысли в современном мире?

Литература:

1. Скворцов Н.Г. Социология. Учебник для вузов. Москва : Проспект, 2009

2. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.

3. Самыгин С.И. социология для студентов вузов. Ростов на Дону : Феникс, 2010

Практическое занятие № 2

План:

1. Понятие общественного прогресса

2. Конфликты как показатель прогресса

3. Понятие «социальной структуры общества»

4. Социальные группы, их разновидности, социально-демографические группы

5. Социально-территориальная структура общества

Цель:сформировать знания об обществе, дать информацию о ее составных элементах, их функционировании

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Особенности общества как социальной системы, функционирование больших социальных групп, особенности развития города и села как крупных социально-территориальных образований.

Задания:

Задание 1. Назовите особенности постиндустриального общества

Задание 2.К какой типологии можно отнести казахстанское общество и почему?

Задание 3.Проанализируйте социально-культурные особенности развитых и развивающихся стран

Литература:

1. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

2. К. Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

3. Булатова А.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002

Практическое занятие № 3

План:

1. понятие «социального института», основные социальные институты

2. Функции и дисфункции социальных институтов

3. Социальные процессы, их разновидности

4. Миграция как социальный процесс

5. Основные показатели процесса урбанизации в Казахстане

Цель:знакомство с основными элементами социальной структуры общества, дать информацию о социальных институтах и процессах

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Основные социальные институты, их функционирование и нарушение функций, социальные процессы, их направленность и особенности

Задания:

Задание 1.В чем заключается особенности функционирования социальных институтов в современном мире?

Задание 2.Каковы основные показатели современных социальных процессов?

Задание 3.Какие классификации социальных процессов вам известны?

Литература:

1. К Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

2. Электронный учебник по «Социологии». Павлодар : Кереку, 2011

3.Кравченко А.И. Социология. М., 2001

Практическое занятие № 4

План:

1. причины социального неравенства

2. Стратификационные системы современных Западных стран

3. Стратификационная система современного Казахстана

4. Причины и показатели современных перемещений

5. Бедность, пути его преодоления

Цель: дать информацию о структуре общества, социальных стратах и мобильности

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:структуру и основные элементы социальной структуры общества, строения современного общества, социальные слои и перемещения в них

Задание 1.Сравните теорию социальной стратификации и формационную теорию К.Маркса, отметьте особенности

Задание 2.Определите социальный статус конкретного человека по 4 критериям социального статуса (уровень образования, доходы, отношение к власти, престиж профессии)

Литература:

1. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.

2. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001

Практическое занятие № 5

План:

1. Понятия «социального статуса» и «социальной роли»

2. Социализация личности, основные критерии

3. Первичная и вторичная социализация личности

4. Ресоциализация и десоциализация

5. Роль формальных и неформальных социальных институтов в социализации личности

Цель:дать представление о понятии «личности», его становлении и развитии, структуре и современных особенностях

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Статусы и роли, структуру и социализацию, ценностные ориентации, потребности и мотивы личности

Задание 1.Назовите свои предписанные и приобретенные статусы

Задание 2. Каковы особенности различных теорий в исследовании личности (психологических, философских, правовых, социологических и т.д.)

Литература:

1. Булатова А.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова. Москва : Гардарики, 2000

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001

Практическое занятие № 6

План:

1. Основные виды девиантного поведения – наркомания, алкоголизм, преступность

2. Понятие «социальной нормы», его особенности, культурный релятивизм в определении норм

3. Понятие социального контроля, его виды

4. Виды девиации в современном Казахстане, пути борьбы с ними

Цель:дать знания об особенностях социальных девиаций, их классификациях, путях борьбы с ними и о современном состоянии

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Основные понятия и категории девиантного поведения, виды девиации, социальные нормы и ценности, их нарушения, виды социального контроля

Задания:

Задание 1.Определите виды положительных девиаций

Задание 2.Каковы, по вашему, эффективные методы социального контроля?

Задание 3.Проведите сравнительный анализ социальных норм различных стран

Литература:

1. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

2. К Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова. Москва : Гардарики, 2000

Практическое занятие № 7

План:

1. Уровни и структура системы образования

2. Функции образования

3. Образовательные системы различных стран, образовательная интеграция

4. Образование как фактор социальной стратификации

5. Современное образование, тенденции его развития

Цель:дать представление об особенностях социологического изучения системы образования

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Образование как социальная система, функции, уровни образования, тенденции развития современного образования

Задания:

Задание 1.Назовите основные изменения в системе современного казахстанского образования

Задание 2.Образование и другие социальные институты – особенности взаимодействия

Литература:

1. Самыгин С.И. социология для студентов вузов. Ростов на Дону : Феникс, 2010

2. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

3. Булатова А.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002

Практическое занятие № 8

План:

1. Политические отношения и интересы

2. Политические институты и процессы

3. Политическая система общества и становление политического сознания

4. Социальные механизмы политической жизни

5. Группы давления, их социальная сущность

Цель: дать представление о механизмах развития политической жизни общества, политических законах и категориях, становлении политической культуры

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Основные понятия политической сферы общества, социально-политические группы, политику как общественное явление

Задания:

Задание 1.По-вашему, какими качествами должен обладать политик? Каковы требования к его внешнему виду?

