Основные этапы развития национальной политики в СССР и современной России Кирилл фото
Целенаправленное формирование «новой исторической общности» советского народа, общности прежде всего гражданской.
Идея «советского народа» впервые прозвучала в выступлении Н. С. Хрущева на XXII съезде КПСС, известный ленинский тезис о «стирании национальных различий» и о «слиянии наций» его последователи стремились претворить в жизнь значительно раньше.
В числе основных признаков советского народа фигурируют следующие:
· «территориально экономическое единство многонационального социалистического общества— единый народно-хозяйственный комплекс страны;
· однотипная социально-классовая структура советского общества;
· политическое единство, олицетворяемое социалистической федерацией и единой политической системой;
· общие черты духовного облика советских людей всех национальностей, играющие определяющую роль в растущем многообразии национальных форм социалистической государственности; широкое распространение языка межнационального общения.
Н. и И. Чебоксаровы, «позволяют рассматривать советский народ как высший тип многонациональной исторической общности», в основе которой, по мнению авторов, лежит «нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса», а также общие нормы социалистической морали, большая тяга к знаниям, патриотизм и интернационализм.
Важные исторические вехи государственной национальной политики советского периода.
Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 года провозгласила равенство и суверенность российских народов, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие населяющих страну национальных меньшинств и этнографических групп.
янв. 1918 г. Декларации «прав трудящегося и эксплуатируемого народа» было записано, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик»: сопряжение федерализма с национальностью как будто исключало «ненациональные территории» из области федеративных отношений.
Право распространялось на трудовые массы каждой конкретной нации24.
По мере побед Красной Армии в ходе гражданской войны советская власть утверждалась в большинстве регионов бывшей Российской империи, на территории которой к 1921 году кроме РСФСР оформились еще пять республик: УССР (январь 1918 г.), БССР(яьварь 1919 г.), АзССР (апрель 1920 г.), АрмССР (ноябрь 1920 г.) и ГССР (февраль 1921 г.), причем последние три в конце 1922 года объединились в Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику. Кроме того, в Средней Азии существовали образованные в 1920 г. Бухарская и Хорезмская республики (заметим, названные по географическому расположению, а не этнониму титульной национальности, которой в этом регионе просто не существовало), преобразованные через год в социалистические.
Первая Конституция СССР 1924 года подтвердила добровольность вхождения в Союз и право выхода из него.
В ходе гражданской войны признание большевиками равенства всех народов и права их на самоопределение не могло не привлечь на их сторону «нерусские» народы России своим выгодным отличием от традиционной идеи «единой и неделимой России».
Национальные движения бывших окраин Империи в тот период еще не смогли стать полноценной «государствообразующей» силой, особенно учитывая тот факт, что большинство «нерусских» народов не имели вообще опыта государственности или утратили его за давностью времени, поэтому ориентация на Москву была вполне естественной и оправданной.
Практически все вожди «трудящегося и эксплуатируемого народа» в большинстве своем состояли членами той же партии (РКПб), что и московские руководители, и поэтому партийная дисциплина в большей степени, чем реальное давление Москвы, понуждала их принять к выполнению решение Политбюро РКПб от 10 августа 1922 г. об объединении советских республик.
Конституционное право на национальное самоопределение стимулировало провозглашение и вхождение в Союз в течение 1924-1936 гг. ряда новых автономных республик, в частности, Казахстана и Киргизии, которые получили статус союзных лишь по Конституции 1936 года. В этот же период были образованы и Узбекская, Туркменская и Таджикская ССР, границы которых лишь весьма условно соответствовали расселению народов Средней Азии, живших в этот период преимущественно смешанно в немногочисленных оазисах и вдоль двух крупнейших рек региона: Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.
