Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Общество – 6
Часть 1
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Общественные науки
НАЗВАНИЕ НАУКИ | ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ |
Экономика | Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. |
___________ | Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни. |
Ответ: __________________
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. В ответе запишите слово (словосочетание).
1) судебный прецедент; 2) обычное право; 3) источники права; 4) нормативно-правовой акт; 5) международные правовые акты.
Ответ: ____________________
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют операции коммерческих банков.
1) эмиссия ценных бумаг; 2) управление золото-валютными резервами государства; 3) предоставление потребительских кредитов; 4) открытие депозитных вкладов физических лиц; 5) эмиссия национальной валюты; 6) выдача ипотечных кредитов.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______________________
4. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека и обведите цифры, под которыми они указаны. Запишите цифры в порядке возрастания.
1) существо биологическое
2) сознательно выдвигает цели деятельности
3) живет среди себе подобных
4) обладает способностью к творчеству
5) производит орудия труда с помощью других орудий
6) обладает врожденным инстинктом самосохранения
Ответ: ___________________
5. Установите соответствие видов деятельности и определений.
Определения | Виды деятельности |
А) освоение опыта предшествующих поколений | 1) игра 2) труд 3) творчество 4) общение 5) учеба |
Б) преобразование предметов окружающего мира | |
В) преобразование информации в процессе взаимодействия | |
Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами |
А | Б | В | Г |
6. Перечислите, что из нижеприведенного является результатом учебной деятельности:
1) учителя
2) компьютерное обеспечение
3) знание основ наук
4) наглядные пособия
5) умения применять знания
6) практические навыки
Ответ: _________________
7. Выберите характерные черты рыночной экономики
1) преобладание экстенсивного способа производства
2) экономическая самостоятельность производителей
3) соблюдение трудовой этики
4) наличие конкуренции производителей
5) централизованное ценообразование
Ответ: __________________
8. Установите соответствие между социальными фактами и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ | |||||
А) аграрно-сырьевой тип хозяйства Б) появление массовой культуры В) развитие глобальных компьютерных сетей Г) создание конвейера Д) ведущая роль науки в производстве | 1) информационное 2) индустриальное 3) традиционное | |||||
А | Б | В | Г | Д | ||
9. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства
2) монополия
3) местный рынок
4) рынок услуг
5) олигополистический рынок
6) фондовый рынок
Ответ: _____________
10. На рисунке изображена ситуация на рынке цветов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена цветка, Q - количество предлагаемых цветов). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением тарифов на электричество
2) расширение сети цветочных магазинов
3) снижением доходов населения
4) увеличением налогов на производителей
5) вводом в эксплуатацию цветочной теплицы
Ответ: ________________
11. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции и укажите цифры, под которыми они указаны
1) бойкот
2) аплодисменты
3) насмешка
4) увольнение
5) комплименты
6) улыбка
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _________________________.
12. В социологических исследованиях, проведённых в стране Z в 2002 и 2012 гг., респонденты должны были выбрать из предложенных те высказывания, которое наиболее точно отражает их отношение к современной жизни. Полученные результаты были занесены в таблицу.
1) Как в 2002 г., так и в 2012 г. более трети опрошенных свыклись с тем, что им пришлось отказаться от привычного образа жизни.
2) Примерно четверть опрошенных считают, что за последние годы для них ничего не изменилось.
3) В 2012 г. доля опрошенных, использующих новые возможности для достижения большего, уменьшилась.
4) Доля тех, кто никак не может приспособиться к сложившимся условиям, возросла.
5) Увеличилось количество людей, сумевших использовать новые возможности в своих интересах.
6) Число затруднившихся с ответом не изменилось.
Ответ: ___________________
13. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре, и обведите цифры, под которыми они указаны. Запишите цифры в бланк в порядке возрастания.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
6) наиболее востребована в современном обществе
Ответ: ___________________
14. Установите соответствие между основными функциями и правоохранительными органами власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА |
А) удостоверение верности копии документа, подписи, перевода Б) разрешение конфликтов и споров на основании закона, защита прав и восстановление нарушенных прав и свобод В) обеспечение общественного порядка и безопасности Г) охрана прав, всех форм собственности и законных интересов физических и юридических лиц Д) выявление, раскрытие и расследование преступлений | 1) суд 2) органы внутренних дел (полиция, следствие, внутренние войска) 3) нотариат |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
15. В статье 7 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть социальное государство. Какие признаки раскрывают сущность этого конституционного положения? В ответе укажите цифры, под которыми они указаны.
1) Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан.
2) Отделение религиозных объединений от государства.
3) Утверждение идеологического многообразия в обществе.
4) Осуществление власти только законными органами и по общепризнанным нормам права.
5) Охрана труда и здоровья людей.
Ответ: ________________
16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в ______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты.
Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство
7) общество
8) смысл
9) устный
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 2
Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >
Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
17. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
18. При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.
19. Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.
20. В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы, и одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
22. Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.
23. Гражданин Н., 17 лет, обратился с исковым заявлением в суд с ходатайством о признании себя полностью дееспособным (эмансипации). Суд удовлетворил ходатайство.
Укажите два обстоятельства, которые могли стать основанием для удовлетворения иска Н. В каком случае эмансипация наступает автоматически без решения суда?
24. В ходе социологического опроса, проведённого службой изучения общественного мнения в разных регионах страны Н., респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Может ли Ваша семья оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства без предоставляемых государством дотаций и льгот?»
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте любые три вывода, которые могут сделать учёные-социологи на основании результатов опроса.
Предложите, на основании полученных данных, любые три рекомендации разработчикам реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране Н.
25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема общественного прогресса». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
26. Выберите одноиз предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и собственный жизненный опыт.
26.1. Философия
«Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи).
26.2. Социальная психология
«Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса» (В.М. Бехтерев).
26.3. Экономика
«В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и
самопожертвования» (К. Рокне).
26.4. Социология
«Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер).
26.5. Политология
«– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"» (Ж. Ренар).
26.6. Правоведение
«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» (В. Гюго).