Задание 2. Кто относится к политической элите?

Литература:

1. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

2. Булатова А.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002

3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова. Москва : Гардарики, 2000

Практическое занятие № 9

План:

1. основные направления развития социологических исследований в области экономики

2. Социологический анализ экономических процессов

3. Социальные проблемы рыночной экономики

4. Отношение человека к труду, трудовая мобильность, рынок труда

5. Безработица как социально-экономическая проблема

Цель: ознакомить и дать представление об экономической жизни общества, развитии социологического исследования сферы экономики, категориями экономической социологии

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Экономическая сфера, ее элементы и понятия, соотношение экономики, политики и общества

Задания:

Задание 1.Соотношение экономической теории, экономической социологии, социологии менеджмента и социологии труда

Задание 2.Определите понятия «уровень жизни», «прожиточный минимум», «качество жизни»

Литература:

1. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

2. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 2001

3. Радаев В.В. Экономическая социология : курс лекций. М., 2000

4. Соколова Г.Н. Экономическая социология. М., 2000

Практическое занятие № 10

План:

1. структура семьи и типы семейного поведения

2. Виды, мотивы брака и развод

3. Семья в Казахстане в условиях рыночных отношений

4. Семейная политика и социальная поддержка

5. Определение условий жизни и их показатели

Цель: сформировать знания о семье как социальном институте, семейных отношениях, браке

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Отличия семьи как социального института и малой социальной группы, современные тенденции развития семейных отношений, влияние семьи на становление личности

Задания:

Задание 1.Каковы пути стимулирования к созданию семьи?

Задание 2.Преимущества и недостатки социальной поддержки семьи

Литература:

1. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова. Москва : Гардарики, 2000

3. Казаринова Н.В. и др. Социология : Учеб. для вузов / Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Москва : Nota bene, 2000

Практическое занятие № 11

План:

1. Основные элементы культуры

2. Виды культуры

3. Массовая культура и глобализация

4. Культурные конфликты: понятие, особенности

Цель:дать знания о социологическом исследовании культуры, об особенностях развития культурных ценностей в современном мире

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Культура как социальный феномен, взаимосвязь культуры и других сфер общественной жизни, элементы и универсалии культуры

Задание 1. Особенности духовной и материальной культуры

Задание 2.Особенности этноцентризма и мультикультурализма в условиях глобализации

Литература:

1. К. Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

2. Булатова А.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001

Практическое занятие № 12

План:

1. Средства массовой коммуникации: описание и особенности

2. Социокультурная роль массовой коммуникации

3. Особенности социологического исследования средств массовой информации

4. Роль СМИ в формировании массовой культуры

5. Особенности развития современных СМИ

Цель: дать представления о видах социальных коммуникаций, роли СМИ в становлении и развитии массовых коммуникаций

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Понятие и разновидности «информации», каналы и эффективность передачи информации, СМИ как основа социальных коммуникаций

Задания:

Задание 1.От чего зависит эффективность передаваемой информации?

Задание 2.В чем заключается социально-культурная и коммуникационная роль СМИ?

Литература:

1. К. Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова. Москва : Гардарики, 2000

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001

Практическое занятие № 13

План:

1. Возможности сферы применения, преимущества и недостатки количественных и качественных методов

2. Опросные методы в социологии

3. Методы наблюдения и эксперимента

4. Документы в социологических исследованиях, их анализ

5. Метод социометрии: особенности и область применения

Цель: сформировать знания об основных методах социологического исследования, о технике проведения социологических опросов

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Методы, виды социологических исследований, определение выборочной совокупности

Задания:

Задание 1.Назовите преимущества и недостатки методов социологического исследования

Задание 2.Каким образом можно сочетать использование общенаучных и частнонаучных методов в социологии?

Литература:

1. Булатова А.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2002

2. Кравченко А.И. Социология. М., 2001

3. Казаринова Н.В. и др. Социология : Учеб. для вузов / Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Москва : Nota bene, 2000

Практическое занятие № 14

План:

1. Проблема репрезентативности полученных данных

2. Этические принципы исследовательской работы

3. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов

4. Особенности использования социологических методов исследования в различных сферах общества (в экономике, политике, культурной жизни)

Цель:ознакомить студентов с основами обработки и анализа социологических данных

По окончании изучения данной темы студенты должны знать:

Механизмы проведения социологического исследования и анализа его результатов

Задания:

Задание 1.Что должно лежать в основе обобщения и анализа результатов исследования?

Задание 2.Какова структура отчета по результатам опроса?

Литература:

1. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009

2. К Габдулин, Е.Р. Раисов. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001

Наши рекомендации