Конституция СССР 1936 года зафиксировала 11 союзных республик, в которые вошли 22 автономные республики и 8 автономных областей и округов. В 1940 г. к ним присоединились на правах союзных Латвия, Литва, Эстония и Молдавия. Основной закон СССР 1936 года вновь подчеркнул добровольный характер единства «равноправных социалистических республик» в рамках СССР, провозгласил равенство граждан независимо от национальности и рас, подтвердил, что любое прямое или косвенное нарушение прав трудящихся по национальному признаку, карается законом.
В общих чертах те же положения воспроизвела и Конституция 1977 года, по которой «семья народов» была обустроена следующим образом: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов. Итого 53 национально-территориальных образования.
И эта, последняя по времени, советская Конституция воспроизвела в полном объеме все недостатки предыдущих:
во-первых, при формальном признании равенства народы ранжировались по уровню суверенитета, ибо объем властных полномочий союзной республики был несопоставим с правами автономной республики, не говоря уже об автономных областях и округах;
во-вторых, включенный в Основной закон тезис об ограниченности суверенитета союзных республик по сути своей сводил «на нет» все декларации касательно права на самоопределение, вплоть до отделения;
в-третьих, само право выхода из СССР лишь провозглашалось, однако его условия никак не фиксировались, что косвенно указывало на абсолютную эфемерность любой реальной попытки суверенизации (не случайно поэтому, что устремление прибалтийских народов в русло независимости уже в «перестроечные» времена было на первых порах достаточно жестко пресечено).
Сталинские депортации целых народов —лучший пример абсолютной декларативности всех внешне прогрессивных конституционных положений. Насильственное перемещение людей по этническому признаку началось во второй половине 30-х гг. (корейцы, поляки, немцы) и закончилось в начале 50-х гг. выселением из Закавказья остатков «враждебных элементов».
Отправка 15 тысяч польских и немецких семей в 1936 г. с Украины в Казахстан осуществлялась на основе постановления СНК СССР об их политической неблагонадежности, выселение корейцев с Дальнего Востока оправдывалось целью «пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край»25 Депортации конца 30-х гг. немцев из западных областей Украины, ингерманландцев из Ленинградской области были продиктованы желанием удалить из прифронтовой зоны потенциальной «пятой колонны», такую же подоплеку имели и этнические чистки периода 1941-45 гг.
Первой их жертвой в конце 1943 года стали 26 тыс. калмыцких семей. За ними последовали чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, болгары, греки и немцы (автономная республика Немцев Поволжья была расформирована, а немцы отселены по указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года). В общей сложности в этот период в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь было депортировано около 1 миллиона чел.
Режим спецпереселенцев стал смягчаться только в 1954—55 гг., однако спецпоселения и соответствующий статус их обитателей был ликвидирован лишь после XX съезда КПСС, однако им не было возвращено конфискованное имущество, запрещалось возвращаться в прежние места жительства26. Это ограничение было снято в 1957 году, однако коснулось лишь северокавказских народов и калмыков. Лишь в 1972 г. были реабилитированы немцы, греки, болгары и армяне, крымским татарам пришлось ждать до середины 80-х гг.
Ввиду сопротивления властей Грузии, не дождались восстановления своих прав турки-месхетинцы и курды. Им не помогло даже постановление Кабинета Министров СССР 1991 г.27.
По данным переписи 1989 г. население РФ составляет 147.021.869 чел., из них 119.865.946 чел. (81,5%) русские. 108 млн. чел. (73,5%) живут вне национально-территориальных субъектов РФ.
Наиболее крупными этническими группами, проживающими на территории России (свыше 1 млн. чел.) кроме русских являются татары (5.522 тыс. чел.), украинцы (4.362 тыс. чел.), чуваши (1.773 тыс. чел.), башкиры (1.345 тыс. чел.), белорусы (1.206 тыс. чел.), мордва (1.072 тыс. чел.), что в совокупности составляет 91,8% населения Российской Федерации.
Следующую группу по численности (от 300 до 1.000 тыс. чел.) составляют еще 15 народов России: чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осетины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы.
