Социологический портрет молодежи

  • 66% подростков и 43% старшей молодежи считают себя успешными
  • 46% самарских парней и девушек хотят иметь хорошее здоровье, 34% - хорошее образование, 25% - много-много денег
  • 33% молодежи области утверждают, что экономическая ситуация улучшилась
  • 41% молодых самарцев согласны с оценкой «можно жить» (по России – 24,5%)
  • 45% самарской молодежи относят себя к «терпящим» (по России – 49%)
  • 40% представителей самарской молодежи не ограничивают себя уровнем материального достатка, принятого в местах, где они живут
  • 53% молодежи области нуждаются в нефинансовой помощи
  • 26% молодежи предпочитают сильную и строгую власть в стране, способную обеспечить порядок
  • 70% молодежи Самарской области на протяжении последних трех лет желают иметь дополнительный источник дохода, из них 80% - студенты, 67% - учащиеся профтехучилищ, 59% - школьники
  • Однако только 12% молодежи регулярно предпринимают попытки изменить свой материальный и профессиональный статус
  • 10% молодых людей имеют постоянную вторичную занятость
  • 65% молодежи Самарской области имеют желание участвовать в деятельности молодежных организаций

· Одним из непосредственных признаков процесса адаптации к новым социально-экономическим условиям является оценка молодежью динамики личного материального положения. Почти половина – 49% молодых людей в 2002 г. утверждали, что их материальное положение по сравнению с 2001 г. не изменилось. Треть – 34% молодежи назвала его улучшившимся, и лишь 18% уверены в том, что их материальное положение за последний год ухудшилось. Это соотношение несколько хуже того, что было в 2001 г. Тогда позитивные изменения зафиксировали 44%, а стабильность своего благосостояния отметили 39%. Тем не менее, показатели 2002 г. лучше показателей 2000 г. и более ранних периодов.

· Что касается материального благополучия области, то, по мнению четверти - 25% молодежи, оно в целом ухудшилось. Примерно такая же ее часть (22%) отмечают, что положение большинства жителей области улучшилось. Более половины 53% считают, что ситуация в области не изменилась. Благополучие жителей области молодежью оценивается еще более критично, чем благополучие непосредственного окружения, и тем более, личное благополучие.

· Образовательные притязания молодежи Самарской области следующие: считают для себя желательным образование не ниже высшего две трети, в том числе 13% считают желательным получение и второго высшего образования. Полученное образование, особенно высшее, для молодежи не становится ненужной обузой, а представляет собой важный инструмент для встраивания индивида в социально-экономическую структуру общества.

· Важное социальное значение имеет расширение видов досуга, так как обеспечивает молодым людям свободу и разнообразие выбора. В последние несколько лет в молодежной среде происходило значимое увеличение форм досугового поведения, и, прежде всего, связанных с коммуникативной деятельностью и экранным (телевизор, компьютер) досугом. Молодежь выбирает те занятия, которые максимально соответствуют ее желаниям, финансовым возможностям, уровню культурного и интеллектуального развития. Причем, набор досуговых форм существенно отличается в социальных группах в зависимости от возрастных особенностей и сферы занятости. Досуг учащейся молодежи носит более активный характер, предпочтение отдается разнообразным мероприятиям, нацеленным на общение, развлечение и обучение. С переходом к трудовой деятельности досуг молодежи в целом становится более пассивным, привязанным к дому, семье и домашним заботам.

· Динамика показателей чтения художественной литературы среди молодежи показывает, что происходит снижение доли читателей книг. По сравнению с 2000 г. часто читали (3 и более часов в неделю) 31%, в 2002 г. – 28%, редко читали – 44% и 40% соответственно, не читали 25 и 32% . Это можно объяснить переориентацией молодежи на другие носители информации, а также снижение престижности чтения в принципе, или просто нехваткой времени. Периодические издания ежедневно читали в 2001 г. 52% молодежи, в 2002 г. – 38%, до 4-х часов в неделю в 2001 – 52% , в 2002 г. – 49%, и не читали 8% в 2001 и 13% в 2002 году. Менее половины молодежи в 2002 году ходили в библиотеки (43%). Треть бывает там не менее одного раза в неделю (31%), каждый восьмой (12%) и того реже. Однако, эти цифры свидетельствуют о высокой посещаемости библиотек: минимум раз в неделю заходят в библиотеку 89 тыс молодых людей.

· Таким образом, в 2002 году большой вес приобрели те виды досуга, которые реализуются вблизи или непосредственно дома и не требуют вложения существенного для бюджета молодых людей количества денежных средств: просмотр ТВ, общение с друзьями, близкими, детьми, домашний труд, приусадебное хозяйство. Происходит постепенное удаление от форм досуга, связанных с традиционной культурой, и усиливается интерес к досуговым учреждениям и мероприятиям, которые можно отнести к «массовой культуре».

