Метод в социологии – это основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Тема 3. Методология, программа и методы

Социологических исследований.

Социальные исследования проводились в Европе еще в ХVII веке задолго до возникновения самого слова социология. Их методология и методика разрабатывались главным образом естествоиспытателями. (Методы количественного исследования социальных процессов, выработанные английскими исследователями, были применены Дж. Граунтом для анализа уровней смертности в 1662 г.) На ранних этапах теоретическая и эмпирическая социология развивались в отрыве друг от друга, так как теории Конта и Спенсера не допускали проверки и были ориентированы только на прошлое, а исследования были посвящены злободневным проблемам современного общества.

Так было до конца ХIХ века пока Дюркгейм и Вебер вплотную не занялись методологией. Эмпирическая социология в Европе формировалась не в университетах, а в практической сфере – в среде государственных служащих, предпринимателей, врачей, учителей. Её возникновение стимулировалось практическими нуждами капитализма, а так же ростом общественных движений, стремившихся привлечь внимание властей и общественности к социальным порокам и бедам общества, и выступавших за социальные реформы и просвещение населения.

Бум социальной эмпирики пришёлся на начало ХIХ века (регулярные переписи населения в Англии и Франции, формирование системы статистических служб и обществ). Большое влияние на становление эмпирических исследований оказали: в Англии – Д. Синклер и Ч. Бут; в Германии – М. Вебер; во Франции – Л. Вилларме, А. Герри, Ф. Ле Пле и самый заметный среди эмпириков, один из крупнейших статистиков, франко-бельгийский учёный А. Кетле. По существу с него можно начинать отсчёт социологии как строгой, эмпирически обоснованной науки. В первой четверти ХХ века мировым лидером в развитии эмпирической социологии становится США, где к 1910 г. было проведено около 3000 эмпирических исследований с использованием новейшей статистической техники.

Вопрос 1. Методология социологии – как система общенаучных и общесоциологических принципов.

Методологию социологических исследований необходимо знать не только тем, кто их проводит, но и тем, которые хотят стать грамотными потребителями результатов этих исследований (Пример: это необходимо принимающим политические и социальные решения, заказчикам предвыборных, маркетинговых прикладных исследований, а так же тем кто формирует общественное мнение). Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришёл к ним, какую методологию использовал.

Методология (от греч. methodos - способ познания и logos - слово, понятие, учение) в настоящее время имеет несколько смысловых значений:

· наука о методе;

· система наиболее общих принципов, подходов и методов составляющих основу для данной конкретной науки;

· совокупность теорий, концепций, парадигм, приёмов исследования, применяемых в той или иной науке, на её конкретно-исторической стадии развития.

В общем случае:

Социологическое исследование – это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Формирование методологии социологических исследований стало возможным на пересечении многих взаимообусловленных экономических, научных, культурных и философских факторов. Тем не менее, ни в отечественной, ни в зарубежной практике этих исследований не сложилось единого термина. Одну и туже систему действий одни исследователи называют методологией, другие – методом или техникой исследования, третьи – методикой.

Один из общенаучных принципов исследования требует прежде всего выявление устойчивости в многообразных связях и изменениях. (Пример: в исследовании мотивов трудовой деятельности необходимо выявить некоторое устойчивое мотивационное «ядро». Так как у каждой исторической эпохи существует своя специфика, можно выделить четыре стимула: - прямое принуждение, - экономическое стимулирование, - моральное стимулирование, - социально-статусное стимулирование. Различные варианты их сочетаний в каждую эпоху и в особых сообществах и оставят основное мотивационное «ядро» трудовой деятельности).

Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет социологическая теория, формирует принципиальные основы частных социологических теорий в соотношении с набором социальных фактов. Понятие «методология» имеет и боле узкий смысл, употребляемое в конкретно-научных исследованиях (измерение каких-либо социальных характеристик, соотношений между теорией и эмпирическими данными, между научным обобщением теории и экспериментом).