На третьем месте по численности (от 100 до 300 тыс. чел.) такие этнические группы как кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, коми-пермяки, грузины, узбеки, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы. 31 этническая группа включает 10 до 100 тыс. чел.; 21 — менее 10 тыс. чел.
86 этнических групп лишены на территории России каких-либо форм политических образований: в их числе те, которые имеют государственность в постсоветском пространстве (украинцы, белорусы, казахи и др.) или за пределами его (немцы, корейцы, греки и др.) Но есть большая группа народов России, которые вообще нигде не имеют своей государственности (цыгане, курды, ассирийцы), в их числе и коренные народы РФ — малочисленные народы Крайнего Севера32.
Таким образом, этнические неравенства на пересечении этнического пространства РТ с политическим, формируя внутреннюю стратификацию, продолжают сохраняться как фактор латентной конфликтогенности.
Россия как федеративное государство. Россия — единственное федеративное государство из числа образовавшихся после распада СССР. В других государствах (Украина, Грузия, Азербайджан, Молдавия) автономии не стали субъектами, формирующими государственность и рассматриваются в контексте национальных меньшинств33, что во всех четырех случаях обусловило переход скрытой конфликтогенности в открытую, а в Грузии, Азербайджане и Молдавии привело к силовым действиям и кровопролитию.
Кроме того, Россию (в отличие, в частности, от Эстонии, Латвии, Казахстана) отличает существенное преобладание титульного народа не только в целом по Федерации, но и в большинстве регионов, включая республики, входящие в ее состав. Русские являются не только титульным народом, но и национальным большинством как в правовом, так и в численном отношении, превышая три четверти населения государства.
В других постсоветских государствах соотношение населения далеко не всюду складывается «в пользу» титульного народа. Так, в Казахстане по данным переписи 1989 г. казахов — 39,7%, в Латвии латышей — 52,0%, в Киргизии киргизов — 52,4%, в Эстонии эстонцев — 61,5%, в Таджикистане таджиков — 62,3%. Доля титульного народа в составе населения страны выше, чем в России, только в Азербайджане (82,7%) и в Армении (93,3%) — после этнических «чисток», связанных с карабахским конфликтом, они стали практически мононациональными.
В национально-территориальных субъектах РФ живет около 26 млн. чел., из которых титульные народы составляют всего 10 млн. чел., т. е. 38,5% всего населения. Кроме того, менее 55% общей численности титульных народов проживает в границах своих образований.
Уже этих данных достаточно, чтобы понять, что федеративное устройство РФ лишь весьма приблизительно отражает реальное расселение народов России. Если исходить из двух критериев — большинства представителей титульной национальности в границах своей автономии и проживания большинства представителей титульной национальности в пределах своего образования, то этому принципу расселения будут соответствовать согласно переписи 1989 года34:
Дагестан (доля «титульных» народов 75,1%, доля проживающих в субъекте РФ по отношению к общей численности титульного(ых) народов — 77,4%);
Чечня (соответственно 70,7% и 80,6%);
Кабардино-Балкария (соответственно 57,6% и 93,5%);
Северная Осетия (соответственно 53,0% и 83,2%);
Тува (соответственно 64,3% и 96,3%);
Чувашия (соответственно 67,8% и 51,1%), т. е. шесть национально-территориальных образований из тридцати одного35.
Иными словами, национально-территориальные субъекты существуют на территориях со смешанным населением: так, в частности, карелов в Карелии —только
10,0%, в Хакассии хакассов 11,3%, в Башкортостане, где республиканская конституция закрепляет право на самоопределение лишь титульного народа, башкир — 21,9%, в то время как национальных меньшинств (в правовом значении) в 3,5 раза больше (в том числе более чем миллионное татарское население). В общей сложности в 17 национальных образованиях России доля титульного(ых) народа(ов) не достигает даже одной трети населения данного региона.
