Найдите в словах, приведенных М. Горьким из писем детей, ошибки и описки.
22. Прочитайте миниатюруФ. Кривина ипопробуйте догадаться, на какое орфографическое правилонамекает автор:
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ
— А, здравствуйте!
— Извините, я не А, я О.
— О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.
— Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
— Что же у тебя за место такое?
— Периферия. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто помнит?
— Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.
— Конечно, – жалуется Безударный, – слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так звучал!
— Но ведь я под ударением, – напоминает Ударный. – Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает?
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А. чем О, и умолкает. – Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, я – безударным...
Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар?
23. Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении:
ВСЕГДА МАЛЕНЬКИЕ
Сказала Й сестре родной:
- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,
А я – ужасно редко.
— Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
— И много их?
— Да целых три: Сестра и с ней два брата.
Зовут их так...
— Не говори...
Скажите вы, ребята!
(А. Шибаев)
24. В «Энциклопедическом словаре юного филолога»[12] есть статья «Орфография». Вот ее начало:
Орфография (греч. orphographia: от orphos – «правильный» и grapho – «пишу») – это система правил, определяющая, как надо писать слова.
Орфография связана с графикой. Графика, например, говорит, что сочетание звуков [шы] надо передавать буквами ши: ширь, спеши. Сочетание [шы] именно так, и только так, передается в любом слове; написание ши «всесловное». Правилами таких «всесловных» написаний ведает графика.
Приведите примеры подобных «всесловных» написаний. Докажите, что имиведает графика, а не орфография.
25. Прочитайте рассказ и ответьте,какую ошибку сделала Вера.
Наташа все еще болела. Вера часто ее навещала. Однажды Вера не могла пойти к больной подруге и написала Марусе Черновой такую записку: «Сегодня у Наташи не буду. Как к ней ни придешь, она недовольна. Сходи ты». «Наверно, Наташа и Вера поссорились, – подумала Маруся. – Надо их помирить». Но, побывав у Наташи, она поняла, что подруги и не думали ссориться. Тогда Маруся рассказала Наташе о своих подозрениях и показала ей записку Веры.
— Ошибку сделала Вера! – сказала Наташа.
— Какую?
26. Можно ли найти смысловое различие в следующих словосочетаниях: подарок Коли и подарок Коле?
27. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.
28. Какая разница в смысле предложений?
Кто не приходит, получает взыскание.
Кто ни приходит, получает взыскание.
29. Почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?
30. Каково значение словаслово в стихотворении Т.Г. Шевченко «Завещание»: «...не забудьте, помяните тихим, добрым словом...»?
Сохранилось ли это значениедо наших дней? В каком словаре можно проверить правильность ответа?
31. На основе какого языкового явления построено стихотворение И. Токмаковой?
В ЧУДНОЙ СТРАНЕ
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет.
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
32. Какие языковые средства использованы в пословицах?
Старый друг лучше новых двух.
Маленькое дело лучше большого безделья.
33. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»?
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их: – Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
— Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
34. Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках?
Дайте правильные ответы на вопросы:
1) К какому вороту нельзя пришить пуговицы?
2) Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
3) Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
4) Всякие ли предлог и наречие являются частями речи?
5) Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
6) Всякий ли пар способен подниматься кверху?
7) Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов?
8) Может ли коромысло летать?
9) Может ли соль метать икру?
10) У каких башмаков не бывает каблуков?
(Примеры И. Мячина)
35. Ю.В. Откупщиков в книге «К истокам слова» приводит такой пример ошибки вобъяснении слов:
Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод рассказал ребятам, что здание отстроил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий по-русски значит «архитектор».
В чем суть допущеннойошибки?
36. Прочитайте стихотворение С. Маршака.Найдите фразеологизмы иобъясните их значение.
СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
37. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
38. Прочитайте запись одного разговора. Вспомните, как вы обращаетесь со словомнормально? Что оно значит? Почему нельзя его использовать так, как одиниз приятелей?
ПОГОВОРИЛИ...
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
— Как живешь? – спрашиваю.
— Нормально, – отвечает.
— Ас учебой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел... Теперь – все в порядке?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю – нормально.
— Странно ты говоришь...
— Почему? Нормально.
— Ты считаешь – нормально?
— Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
(А. Шибаев)
39. Почему пожелание«Бывайте здоровы» может обидеть вашего друга, а слова «Передавайте привет сестре» вызвать удивление?
40. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
41. В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове:
СЛОВО
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег». Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира...
Есть два типа слов. Первые называют мир, они – этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить. Это слова-организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.
Какие слова являются организаторами связной речи?