Поскольку социология относится к наукам об обществе и человеке, ей присущи общие для всех наук принципы:

· использование историко-генетического анализа изучаемого явления, для выявления причин его возникновения и развития;

· многофакторность объяснений социальных изменений;

· специфическая перепроверка эмпирических фактов, их систематичности и повторяемости через определённые промежутки времени;

· ограниченные возможности эксперимента в общественных процессах и поэтому более значимая роль в методологии таких понятий как: анализ и синтез, абстрактное и конкретное, индукция и дедукция, сравнительный анализ информации от различных источников, с учётом отличающихся методик;

· специфическое использование процедур математической статистики и выдача полученной информации;

· завершение социальных исследований формулированием выводов и рекомендаций, имеющих теоретическую и социально-практическую ценность.

Ни одна из общественных или гуманитарных наук не изучает те свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, религиозных и иных явлениях, именуемых в социологии социальными факторами и проявляющимися как её закономерности. Эти наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, кроме социологии, и составляют её специфику.

Методологическая специфика социологии как науки определяется:

· становлением, развитием и функционированием социальных общностей и форм их самоорганизации;

· изменениями вызываемые активностью социальных объектов;

· социальными механизмами взаимодействия между социальными общностями, личностью и обществом;

· закономерностями социальных действий и массового поведения.

Поэтому социологическая методология имеет свои специфические принципы исследования, свой особый предмет, отличающий её от всех прочих общественных и гуманитарных наук.

Для социологических исследований характерны:

· событийно-повседневный анализ, при котором предметом исследования являются реально происшедшие события (социальные факты);

· субъектно-деятельностный анализ, основанный не только на интерпретации поведения людей, но и выявлении смысла, который вкладывается ими в свои поступки;

· гуманистическая ориентированность исследований, призванная служить человеку, повышать его возможность для удовлетворения своих потребностей, интересов, прав, развития и совершенствования социальных форм их жизнедеятельности;

· изучение связи и взаимообусловленности менталитета, духовных потребностей, интересов, прав со способами развития и совершенствования социальных форм жизнедеятельности общества и личности.

Социологическая методология, как исследовательская система, состоит из следующих составляющих:

· объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания, что содержит социальную проблему;

· предмет социологического исследования – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые наиболее явно выражают не сходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют полюса социального противоречия или конфликта.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нём закономерность или центральную тенденцию;

· социальная проблема– она формируется когда социальный процесс вызывает сомнение, не поддается убедительному объяснению и отражает ситуацию в которой имеют место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов.

Социальная проблема может не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие её условия и поведение людей, не достигли того уровня на котором она становится очевидной. Но даже будучи осознанной, она не обязательно становится предметом анализа и действий, так как для этого необходимы активная заинтересованность и готовность общественных сил и организаций к практическим преобразованиям;

· программа социального исследования – это документ, содержащий всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приёмов исследования;

· гипотеза– она организуют весь процесс исследования и подчиняет его строгой логике.

Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое заключение: «Если…, то…». Первая посылка выдвигает условие, вторая – утверждает следствие из него; в итоге гипотеза опровергается, либо подтверждение делает её вероятной. Принципиальное требование к гипотезе – чем больше следствий она содержит, тем более вероятно её подтверждение.

Вначале гипотезу выдвигают – это процесс опирающийся на опыт и интуицию исследователя, а затем разрабатывают – устанавливают её логическую структуру. Гипотезы никогда не возникают на пустом месте, так как не возможно начать исследование с предположения, будто о предмете ничего не известно.

Правила формулировки гипотез:

1) Гипотезы должны быть концептуально ясными. При их формулировании не следует пользоваться двусмысленными, туманными и противоречивыми понятиями.

2) Гипотезы должны иметь эмпирические референты (это живые люди или материальные объекты, которые охватываются данным понятием). Их точное установление означает обнаружение адреса исследования, тех кого надо опрашивать, за чем или за кем надо наблюдать. Эмпирическими рефератами могут быть реальные чувства, явления, процессы.