Таким образом, как этнодемографическая структура населения России (особенно в условиях этнической мобилизации), так и федеративное устройство РФ сами по себе являются немаловажным конфликтогенным фактором.
Реальную и потенциальную напряженность во взаимоотношениях Центра и национально-территориальных субъектов РФ усугубляют, в частности, политико-правовой фактор.
В период с лета 1990 года до зимы 1991 года на протяжении немногим более полугода после принятия РСФСР Декларации о государственном суверенитете, практически все российские автономии также приняли аналогичные документы, включающие в ряде случаев и требования о верховенстве и приоритете республиканского законодательства над российским, таким образом, объявив в одностороннем порядке о своем суверенитете в юридическом смысле этого слова.
Федеративный договор, подписанный в марте 1992 года всеми субъектами РФ установил определенные преимущества за республиками в части налогообложения, налоговых сборов, режима чрезвычайного положения, права собственности на природные ресурсы, расположенные на их территории.
Конституция РФ 1993 года провозгласила равноправие всех субъектов РФ (всего их — 89: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов) в их отношениях с федеральным центром. Установлено три модели конституционного устройства: административно-территориальная (края, области и города федерального значения), национально-территориальная (автономная область и автономные округа) и национально-государственная (республики в составе РФ). Последняя модель и создала определенную правовую коллизию («государство в государстве»), которая позволяет весьма гибко трактовать соотношение республиканских и федеральной конституций, несмотря на то, что все субъекты «находятся» в составе Федерации, а не «образуют» ее36.
«Асимметричный» характер российского федерализма приводит к тому, что территориальные (так называемые «русские») субъекты РФ, с одной стороны, и национально-государственные субъекты РФ, с другой, в действительности не равноправны, так как обладают различным уровнем властных полномочий (наличие или отсутствие региональных конституций) и распорядительных функций. Даже если не оценивать эффективность «асимметричного» федерализма, нельзя не заметить, что подобная «асимметрия» должна быть тщательно прописана и законодательно закреплена.
Действительно, в конституциях всех республик, за исключением Ингушетии, Калмыкии и Северной Осетии установлено, что они являются суверенными государствами, что противоречит ст. 5 Конституции РФ, ибо в ней отсутствует упоминание о государственном суверенитете республик. Именно это положение ставит в неравное положение административно-территориальные субъекты Федерации, нарушая тем самым один из основополагающих принципов федеративного устройства РФ — принцип равноправия, закрепленный в ч. 4 ст. 5 Конституции РФ.
А. Р. Аклаев" выделяет четыре типа моделей конституций республик, по которым они рассматривают свое пребывание в составе РФ.
Договорная основа отношений. Так, из ст. 61 Конституции республики Татарстан следует, что Республика рассматривает себя как «суверенное государство, субъект международного права» и устанавливает ассоциированные отношения с РФ «на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Аналогично определяется государственно-правовой статус в Конституции Башкортостана (ст. 70). Совершенно очевидно, что эти республики, во всяком случае, исходя из их собственных конституций, находятся с Россией в конфедеративных отношениях, что нарушает Основный Закон РФ.
Признание Федеративного договора как основы отношений, но с сохранением за республикой права на выход из состава РФ. Так, в частности, в Конституции Республики Тыва в ст. 1 указывается, что Тыва «имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации».
Признание Федеративного договора как основы отношений, но одновременно с этим — провозглашение верховенства законов республики на ее территории. Так, в частности, в ст. 7 Конституции Республики Саха (Якутия) установлено, что Конституция республики «обладает верховенством на территории республики, и ее нормы имеют прямое действие». Аналогичная правовая норма зафиксирована в ст. 15 Конституции Республики Башкортостан, в ст. 11 Конституции Республики Тыва, в ст. 1 Конституции Республики Дагестан, в ст. 7 Конституции Республики Коми.
Полное соответствие нормам Конституции РФ принято в Конституциях Республики Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Ингушетия.
