Тема 3. Историко-социологический анализ теорий молодежи
Планы семинарских занятий
по дисциплине «Социология молодёжи»
Тема 1. Определение возрастных границ молодежи. Психологическое и физическое становление молодого человека
Контрольные вопросы
1. Понятие «молодежь»: сущность понятия, содержание, компоненты определения и связь между ними.
2. Возрастная периодизация жизненного пути молодежи
3. Легальный и функциональный возраст молодого человека.
4. Сущность проблемы дифференциации возрастных и когортных различий молодежи.
5. Развитие человека в периоды поздней юности и ранней зрелости.
6. Задачи развития как основа выделения периода зрелости человека. Критерии «зрелой взрослости».
Литература
1. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: Учебник [Текст] / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 2006.
2. Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы [Текст] / А.И. Ковалева, В.А. Луков. – М.: Социум, 1999.
3. Омельченко, Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос [Текст] / Е.Л. Омельченко. – Ульяновск, 2004.
Задания для самостоятельной работы
1. В произведении Л. Н. Толстого приведены три жизненных этапа: «детство», «отрочество», «юность». Попытайтесь определить границы каждого из этих состояний, опираясь, в том числе, и на свой жизненный опыт.
2. Выделите из всего многообразия подходов, определяющих возрастные границы молодежи те, которые носят социологический характер.
Тема 2. Социальные аспекты становления личности молодого человека и особенности его поведения
Контрольные вопросы
1. Психологические время и «психологический возраст» взрослеющей личности.
2. Место и роль кризисов в психическом развитии молодого человека, их значение.
3. Психическое и физическое развитие молодого человека.
4. Специфика молодежного статуса
Литература
1. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: Учебник [Текст] / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 2006.
2. Социология молодежи: Учебник [Текст] / Под.ред. В.Т. Лисовского. – Спб., 1996.
3. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс [Текст] / Ж.Т. Тощенко. – М., 2004.
Задания для самостоятельной работы
1. Существует ли молодежь как целостность?
2. Какая из позиций, рассматривающая социальные аспекты становления молодого человека, является для вас наиболее предпочтительной?
Тема 3. Историко-социологический анализ теорий молодежи
Контрольные вопросы
1. Молодежь как историческое явление
2. Психологический подход к рассмотрению молодежи (Т.Парсонс и др.)
3. Молодежь с точки зрения культурно-антропологического подхода. Зарождение концепции «субкультуры» (М.Мид и др.).
4. Молодежь в рамках общей социологии (К.Манхейм, Х.Ортега-и-Гассет и др.)
5. Молодежь с точки зрения эмпирической социологии.
6. Развитие отечественной «социологии молодежи».
Литература
1. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: Учебник [Текст] / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 2006.
2. Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы [Текст] / А.И. Ковалева, В.А. Луков. – М.: Социум, 1999.
3. Омельченко, Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос [Текст] / Е.Л. Омельченко. – Ульяновск, 2004.
4. Социология молодежи: Учебник [Текст] / Под.ред. В.И. Кузнецова. – М, 2005.
5. Социология молодежи: Учебник [Текст] / Под.ред. В.Т. Лисовского. – Спб., 1996.
6. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс [Текст] / Ж.Т. Тощенко. – М., 2004.
7. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска [Текст] / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. -– М., 2001.
8. Шереги, Ф.Э. Социология девиации: Прикладные исследования [Текст] / Ф.Э. Шереги. – М., 2004.
9. Щепанская, Т. Система: тексты и традиции субкультуры [Текст] / Т. Щепанская. – М., 2004.
Задания для самостоятельной работы
1. В чем значимость психологических подходов для социологии молодежи? В чем их историческая ограниченность?
2. Согласны ли Вы с мнением, что основные идеи Манхейма не утратили актуальности и сегодня? Аргументируйте свою позицию?
3. В концепциях «молодежной культуры» представлена очень важная проблема: соотнесение культуры общества и культуры отдельных социальных групп, в частности, молодежи. Каким Вам видится это соотнесения?
4. Что в аргументах теории субкультуры представляется Вам обоснованным, а что – вызывает сомнения?
5. К.Маркс и Ф.Энгельс, как известно, определяли историю развития общества как историю борьбы классов. Л.Фойер определяет ее как историю борьбы поколений. Сопоставьте два этих подхода?
6. Можете ли вы применить к своему поколению определение «постсоветская молодежь» по Кенистону?
7. Чем привлекают вас идеи Митева? Чем обогатила теорию социализации его идея «ювентизации»? Насколько сегодня сохранил актуальность призыв Митева к обществу взрослых быть терпимее к молодежи, ее культуре?