3) Гипотеза не должна содержать моральных оценок или суждений. Для этого надо рассортировать исследуемые понятия на оценочные и фактологические, затем вторые оставляют как есть, а первые переводят в разряд фактологических.

4) Если общую гипотезу можно разбить на подгипотезы, следует это сделать.

5) Гипотезы должны быть привязаны к своим методам и инструментам. Для некоторых гипотез, особенно крупномасштабных, бывает трудно найти подходящий метод проверки, устраивающий или убеждающий всех.

· социальные факты – это понятие было введено в социологию Э. Дюркгеймом, который разделил их на морфологические (это носители материального состава общества – географическое положение, производство, плотность населения) и нематериальные (это компоненты коллективных представлений, имеющих социально-культурное значение – менталитет, религия, государственный строй).

· социальные законы – они отражают существенные, необходимые связи социальных явлений и процессов, определяют отношения между индивидами и социальными общностями в процессе социальной деятельности.

Это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения. В соответствии с социальными законами люди создают условия и обстоятельства своей жизнедеятельности. Действие одного и того же закона в различных ситуациях проявляется по разному, поэтому их действие это не постоянная величина, а тенденция. Социальные законы задаются естественным ходом событий;

· социальные закономерности – это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование, развитие общества, как целостности социальной системы.

Закономерность выступает как эмпирическая, конкретно-реальная форма существования социального закона.

Различают 2 вида закономерностей: 1) динамическая – когда реальное состояние А некоторого объекта, однозначно определяет реальное состояние В того же или другого объекта; 2) вероятностная – когда отражается не реальное, а возможное состояние, при этом однозначность зависимости сохраняется;

· социологическая теория – это система логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа социальных структур.

Различают общесоциологические теории (в которых отражаются законы развития и функционирования общественных формаций) и законы перехода одних формаций к другим.

Любая общесоциологическая теория представляет собой разветвленную систему знания и отражает: конкретно-исторические факты социальных общностей различного уровня, массовые социальные процессы и поведение субъектов, интегрированные теоретические обобщения, связывающие воедино общество как целостное образование в рамках мировой цивилизации;

· эмпирическая база – это сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов

(Пример: выбор молодёжью профессии и жизненного пути может стать эмпирической основой: - ювенологии (комплекса учений о молодёжи), - социологиитруда и профессий; - социологии личности; - социологии структуры и мобильности населения и т.д.);

· метод – это способ сбора, обработки и анализа данных социологического исследования.

Сбор и обработка данных является сферой методики социологических исследований, а теоретический анализ получения данных предполагает методологию. В основе методологии лежит тот или иной метод, основными из которых являются:

а) диалектический – отражает любое общественное явление или процесс во взаимосвязи и в состоянии постоянного изменения, развития, так как оно несёт в себе противоположные начала;

б) статистический – нацеливает на выявление средней равнодействующей общественных сил и факторов, фиксации отклонений от усреднённых показателей, установления причин и следствий этих отклонений;

в) математический – отличается от статистического тем, что кроме чисто количественной стороны обеспечивает социологические исследования моделированием социальных процессов;

г) метод системного анализа – предполагает исследование общественного явления или процесса, как целостности, руководствуясь идеей, согласно которой изменение типа взаимодействия элементов системы меняет её качество.

Вопрос 2. Программа социологического исследования.

Основные элементы и стадии подготовки программы социологического исследования можно найти в любом учебнике по общей или специальной социологии. Однако большинство социологических исследований осуществляется без программы, отвечающей требованиям научного метода. Чаще всего это описание задач целей, актуальности. выборки, общетеоретических методов занимающие 2-3 страницы. Роль программы исследования в социологии велика, но не надо её преувеличивать. Программа исследования – это рабочий механизм социологического поиска.

Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования – необходимое условие его проведения на высоком уровне.

Программа имеет свою структуру и включает подробное, чёткое и завершённое изложение 2-х разделов:

· методологического– в нём даются формулировка и обоснование проблемы, указываются цели, определяется объект и предмет исследования, даётся логический анализ основных понятий, формулируется гипотеза и задачи исследования;

Социальная проблема – это реально существующая в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп или социальных институтов. (Пример: причины роста молодёжной преступности, увеличения безработицы или снижение жизненного уровня населения; снижение спроса на отечественную бытовую технику, снижение политического рейтинга главы государства и т.д.)

Социальные проблемы классифицируются:

· в зависимости от цели исследования – гносеологические (порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов) и предметные (порождённые столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества);

· по масштабам – общенациональные, региональные и местные;

· по продолжительности существования – краткосрочные, среднесрочные и длительные;

· по глубине описания противоречий – проблемы затрагивающие одну сторону социального явления и проблемы касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс.

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремиться точно выразить проблемную ситуацию и её реальное противоречие, избегая при этом широких и абстрактных определений. Чаще всего она формулируется именно абстрактно, а затем конкретизируется в процессе постановки задачи, и на выходе приобретает чёткий завершенный вид. Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, так как это усложняет инструментарий, снижает качество собираемой информации и оперативность исследования (что ведёт к старению социологических данных).

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки, пенсионеры и т.д. (Пример: если изучаются причины неуспеваемости в ВУЗе, то объектом изучения равной мере являются студенты и преподаватели).

Предмет исследования включает в себя стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Предмет – это выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования (Пример: причина неуспеваемости в ВУЗе – это предмет исследования).

В разделе анализа основных понятий рассматриваются основные понятия, в которых описывается социальная проблема, уточняется их смысл (выделяются существенные свойства и признаки явлений и процессов), который переводится на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей. После чего определятся инструментарий исследования (методы и процедура регистрации свойств и явлений, существенных для установления ожидаемых фактов).

Параллельно формируются рабочие гипотезы, совокупность которых отражает возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннею логику всего процесса исследования. (Пример: если в ходе анализа причин неуспеваемости в ВУЗе предполагается, что они обусловлены: а) низким качеством преподавания; б) тем что студенты вынуждены зарабатывать на жизнь; в) нетребовательностью администрации к соблюдению дисциплины; г) просчётам в конкурсном приёме в ВУЗ - то именно их и следует проверять в исследовании).

Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того как они сформулированы часто зависит какими будут методы исследования (Пример: гипотеза о низком качестве преподавания требует экспертного опроса, а гипотеза о том, что студенты вынуждены работать – обычного опроса респондентов).

· методического – в нём указываются правила, процедуры, а так же логическая последовательность операций для их проверки, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логически схемы её обработки.

В него также включаются:

· характеристики методов и приёмов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и т.д.);

· структура применяемого методического инструментария, указывающая на выявление каких характеристик и свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов;

· порядок вопросов.

Инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа, в который иногда включаются логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.

Вопрос 3. Качественные и количественные методы социологического

исследования.

Метод в социологии – это основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Принято различать 2 качественно различных подхода, каждому из которых соответствует своя совокупность методов и процедур исследования.

Первый (основатель О. Конт) - исходит из «реалистического» взгляда на общество как на систему безличных институтов и структур, объективных по отношению к индивиду и его социальному поведению. В этом подходе акцент делается на поиск универсальных закономерностей социальной реальности, а методы исследования активно используют естественнонаучную методологию и инструментарий.

Второй (основатель М. Вебер) – напротив, признаёт первичность индивида и выводит социум из индивидуальных социальных действий К нему относятся направления и течения, исследующие в первую очередь повседневную жизнь индивидов, социально-психологические свойства индивидуального и группового поведения.