Указанные несоответствия не могут не дестабилизировать не только правовое, но и политическое пространство Российской Федерации, которое на уровне соотношения с этническим пространством может быть обозначено как этнополитическое (национальные республики РФ).
По степени напряженности, на наш взгляд, возможно выделение 4 групп республик, входящих в состав РФ.
1. Отсутствие напряженности. В эту группу входят, прежде всего, православные республики финно-угорских народов (Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия), которые отличаются:
а) малочисленностью титульных этносов (до 30%) за исключением Мордовии;
б) длительностью совместного проживания с русским народом (вошли в состав
России в 16-17 вв.);
в) вытеснением языка титульных народов на периферию социальной жизни
(основным языком повседневного общения является русский);
г) занятостью представителей титульных этносов преимущественно в сельском
хозяйстве.
Учреждение в феврале 1992 года Ассоциации финно-угорских народов, призванной создать предпосылки «для формирования финно-угорского социально-экономического, культурного и информационного пространства»38 и «признания политического статуса за этими народами»39, организованное местными элитами, не встретило отклика у представителей титульных народов, но было использовано для давления на Центр с целью получения максимума экономических льгот.
К этой группе республик примыкает Чувашия, где на фоне доминирования титульного народа (67,8%) тем не менее, этнополитический процесс носит сходный с финно-угорскими республиками характер в силу размытости национального самосознания экономически активного населения, что косвенно подтверждается избранием на пост президента бывшего министра юстиции РФ Н. Федорова, предвыборная платформа которого строилась на утверждении общегуманистических и гражданских ценностей.
2. Фоновая напряженность. К этой группе республик можно отнести южно-
сибирские республики (Бурятию, Туву, Якутию) и Калмыкию, которые отличаются:
а) сохранением в социальной жизни родоплеменных (клановых) форм;
б) доминированием этно-экологических проблем (разрушение природной среды);
в) русской по кадровому составу промышленностью;
г) маргинализацией части представителей титульных народов.
Стрем пение к повышению политического статуса, закрепленное, в частности, в Конституциях Саха (Якутии) и Тывы направлено на обеспечение этно-региональ-ных экономических интересов (экономическая самостоятельность). Собственно национальное возрождение на фоне высокой степени аккультурации не встречает особого отклика у местного населения (так, например, на 250 тысяч бурятов основное национальное движение — Бурят-Монгольская народная партия насчитывает всего 100 членов)40.
3. Потенциальная напряженность. Эту группу республик представляют прежде
всего Татарстан и Башкортостан, которые отличаются:
а) исторической памятью народа об имевшейся в прошлом государственности;
б) развитостью этнонациональных радикальных движений (ТОЦ, Республи-
канская партия Татарстана, башкирское движение «Урал»)41;
в) административно-территориальными границами, не совпадающими с реаль-
ным расселением этнических групп;
г) внутриэтническими противоречиями, существующими между казанскими
и уфимскими татарами.
Наиболее яркой тенденцией этнополитического процесса является стремление официальных элит, которое поддерживается национальными движениями, максимально повысить политический статус республик в составе Федерации. Радикальная часть национальных движений ориентирована на перспективу сецессии, которой препятствует как не доминирующая численность титульных народов (в Татарстане — 48,5% татар и 43,3%русских; в Башкирии — 21,9% башкир), так и компромиссная политика республиканского руководства, избегающего прямой конфронтации с федеральным центром.
4. Открытая напряженность и конфликт. В эту группу республик входят северо-
кавказские республики РФ (Северная Осетия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабар-
дино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея).
Этнополитический процесс в регионе определяется рядом факторов, о которых уже подробно говорилось ранее. Напомним наиболее существенные из них:
а) геополитическое значение Кавказа в целом и, в частности, Северного Кав-
каза;
б) территориальная чересполосица расселения северокавказских народов;
в) наличие единого «горского менталитета», который косвенно проявился в
создании транснационального движения — Конфедерации народов Кавказа;
г) история вхождения Северного Кавказа в состав России (кавказская война
XIX в.).
