Социальная стратификация и мобильность

Вариант 1

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

  1. Как можно определить социальную стра­тификацию? Как взаимосвязаны понятия «социальная группа», «социальный институт» в социологической теории?
  2. Как взаимосвязаны понятия «классы» и «слои» в социологической теории?
  3. Сформулируйте основные положения теории элит, можно ли рассматривать теории элит как особое направление стратификационных исследований?
  4. Каким образом социальное неравенство формируется на основе ранговых показа­телей, какие формы неравенства могут су­ществовать в современном обществе?
  5. Какие каналы социальной мобильности были проанализированы П.А.Сорокиным, определите степень их значимости для развития современного общества.
  6. Как можно определить социальную стра­тификацию? Какие основные системы стратификации можно выделить в современ­ном обществе?
  7. В чем сущность теории стратификации К. Дэвиса и У. Мура? Каковы основные достоинства и недостатки этой теории?
  8. Что представляют собой социальные классы? Чем социальный класс отличается от социальной страты?
  9. Какое значение для индивидов имеет классовая субкультура? Каким образом усваиваются образцы классовой субкуль­туры?
  10. Что собой представляют понятия «маргинал», «маргинализация»?
  11. Какие модели классовой струк­туры характерны для Беларуси?
  12. В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия "социальная группа"?
  13. Какой научный смысл имеют такие поня­тия, как "агрегация", "категория" и "соци­альная группа"?
  14. В чем отличие социальной группы от других видов социальных общно­стей?
  15. Какое значение имеет социальный кон­троль для типологии и последующего ана­лиза социальных групп?
  16. Дайте характери­стику основных социальных групп в зависи­мости от степени социального контроля.
  17. Почему принято считать, что квазигруп­пы представляют собой необходимую сту­пень для формирования устойчивой соци­альной группы? Какие виды квазигрупп можно выделить в современном белорусском обществе?
  18. В чем разница между понятиями «интеллигент» и «интеллектуал»
  19. Каковы основные свойства аудитории? Почему аудиторию относят к квазигруппам?
  20. Каким образом может быть преоб­разована аудитория? К чему приводят не­однородность аудитории и ее пассив­ность?
  21. Выделите и опишите основные свойства и виды толпы как квазигруппы. Как меня­ется поведение отдельного человека в тол­пе?
  22. Каков механизм формирования поведе­ния "человека толпы"? Как может быть преобразована толпа?
  23. Почему социологи уделяют значитель­ное внимание изучению социальных кру­гов? Что является основной для существо­вания социального круга? Как развивают­ся и во что трансформируются социальные круги?
  24. Каким образом из квазигрупп формиру­ются устойчивые социальные группы? В ка­ких случаях наблюдается распад квазиг­рупп?
  25. В чем состоит основное различие меж­ду первичными и вторичными группами? На что направлены взаимоотношения внут­ри первичных и вторичных групп?
  26. Почему понятие "малая группа" считает­ся одним из самых неопределенных в со­циологии и социальной психологии? В чем заключаются качественные различия ма­лых и больших групп?
  27. Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.
  28. Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и процессы управления их поведением? Ка­кие вы можете назвать способы коммуни­кации в социальных группах?
  29. Какую роль и почему мы, прежде всего, выделяем из системы социальных ролей, ха­рактерных для данной группы?
  30. Какие типы лидеров обычно выделяют­ся в социальной группе? В каких условиях может быть эффективен и полезен тот или иной тип лидера?

Литература

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.

4. Булынко, Д.М. Приоритетные методологические подходы к изучению социальной структуры трансформирующихся обществ // Социология. – 2004. – № 3.

  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.

6. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Наука, 1999. – 632 с.

  1. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Наука, 2002. – Ч. 2. – С. 2-24.
  2. Плахов В. Д Социальные нормы и отклонения // Социологические исследования – 1995. – № 11.
  3. Радаев, О.И. Социальная стратификация / О.И. Радаев, А.И. Шкаратан. - М.: Аспект-пресс, 1996. – 248 с.
  4. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.

11. Яковчук, В.Н. Экономическая социология: сокращенный курс: учеб. практ. пособие / В.Н. Яковчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 122 с.

Сурс по социологии

ТЕМА 5

Наши рекомендации