Исходя из этих подходов социологи применяют 2 классификации методов социологического исследования:

· количественные (жёсткие) – они направлены на замеры количественных параметров и при их помощи выясняют ответы на вопросы «кто и как отвечает?», «как часто?»;

· качественные (мягкие) – они изучают установки, верования, причины поведения людей, их каждодневную практику, познают их качество. При их помощи выясняются ответы на вопросы «что означают ответы?», почему так отвечают?», что являться стремлением к пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия.

Развитее методов социологического исследования не носило линейного характера, оно было подвержено колебаниям наподобие мятника. В начале ХХ века, когда социологи приступили к систематическому освоению эмпирических данных, приоритет отдавался качественны методам: анализу дневников, писем, автобиографий, включенному наблюдению.

Начиная с 20-х годов ХХ века, в развитых капиталистических странах, на первый план выходят количественные методы, и прежде всего массовые стандартизированные опросы. Они были востребованы политической конкуренцией и развитием средств массовой информации, поэтому изучались особенности электоратного поведения, эффективность пропаганды и рекламы, интересы радио- и теле-аудитории. Позже происходит экспансия опросных методик в другие сферы, изучаемые социологией, и они на 10-летие становятся основным источником информации.

Начиная с конца 30-х годов, социологи обратили внимание, что в ходе опросов на респондентов начинает оказывать влияние такой фактор как давление, а при массовых процедурах очень часто случаются ошибки и неточности, особенно при традиционных закрытых опросах. Было осознано, что количественные методы имеют тенденцию фиксировать мнения и оценки которые уже «вызрели» и ориентированы преимущественного на поверхностный слой массового сознания.

В полной мере неадекватность количественных методов познания поведения людей проявилась в США в 50-е годы ХХ века, когда социологи начали осваивать новую для себя предметную область – маркетинг. В интервью стали часто применяться процедуры с ограниченным набором заранее сформулированных предложений, а также чаще использоваться открытые вопросы, что способствовало более точной фиксации позиций опрошенных.

Одновременно активно внедрялись качественные методы, такие как фокусированное интервью и фокус-групповые исследования, которые нашли применение во многих сферах и прежде всего в исследовании рынка. Качественные исследования оказались эффективнее потому, что смогли объяснить производителям товаров и продавцам запросы населения. Под их воздействием произошёл серьезный пересмотр концепций производства, упаковки и рекламы. Тогда же возникла так называемая «ситуация Q-Q выбора», то есть своеобразное противостояние качественных и количественных методов. Ведущие социологические и маркетинговые центры стали ориентироваться исключительно на ту или иную стратегию. Но жизнь показала непродуктивность качественно-количественного антагонизма.

В аналогичных обстоятельствах оказались отечественные социологи в 90-х годах ХХ века, когда большинство из них познакомились с качественными методами. Проникновение новых методик вызвало ряд острых дискуссий между критиками качественных подходов и их сторонниками. Но более конструктивной оказалась всё же позиция социолога В.А. Ядова, призывавшая к преодолению качественно-количественного противостояния. Опыт применения тех и других подходов позволил сформулировать их основные особенности.

Заслуживает внимания предложенные социологами С.И. Григорьевым и Ю.Е. Растовым сравнения специфики количественных и качественных методов (Таблица 1):

№ п/п Основания сравнения Количественные методы Качественные методы
Цель применения Дать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое явление (случай, процесс)
Исследовательские задачи а) измерить параметры явления; б) установить взаимосвязи между отдельными параметрами а) выявить общую картину явления; б) концептуализировать явление, интерпретировать его
Позиция исследователя «Сторонний наблюдатель» «Сочувствующий участник»
Исследовательские гипотезы формулируются До начала сбора данных По мере овладения данными
Исследовательские инструменты а) разрабатываются до плевого этапа; б) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей а) определяются до и в ходе полевого этапа; б) неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт
Исследовательские задачи Стандартизированы; предлагается их дублирование Менее стандартизированы; дублируются редко
Единицы анализа Факты, высказывания, оценки акты сознания и поведения Субъективные значения фактов для индивида
Данные исследования представляются в видах Статистические распределения, школьные показатели, индексы и т.д. Высказывания, документы, интеллектуальные продукты стенограмм, аудио- и видеозаписи, групповые дискуссии и т.д.
Стиль исследования «Жёсткий» «Мягкий»

Табл. 1

При проведении социологических исследований наиболее часто используются:

· из количественных методов:

· Наблюдение– это целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем.