По мнению Г. С. Денисовой42, основным содержанием этнополитического процесса в регионе является нарастание этнизации в государственном строительстве, что наиболее остро проявляется в республиках с одним титульным народом — Чечне, Ингушетии, Северной Осетии и Адыгее. Конфликтогенность ситуации усиливает нерешенность важнейших для полноценного функционирования этничности проблем — восстановления прав на историческую родину м воссоединения в единое целое «разорванных» частей этнической группы (адыги, ногайцы, осетины). Дестабилизирующим фактором для этого региона является и нерешенность как политического статуса Чечни, так и осетино-ингушских территориальных претензий43.
Таким образом, соотношение этнического и политического пространства РФ несет в себе латентную конфликтогенность, которая обусловлена как неопределенностью политико-правового статуса национально-государственных субъектов РФ, так и усилением этнонациональных процессов в ряде российских республик, прежде всего северо-кавказского
27. Планирование социального развития: теория, методология, организация.
Стр.275-279
28. Политика как объект социологического анализа.
Стр 218-223.
29. Политическая система современного общества: понятие, элементы и функции (Кирилл)
30. Понятие «раса». Современные формы расизма. Неорасизм.
Сеществует несколько вариантов понимания понятия раса. Научный – рассматриваются генотипические и фенотипческие признаки: раса выделяется на основе нескольких биологических признаков, но . Политический и Обиходный(выделяется один внешний признак, по которому происходит дискриминация, и на основе этого признака выстраивается иерархия рас.).
Расса – это комплекс признаков.
Расизм поставил расу в иерархию,
Расизм – это использование одного социально-выработанного признака расы.
Расизм делится на классический и культурный.
Классический – дискриминация по цвету кожи, разрезу глаз.
Культурный(неорасизм) – дискриминация по культурному признаку.
Расизм образовался в следствии миграционных потоков. Новый расизм атрибутирован не биологическими, а культурными отличиями.
Классического расизма не может быть много)
Культурный расизм(диффиренциалистский )- изощрённая форма расизма, о том что проблемы людей современного общества из за смещения с другими культурами и расами.
Расизм- это смещение одних с другими, а решение – это изгнание. Т.о происходит соотношение расизма и национализма.
31. Понятие «средний класс», его критерии и проблема формирования в российском (Кирилл)
32. Понятие гендера в современной социологии.
План ответа:
1. Категория «гендер» - возникновение дисскуссии.
2. Методология исследования в рамках соц наук
· Биологическая и социальная обусловленность феномена «гендера»
· Гендерная проблематика в социальной антропологии. Гендер как культурно заданный коррелят пола. Гандер и самоидентификация.
· «Гендерный дисплей» И. Гофмана
· идей М. Фуко
3. Методы (биографический, анализ дискурса, содержаржательный анализ: наблюдений, визуального материала)
1. Еще задолго до начала бурной дискуссии вокруг «гендера» в 1970-х, гендерная проблематика присутствовала в научном дискурсе: в социальной и культурной антропологии коллониального периода, в отечественной этнографической традиции – в очерках и монографиях, посвященных отдельным народам. Ведь антропология – это, по определению Бронислава Малиновского, «наука о том, как мужчина обнимает женщину» со всеми вытекающими из этого описаниями кросскультурной вариативности представлений о «мужественности мужчин и женственности женщин» [Мур]. Параллельно антропологии данная проблематика динамично развивалась в психологии, социологии, исторических науках (археология), - т.е. в рамках традиционно академических социальных и гуманитарных дисциплин. В США в рамках ethnic studies и black studies, проводимых знаменитой Чикагской школой, начался процесс институонализации гендерных исследований, постепенно возникли женские исследования. Они и породили бурную междисциплинарную дискуссию о концепции гендера в конце 1960 – 1970-х годов.