· В связи с радикальными социальными изменениями возникает проблема ухудшения физического и психического здоровья молодежи. Резкое снижение уровня жизни, распад системы всеобщего бесплатного здравоохранения привели к ухудшению здоровья населения, росту заболеваемости по всем группам болезней на территории области. В связи с этим, целесообразным представляется формирование у молодых людей Самарской области ориентации на спорт – как образ жизни. Очень важно в связи с этим обеспечить наличие доступных для большинства молодых людей тренажерных залов, спортивного оборудования и так далее. Это возможно с использованием дифференцированного подхода, так как, видимо, только незначительная часть самарской молодежи имеет материальные возможности для занятия современными видами спорта. Позитивной тенденцией должно стать увеличение времени, свободного от учебы или работы, ориентация большей части молодежи на содержательные виды досуга, увеличение числа молодых людей, которые просмотру телевизора реально предпочитают такие виды досуга, как спорт, чтение, творчество, туризм.

· В проводимых социологических исследованиях были зафиксированы наиболее высокие показатели интереса молодежи к посещению спортивных секций, отмечено, что в молодежной группе есть нереализованная потребность в таком способе проведения свободного времени как в будни, так и в выходные.

· Фактическое участие молодежи в занятиях спортом определялось через показатели посещаемости молодежью тех или иных спортивных секций. Большинство молодежи (71%) не посещает спортивные секции, хотя треть (70%) могли бы стать потенциальными участниками разных спортивных секций. И только примерно треть опрошенных (29%) посещает какую-либо спортивную секцию. Среди тех, кто посещает спортивные секции, абсолютное большинство (98%) желают продолжать свои занятия, что демонстрирует устойчивый интерес к этой форме серьезного досуга.

· Рассмотрим, насколько реализуется зафиксированная нами потребность молодежи в спортивных секциях. На реализацию потребности молодежи в данном виде спортивных занятий указывает положительное значение показателя интереса, и наоборот, отрицательное значение показателя интереса указывает на нереализованность данной потребности. Наименее удовлетворена потребность молодежи в занятиях в тренажерном зале (показатель интереса составляет -15%), а также в занятиях плаванием (-12%). Наиболее удовлетворены потребности молодежи в зимних видах спорта (нулевой показатель интереса) и играх с мячом (1%).

· Помимо адаптации к социально-экономическим условиям современная молодежь вынуждена адаптироваться к новым политическим условиям. С 2002 году более половины (59%) молодых людей проявляют интерес к политике, причем каждый пятый – 21% ежедневно читает, смотрит и обсуждает политическую информацию. Это высокий интерес. Средний проявляют 38% и 41% практически не интересуются политикой.

· За последние 5 лет не участвовали в выборах 33% молодежи, 36% принимали участие в 1-2 выборах, 31% в 3-5 выборах. Таким образом, можно говорить о достаточно высоком уровне электоральной активности молодежи, по крайней мере 67% имеют опыт участия в выборах, они составляют основу активной молодежи.

· Говоря о внимании молодежи в политике, следует сказать об информационной активности самарской молодежи, как факторе ее идентичности с обществом. Так, 61% проявляет интерес к событиям, происходящим в других регионах страны, и 26% не выражают такого интереса. Каждый шестой – 18% молодой человек области хотел бы покинуть свой населенный пункт насовсем, более трети – 37% предпочли бы сделать это на время учебы, работы. Доля желающих уехать за границу на постоянное место жительства – 19%, или временно – 40%. Причем показатели стремления молодежи уехать за границу насовсем сравнительно ниже общероссийских – 27%. Отрадно, что желание покинуть свою родину уменьшается с возрастом. Среди 14-16 летних и 17-18 летних доля не желающих никуда уезжать заметно ниже 38-39% за пределы города, по 34% за границу), чем в более старших группах (46-50% и 41-48%). Очевидно, это связано с приобретением определенного статуса к более старшему возрасту и налаживанием связей с окружением.

· Результаты проводимых исследований показывают, что в повседневной жизни молодежи заметны два процесса: с одной стороны молодые люди усваивают социальный опыт деятельности в обществе не через своих родителей или школу, что было традиционным для их родителей, а в ходе повседневной деятельности. С другой стороны в среде молодежи сохраняются формы, присущие старшим поколениям. После расставания с родительской семьей на молодого человека практически во всех жизненных ситуациях начинает оказывать влияние его референтная группа. В связи с этим среди молодежи будет доминировать именно такая форма адаптации: от зависимости от родительской семьи к зависимости от своего ближайшего окружения.

Социологический портрет молодежи - student2.ru

Социологический портрет молодежи - student2.ru

Социологический портрет молодежи - student2.ru

Социологический портрет молодежи - student2.ru Социологический портрет молодежи - student2.ru

Наши рекомендации