Особенность наблюдения – способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс, поставлять разносторонние впечатления об исследуемом объекте (характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций людей и целых коллективов). Оно рекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей во время обучения, поведения участников массовых мероприятий.

Наблюдение бывает: контролируемым и неконтролируемым, невключённым (простым) и включённым, полевым и лабораторным.

· Анализ документов – он позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми не возможно и помогает выявить тенденции и динамику их изменения и развития.

Его источники – текстовые сообщения в протоколах, докладах, резолюциях, публикациях, письмах и т.д. При этом особую роль выполняет статистическая информация, которая используется для характеристики конкретно-исторического контекста изучаемого процесса или явления.

Классификация анализируемых документов – целевые и наличные, официальные и неофициальные, личные и безличные, первичные и вторичные.

· Опрос – он предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению.

Это самый распространённый метод сбора первичной информации, с его помощью получают 90% всех социологических данных. Участников опросов называют респондентами.

Главные разновидности социологического опроса:

Анкетирование – при нём анкетируемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него.

По форме проведения анкетирование может быть: индивидуальным и групповым (при групповом опросе за короткое время можно опросить значительное число людей), очным и заочным (наиболее распространённые формы заочного опроса – почтовый опрос и опрос через газету), а так же открытым и закрытым (в зависимости от применяемых в анкете открытых и закрытых вопросов).

Интервью (интервьюирование) – при нём исследователь (или его представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы.

Интервью бывает:

· по форме проведения: прямым («лицом к лицу») и опосредованным (по телефону);

· по источнику первичной социологической информации: массовым (основной источник информации представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа) и специализированным (источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или научные знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения). Специализированное интервью ещё называют экспертным опросом или экспертной оценкой;

· по технике проведения: свободные, формализованные, «клинические» (требующие долгого времени и выявления у респондента широкого круга мнений) и «фокусированные» (узко направленные на определённую группу вопросов);

· по способу организации – групповые и индивидуальные.

Также различают: документальные интервью (изучение свершившихся фактов), интервью мнений (выявление оценочных суждений респондентов), нарративное интервью (свободный рассказ респондента).

Кроме того в социологии применяют социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе.

· Тестирование – это специальные процедуры и измерение психологических, психических свойств личности, и психических состояний социальных групп и общностей.

В социологии процедура тестирования заимствована у психологов. С её помощью тестов в социологии измеряют личность и групповые свойства. В социологических исследованиях, как правило, тесты - это разновидность опросов.

Тесты бывают:

· по виду свойств личности: тесты достижений (тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты) и личностные (тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты);

· по виду инструкции и способу применения: индивидуальные и групповые;

· в зависимости от того, насколько в тестировании проявляется субъективность исследователя: объективные («детектор лжи») и субъективные (тесты Г Айзенка);

· в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста: прямые и непрямые;

· в зависимости от наличия речевого компонента: вербальные (тесты на словарный запас) и невербальные (требующие в качестве ответа определенных действий);

· по формальной структуре: простые (результатом которых может быть единственный ответ) и сложные (состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка);

Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники применяются преимущественно для диагностики характера и диагностики личности (экстраверсии - интроверсии, интересы, установки, мотивы), когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д.

На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.

· Эксперимент– это метод познания при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.

Применение эксперимента в социологии крайне ограничено.