2. В социальной антропологии категория гендер играла и играет особую роль.
Долгое время антропологические гипотезы, объясняющие паттерны разделения труда между мужчиной и женщиной были основаны на теории биологического детерминизма (эссенциализма). Уже в начале 20-х годов XX века в культурной антропологии обозначилась проблема соотношения биологического и социального. Представления о «естественности» социальных различии между мужчинами и женщинами были поколеблены. Категорией гендер стали определяться культурные и социальные характеристики мужчины и женщины. Социальные антропологи разделяют понятия гендера и половой принадлежности, поскольку, хотя между ними и существует определенная связь, они нетождественны.
В 1980-х проявилась тенденция к другой крайности, исследователи стали отрицать наличие причинной зависимости мужской и женской анатомией и определенными общественными ролями. Мужское и женское конструируется во взаимодействии: субъект усваивает, воспроизводит гендерные правила и отношения, также создает новые Но нельзя не учитывать, что биологический пол, в известной степени, определяет в какую систему отношений попадет индивид.
В большинстве антропологических гендерных теорий понятие гендер основывается на культурно обусловленном поведении, в том числе и ролевом поведении. Большое влияние здесь оказал социально-конструктивисткий подход: в первую очередь теории И. Гофмана, П. Бергера и Т. Лукмана.
Исходя из данной теории конструирование стратегий гендерного поведения происходит на двух уровнях: с одной стороны, на субъективном, социально конструируются ситуативно, здесь и сейчас; с другой стороны, индивид воспроизводит усвоенное в культуре. Индивид воспроизводит гендерные паттерны на уровне социальных взаимодействий. Специалисты в области антропологии и психологии указывают, что гендерные паттерны, воспроизводимые индивидом в поведении и мировоззрении, являются этнически окрашенными, представляя собой элементы соционормативной культуры этноса. Еще М. Мид считала, что хотя в каждой культуре мужские и женские роли институционализированы, не существует кросскультурных ролевых закреплений, характерных для всех обществ. Противопоставление маскулинный – фемининный, его закрепление осуществляется через традиции и обряды, нормы и предписания.
В американской и европейской антропологических школах гендерная проблематика развивается в рамках самостоятельной субдисциплины (гендерная антропология). В рамках антропологического дискурса необходимо было создать отдельную дисциплину, которая занималась бы изучением гендерной стратификации, стереотипов и ролей, гедерно обусловленных практик, предоставляемых человеку его группой. Гендерные исследования в культурной антропологии в настоящее время направлены на изучение: закономерностей дифференциации женских и мужских социальных ролей, формирования стереотипов маскулинности и фемининности, культурных паттернов поведения, гендерной идентичности.
Маргарет Мид в своей книге «Пол и темперамент» обращается к стереотипам («социальным установкам») маскулинности и фемининности как к социальным конструктам [Mead]. Она, первой из антропологов, подкрепила идею о социальной сконструированности гендерных отношений этнографическим материалом.
Мид писала: «Мы вынуждены заключить, что человеческая природа почти невероятно пластична, аккуратно и контрастно реагируя на различные социальные условия. Различия между индивидуумами, членами разных культур, как и различия между индивидуумами внутри одной культуры, почти полностью сводятся к вариативности в условиях их жизни, особенно в раннем детстве, причем форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой. Именно таковы стандартизированные различия между полами: они являются порождениями культуры, требованиями которой учится соответствовать каждое поколение мужчин и женщин» [Кон, 1988].
Антропологи уделяли внимание именно исследованию взаимодействия биокультурных факторов в его сексуальном и гендерном изображении. Социальная антропология утверждает, что биологический пол не может детерминировать гендер, но он безусловно обуславливает гендер частично. Поэтому в моем исследовании я понимаю гендер как культурный конструкт ролей и статусов, базирующийся на основе биологического, обусловленный так же социально.