Методология и методика социологического исследования.

Социальные группы и общности, слои. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство. Социальная структура общества. Стратификация и социальная мобильность. Социальный статус и социальная роль.

1. Какие из указанных ниже перечисленных признаков - выделяет как признаки общества выдающийся французским социологом-классиком Эмилем Дюргеймом:

1. общность территории

2. наличие социальной структуры

3. автономность

4. культура

2. Американские социологи Д.Белл и А.Турен предложили классификацию обществ:

1. доиндустриальное (традиционное), индустриальное, постиндустриальное

2. первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, и коммунистическое

3. общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества, аграрные общества, промышленные общества

4. закрытое и открытое общество

3. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу сопровождается:

1. Формированием национальных рынков

2. широким внедрением достижений науки и техники,

3. трансформацией экономики от товаропроизводящей к обслуживающей

4. сокращением масштаба производства в добывающей промышленности

4. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается:

1. изменением в социальной структуре общества: классовое деление уступает место делению на основании профессии, квалификации, объема и качества освоенного знания, объему контролируемых информационных потоков

2. внедрением и распространением информационных и коммуникационных технологий

3. быстрой урбанизацией населения

4. стандартизацией потребления

5. К числу признаков социального института относятся:

1. выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

2. наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института

3. наличие формализованных правил поведения

4. обязательное наличие системы учреждений

6. К политическим институтам относятся:

1. государство

2. налоги

3. культура

4. армия

7.К каналам социальной регуляции относятся социальные институты:

а) брак;

б) армия;

в) доход;

г) средства массовой информации

8. Самая важнейшая функция, которую выполняет любой социальный институт:

1. создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

2. получения и передачи индивидам духовных ценностей;

3. коммуникации между членами общества;

4. воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей

9. К основным функциям семьи относятся:

1. функция сексуального регулирования;

2. репродуктивная функция;

3. стабилизация доминирующей в обществе социально-классовой структуры;

4. регуляция поведения на основе норм, правил и предписаний

10. Наиболее древней формой семейной жизни является:

1. родственная семья;

2. нуклеарная семья;

3. тотемический клан;

4. клан родственников

11. Моногамия это;

1. когда женщина имеет несколько мужчин;

2. когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях;

3. когда запрещены браки между родственниками;

4. брак одного мужчины с одной женщиной

12.Для большинства современных обществ существует только это форма супружества:

1. полигамия;

2. групповой брак;

3. полиандрия

4. полигиния

13. Первым этапом процесса институцианализации является этап:

1.возникновения потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

3. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

4. формирование общих целей

14. В каком обществе главными институтами являются церковь и армия?

1. Индустриальное

2. Доиндустриальное

3. Постиндустриальное

15. К факторам глобализации относятся:

1. электронные средства коммуникации;

2. технологические изменения;

3. формирование глобальных идеологий;

4. экологические проблемы.

16. Можно ли считать реальной группой указанные ниже ситуации?

а) впервые встретившихся в лаборатории людей, которые навсегда расстанутся после окончания эксперимента;

б) школьный класс;

в) собравшихся на остановке людей, живущих в соседних домах;

г) представителей одной и той же национальности

17. Р.Мертон к признакам социальной группы отнес:

1. определенный способ взаимодействия;

2. групповую идентичность;

3. постоянное место жительства;

4. удовлетворение общих потребностей

18. К отличительным чертам квазигрупп относятся:

1. неустойчивость взаимодействий

2. спонтанность образования;

3. выраженная однородность состава;

4. ситуативный способ существования

19. Под аудиторией понимается общность людей:

1. находящихся в замкнутом физическом пространстве;

2. объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом и группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности;

3. основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами;

4. поведение которых более или менее структурировано и целенаправленно

20. К наиболее характерным чертам аудитории относятся:

1. практически одностороннее взаимодействие;

2. люди в аудитории стараются избегать межличностного взаимодействия;

3. обладает неопределенной структурой;

4. создается для личного удовольствия ее членов

21. Какую из данных можно считать реальной группой указанные ниже ситуации?

1. впервые встретившихся в лаборатории людей, которые навсегда расстанутся после окончания эксперимента;

2. школьный класс;

3. собравшихся на остановке людей, живущих в соседних домах;

4. представителей одной и той же национальности

22. Какое из данных определений группы лучше подходит к малой группе?

а) Группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенный момент времени

б) Группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное (лицом - к лицу) взаимодействие

23. Массовые общности могут быть представлены в виде

1. соци­альных агрегаций;

2. социальных категорий;

3. социальных объединений;

4. социальных движений.

241.Выделяют три основных вида квазигрупп:

1. аудиторию;

2. толпу;

3. социальный круг;

4. сборище.

25Между диадой и триадой существует принципи­альное различие:

1. Только в триаде впервые появля­ется численное большинство.

2. Триаду составляет – три человека, а диаду – два.

3. Триада более стабильна.

4. Диада - крайне непрочное объе­динение.

26.Какие из указанных, относятся к добровольным организациям:

1. клуб шахматистов;

2. общества охраны природы;

3. университет;

4. магазин.

27.К числу формальных утилитарных организаций относятся:

1. корпорации;

2. профсоюзы;

3. армия;

4. тюрьма.

28. К основным компонентам идеальной бюрократии по М.Веберу относятся:

1. Каждый пост или должность имеет ясно определенные обя­занности и ответственность,

2. Все должности размещаются на конкретных уровнях иерар­хической структуры власти, имеющей форму пирамиды.

3. Должностные лица не являются «владельцами» своих постов.

4. индивиды существу­ют не только для организаций.

29. Сущность социологического под­хода к управлению состоит в выделении трех компонентов:

1. целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление;

2. социальная самоорганизация;

3. организационный порядок;

4. выделение сущности разовых воздействий.

30. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия:

1. прямое (приказ, задание);

2. социального планирования;

3. через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);

4. демократизация управления

31.Укажите главные причины возникновения социальных движений:

1. социальная неудовлетворенность;

2. статусная неопределенность;

3. маргинальность;

4. убеждения.

32.Укажите, какие из представленных названий являются названиями типа социальных движений

1. Экспрессивные движения.

2. Утопические движения.

3. Музыкальные

4. Пенсионеров

33. Из указанных названий выберите те, которые являются названиями стадий протекания социальных движений:

1.беспокойства;

2.возбуждения;

3.формализа­ции;

4. институционализации;

5. перерождения

34. К причинам возникновения социальных движений относятся:

1. Социальная неудовлетворенность;

2. Маргuнальность.

3. Психическая неуравновешенность.

4. Религия.

35. Под социальной стратификацией в социологии понимается:

1. наличие в том или ином обществе множества социальных образования, представители которых различаются между собой неравными объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа;

2. наличие в том или ином обществе массовых неструктурированных объединений людей;

3. наличие в том или ином обществе социально-классовых общностей;

4. наличие в том или ином обществе конфессиональных общностей

36.К критериям социальной стратификации относятся:

1. размер дохода;

2. профессия;

3. цвет волос;

4. рост

37.Под социальной мобильностью понимается:

1. перемещение того или иного субъекта социальной жизни из одной социальной группы в другую более низкую по статусу;

2. любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую;

3. получение человеком более высокого звания, должности;

4. получение человеком высшего образования;

38. С помощью какой геометрической фигуры можно охарактеризовать профиль социальной стратификации современного общества:

а) квадрат;

б) равнобедренный треугольник;

в) ромб;

г) прямоугольный треугольник.

39. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) социальная стратификация;

б) социальная маргинальность;

в) статусная группа;

г) престиж.

Определения:

1. Особенным образом организованное неравенство меду различными социальными слоями и общностями;

2. Промежуточное положение в социальной структуре, которое характеризуется не только отсутствием четко определенной позиции, но и утратой определенных социальных норм, правил и моделей поведения;

3. Степень уважения определенного статуса;

4. Совокупность индивидов, занимающих схожие позиции по трем признакам: богатство, престиж, власть;

40. Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременного ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

1. культурный конфликт;

2. ролевой конфликт;

3. конфликт поколений;

4. статусный конфликт;

41. Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются:

1. профессиями;

2. нормами;

3. нравами;

4. ролями;

42. Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует:

1. высокую идентификацию с социальным статусом;

2. дистанцирование от роли;

3. низкую идентификацию с социальным статусом;

4. сокращение межстатусной дистанции;

43. Из ниже перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными:

1. социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;

2. один человек обладает множеством статусов;

3. роли связаны между собой системой прав и обязанностей;

4. несовпадение статусов описывает противоречия только в межгрупповой иерархии;

5. индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

6. социальный статус – положение индивида в малой группе;

7. пол и национальность характеризуют предписываемый статус;

8. статус подчеркивает различие людей, а роль подчеркивает сходство;

9. главный статус определяет наиболее характерный для индивида статус с которым от себя идентифицирует;

10. статусный набор включает в себя только ту часть статусов, которые связаны с главным статусом;

11. ролевой набор – совокупность статусов

12. индивид, занимающий один статус, может реализовывать его в различных ролях.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Сознание и поведение личности и групп. Общественное мнение как социальный институт. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Социальные аспекты развития рынка. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции, конфликты и реформы. Концепция социального прогресса. Место России в мировом сообществе .

1. Впервые в социологическую науку понятие «Социальное действие» было введено:

1. М.Вебером

2. Э.Дюргеймом

3. Г.Спенсером

4. Т.Парсонсом

2. Социальным действием с точки зрения М.Вебера считается то, которое обладает следующими характеристиками:

1. осознанностью

2. целенаправленностью

3. ориентацией на поведение другого человека

4. рационализмом

3. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера:

1. столкновение велосипедистов;

2. попытка велосипедистами избежать столкновения

3. брань, последующая за столкновением

4. мирное урегулирование конфликта

4. Какие из ниже перечисленных суждений верны с позиций теории действия М.Вебера:

1. осмысленность действия, ориентация на других – обязательное условие социального действия;

2. у традиционного действия нет цели;

3. ценностно-рациональное действие совершается автоматически;

4. когда индивид понимает свою цель и средства ее достижения, его действие носит целерациональный характер

5. Целерациональным являются действия:

1. бизнесмена;

2. патриота;

3. художника;

4. актера

6.Коллективное мнение становится общественным лишь то, которое соответствует критериям:

1. дискуссивность;

2. вариативность;

3. компетентность;

4. стабильность.

7. Объект общественного мнения:

1. это конкретные явления или темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения субъекта общественного мнения;

2. это явления или темы, касающиеся только политической сферы общества;

3. это явления или темы, по которым может быть высказана точка зрения субъекта общественного мнения когда-нибудь в будущем;

4. это явления или темы, касающиеся только духовной сферы общества;

8. Тремя условиями формирования общественного мнения являются:

1. наличие проблемы, имеющей важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей;

2. проблема должна носить дискуссионный характер;

3. наличие компетентности по вопросам, о которых необходимо высказать мнение у субъекта общественного мнения;

4. необходим продукт взаимодействия людей.

9. Общественное мнение может существовать в форме:

1. оценочного суждения;

2. побудительного мотива;

3. сплетни;

4. социального действия.

10. Управленческая функция общественного мнения заключается в:

1. осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты;

2. участвует в формиро­вании содержательной стороны политики и управления;

3. заключается в способности обществен­ного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению;

4. состоит в том, что общественное мнение способно выступать в качестве источника, средства и способа социального познания.

11. Общественное мнение отражает:

1. реальное состояние общественно­го сознания;

2. интересы и настроения классов и социальных групп общества;

3. интересы отдельного индивида;

4. реальное поведение индивидов и групп.

12. Выделите три компонента ба­зисной структуры общественного мнения:

1. рациональный;

2. эмоциональный;

3. волевой;

4. деятельный.

13. Этноцентризм – это:

1. позиция, при которой собственная культура рассматривается как центр мироздания;

2. позиция, при которой не признаются другие культуры;

3. позиция, при которой признается равенство всех культур;

4. позиция, при которой неважно, является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет лишь роль, которую он играет в обществе.

14. Основными функциями языка, как элемента культуры являются:

1. создание, хранение и передача информации;

2. сохранение и воспроизводство ценностей и норм жизни;

3. определение смысла, содержания деятельности, преследующей определенные цели;

4. внутренний побудитель к действию

15. В качестве базисных единиц материальной культуры выступают:

1. физические объекты, созданные человеческими руками

2. результаты деятельности людей, созданные чувствами

3. результаты деятельности людей, созданные разумом

4. объекты, созданные человеком, несущие в себе определенное символическое значение, и выполняют определенную функцию

16. Укажите соответствие между понятием и определением:

Понятия:

1. «человек»

2. «индивид»

3. «индивидуальность»

4. «личность»

Определения:

1. отображает общие черты, свойственные чело­веческому роду.

2. отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого нечто, соотносительное с родом.

3. означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.

4. выступает как совокупность, точнее, система социально-значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.

17. Исходным пунктом социологического анализа личности являются:

1. не индивидуальные особенности человека

2. социальные функции

3. биологическая структура

4. психологическая структура

3. Социализация представляет собой процесс:

1. процесс усвоения инди­видом на протяжении его жизни социальных и культурных ценностей того общества, которому он и принадлежит;

2. процесс выполнения личностью своих социальных ролей;

3. процесс воспитания индивида

4. процесс образования личности

18. Укажите соответствие между понятием и определением:

Понятия:

1. институты социализации

2. ресоциализация

3. первичная социализация

4. десоциализация

Определения:

1. процесс разрушения или преобразования имеющейся совокупности ценностей, символов и норм, является необходимой стороной изменения статуса и совокуп­ности ролей личности;

2. формирование новой, более высо­кой интегрирующей системы ценностей, норм и символов

3. учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

4. непосредственное, илиближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации.

19. Укажите из указанных различия между функциями агентов вторичной и первичной социализации:

1. агенты первичной социализации многофункциональны (отец-опекун, адми­нистратор, воспитатель, друг), а вторичной одну две функции;

2. функции агентов первичной социализации взаимоза­меняемы, а вторичной нет;

3.агенты вторичной социализации получают денежное воз­награждение за выполнение своей роли, а агенты первичной не получают;

4. агенты первичной социализации способствуют формированию новой, более высо­кой интегрирующей системы ценностей, норм и символов, а вторичной – нет.

20. К агентам первичной социализации относятся:

1. роди­тели;

2. братья;

3. сестры;

4. представители администрации.

21. К агентам вторичной социализации относятся:

1. школы,

2. высшего учебного заведения,

3. предприятия церкви

4. лидеры формальных и неформальных молодежных объединений.

22 Разновидностью социальных изменений являются:

1. революция;

2. социальная реформа;

3. конфликтная ситуация;

4. глобализация.

23. Социальная революция – это:

1. свержение государственных и клас­совых структур общества и замена их новым социальным поряд­ком, радикально отличающимся от предшествующего.

2. изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей.

3. революция понимается как стремительное, быстрое и радикальное изменение всех сторон, жизни общества

4. изменение медленное, эволюци­онное по характеру и затрагивающее лишь какие-то частные, хотя и важные, стороны социальной жизни.

Методология и методика социологического исследования.

1.Какой из указанных этапов является первым при реализации социологического исследования:

1. обработка полученных данных;

2. подготовка отчета о результатах исследования;

3. разработка программы исследования;

4. сбор первичной социологической информации

2.В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода:

1. стандартизованное интервью;

2. непосредственное наблюдение;

2. нестандартизованное наблюдение;

3. свободное наблюдение;

3.Анкета состоит из трех частей:

1.паспортичка;

2.вводная;

3.анкетная;

4. основная;

4.Открытые вопросы анкеты:

1. предполагают наличие готовых вариантов ответов;

2. дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ;

3. привлекают исследователей экономичностью обработки;

4. могут быть альтернативными;

5. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

1. методология;

2. методика;

3. метод;

4. техника;

Определения;

1. наиболее общие философские подходы к познанию;

2. совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода;

3. совокупность технических приемов, которые связаны с данным методом, их последовательность и взаимосвязь;

4. основной способ сбора, обработки и анализа данных, то есть способ поучения информации;

6.Различаются две основные формы опроса:

1. анкетирование;

2. диалог;

3.интервьюирование;

4.общение;

7. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) макросоциология

б) общество

в) микросоциология

г) горизонтальная мобильность

Определения:

1. Изменение социальной позиции, сопровождающееся сохранением социального статуса;

2. Уровень социологического анализа, ориентированный на изучение непосредственного взаимодействия между людьми в повседневных изменчивых социальных обстоятельствах

3. уровень социологического анализа, ориентированный на изучение устойчивых социальных структур и длительных сторон;

4. система социальных взаимодействий

8. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) восходящая мобильность

б) групповая мобильность

в) класс

г) социальная структура

Определения:

1. Мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп;

2. Совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночное позиции и обладающие схожими жизненными шансами (М.Вебер);

3. Определенный порядок взаимосвязей между элементами социальной системы;

4. Социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса

Наши рекомендации