Эксперименты подразделяются на:

Истинный - при нём создаются экспериментальная и контрольная группы. Испытуемые в них подбираются на основе случайной выборки, обеспечивающей эквивалентность групп и в процессе изменения зависимых переменных социолог вмешивается только в экспериментальную группу. Истинный эксперимент применяется в двух формах: лабораторной и полевой.

Квазиэксперимент – он имеет черты истинного. Но в нём не соблюдается условие случайного отбора респондентов перед их распределением на экспериментальную и контрольные группы, что может серьезно влиять на качество результатов.

Натурный (натуральный) – при его проведении изучаются детали поведения людей. Социолог теоретически или по вторичным источникам мысленно восстанавливает исходные условия, затем изучает ход эксперимента и его последствия. Особенность этого эксперимента – естественное событие, а не стимульный материал, предоставляемый испытуемым в лабораторных условиях.

Натуралистический – в нём искусственно контролируются условия и обстановка, позволяющие собрать необходимую информацию.

· из качественных методов:

· Фокус-групп (фокусированное интервью) - самый распространённый метод. Это выявление спектр мнений по изучаемой проблеме, поиск объяснения поведения «обычных людей» однородной группы в тех или иных сферах (предложен Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендаллом в 1946 г.)

Особенности этого метода:

· вовлечение нескольких респондентов собранных в одном месте;

· взаимодействие участников;

· его ход осуществляется профессионалом-модератором с относительно незавершённым сценарием.

Эффективность метода фокус-групп определяется тем, что большинство людей ощущают себя комфортно, если включены в дискуссию как часть группы, что даёт лучшие возможности для получения углублённой информации, а групповая динамика позволяет определить значимость такого явления, как групповое влияние.

· Кейс-стади – это метод специализированного исследования отдельной общности или замкнутой группы (Пример: к ним относятся социальные элиты, религиозные секты, криминальные группировки и др.)

Метод так же применим для исследования социально-психологических особенностей отдельной личности.

· Этнографические исследования – они направлены на изучение культурно-социальных общностей (крестьянства, казачества, этноса).

При этом могут использоваться интервью, изучение писем и фотографий, фольклорные свидетельства.

· Исторические исследования (устная история) – описывают субъективный опыт переживания различных исторических событий (революций, военных действий, строительства новых городов).

Они предполагают глубокий анализ с использованием мемуарных данных, письменных источников личного характера, официальных документов.

· История семьи – он изучает отношения отдельной семьи и общества на протяжении нескольких поколений, анализирует процессы социальной мобильности семьи, как устойчивой малой группы, изменение её социального статуса и трансформации культурных ценностей.

При этом используются семейные архивы и интервью.

· Почвенная теория – метод предполагает интеракционное построение мини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных.

Она базируется на фундаменте отдельных случаев и жизненных фактов.

· Конверсационый анализ – это анализ бесед и разговоров.

· Биографический метод.

(Последние 2 метода стали применяться в 1980-х – начале 1990-х годов.)

На практике применение тех или иных методов условно разграничено, но со стратегической точки зрения наиболее целесообразно совместное применение количественных и качественных методов. В настоящее время предложены следующие процедуры их совмещения:

· углубление интерпретации данных массового обследования в ходе кейс-стади путём извлечения из выборки полярных случаев;

· обсуждение количественных результатов исследования методом фокус-групп (групповой дискуссии);

· переход от частных случаев к уяснению их статистической распространённости;

· сочетание включённого наблюдения и массового опроса.

**************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. Что такое социологическое исследование?

2. Из каких составляющих состоит социологическая методологи?

3. Из каких разделов состоит программа социологического исследования?

4. Что такое метод социологического исследования?

5. Какая существует классификация методов социологического исследования?

6. Какие количественные методы наиболее часто используются при проведении социологических исследований?

7. Какие качественные методы наиболее часто используются при проведении социологических исследований?

**************************************************************************

Наши рекомендации