Тема 10. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тема данной лекции является особенно актуальной. Это объясняется прежде всего тем, что отклонения в поведении и особенно те отклонения, которые рассматриваются как правонарушения, карающиеся законом, в настоящее время неуклонно растут.
Во-первых, усиление отклонений и рост преступности особенно создает угрозу безопасности для каждого человека. Возрастает обеспокоенность, личностная тревожность людей.
Во-вторых, обеспокоенность ростом преступности, усиливает социальную напряженность. Как это следует понимать? Дело в том, что угроза личной безопасности является превалирующим фактором усиления активных действий митингов, пикетов, других различных акций протеста.
В третьих, рост отклонений является одной из существенных характеристик уровня развития общества особенно на этапе социальных перемен.
Задачи данной лекции – рассмотреть девиантное поведение как тип социального поведения, выявить его основные формы, изучить основные причины и тенденции преступного поведения.
Девиации и нормы.
Причины и формы отклонений в поведении.
Основные тенденции мировой и российской преступности.
Девиации и нормы
Под девиацией/от лат. deviatio - уклонение, отклонение/ понимают отступление от принципов и норм морали и права.
Различают негативные и позитивные формы отклонений.
К негативным - относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей, например, трудовой. В этой сфере отклонения выражаются в форме прогулов, пьянства в рабочее время, нарушения технологической дисциплины и т.д.
Кроме того, важно отметить, что на любом уровне социальных отношений, будь то отношения в малой группе, или в коллективе, либо на уровне общественной системы можно проследить и изучать отклонения в поведении.
И, наконец, во всех подсистемах общества - политической, экономической, социокультурной и т.д. наблюдаются отклонения в поведении.
К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормам или с тем, по поводу чего еще нормы нет. Так, ряд исследователей относят творчество к отклонениям. И, если принять утверждение о том, что гений - это отклонение от нормы, то произведения искусства, литературы и т.д. можно рассматривать как отклонения.
К какой же отрасли социологического знания относят отклоняющееся поведение? Социология отклоняющегося поведения рассматривается большинством вопросов как специальная социологическая теория. Ряд ученых выделяют более узкую область социологии отклоняющегося поведения ОП - социологию преступности.Социология преступности должна описывать и объяснять явления при помощи социальных теорий и методов.
Социология отклоняющегося поведенияза рубежом начала развиваться с момента выхода книги Э. Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд» (1897) и созданной им концепции аномии (безнормия), которая легла в основание современных работ по девиации. В ХХ веке выделилось три основные направления разработки проблематики отклоняющегося поведения. Первое – заложили труды М.Вебера, П. Сорокина. Второе - исследование проблем отклонений в поведении осуществляется на стыке смежных дисциплин. К числу таких работ относятся публикации У. Томаса, Ф. Знанецкого, Л. Козера, Р. Дарендорфа и др. Третье направление – это и есть собственно социология отклоняющегося поведения. Основоположниками этого направления стали Т. Парсонс, Р. Мертон. В России с середины Х1Х в. развивались такие направления как социологическая школа уголовного права, социологическая направленность в изучении алкоголизма и наркомании, суицидального поведения и проституции. В конце 60 – 70 гг. XX в. появились работы, положившие начало становлению социологии отклоняющегося поведения.
В этой связи необходимо уяснить себе, что отклонение и преступность - это различные понятия, а как явления они могут либо совпадать, либо нет. Как это следует понимать?
Преступность - вид социального отклонения, поведение, которое рассматривается как социально опасное и противоречащее нормам уголовно - правового законодательства. Если же в законе не отражено то или иное отклонение, то есть оно не квалифицируется как уголовно наказуемое действие, то, соответственно, это не является преступлением. И, напротив, если какие-либо действия ранее могут квалифицироваться как преступные, то в случае отмены той или иной статьи закона, это ужене будет рассматриваться как приступления например, экономические преступления, совершаемые руководителями предприятий, являлись до получения хозяйственной и экономической самостоятельности уголовно наказуемыми (после, как известно, законы были пересмотрены в отношении экономических преступлений).
Существуют две основные модели объяснения преступности, этнологическая и дефиниционная.Этнологическая- основывается на "готовом факте", "поиске корней" и причинной связи явлений. Дефиниционная (от лат. definition – определение) изучает процессы, ведущие к пониманию и определению того или иного действия как преступления, личности преступника.
Первую выдвинул в 30-е гг. уже известный вам американский социолог Р.Мертон. Эта теория получила название аномии. Аномия - это безнормие. В теории Р. Мертона оно рассматривается как результат конфликта между ценностной структурой общества и социальной организацией. То есть, если мы представим отношения индивида и общества в широком смысле слова как ось с двумя противоположными полюсами, то на одном полюсе - культура, идеи и ценности данного общества (например, достижение успеха, богатства, славы), а на другом - социально одобряемые средства достижения этих целей в виде некого социального эталона.
Если 1) средства недостаточно четко сформулированы в процессе социализации или; 2) индивид не имеет к ним доступа, то возникает конфликт между целями и нормами деятельности.
Почему мы обращаем внимание на центральные категории социологии "нормы" и " ценности"? Прежде всего, потому, что и ценности и нормы ориентируют человека во внешнем природном и социальном мире. Но, если ценности соотносят субъективный и объективный мир,
"делая акцент" на первом, то есть превращают объекты внешнего мира в объекты интересов человека, то нормы идут" от социальных требований к человеку и отражают социально допустимое, приемлемое, возможное, ожидаемое, одобряемое в поведении.
Социальные нормы представляют собой внешний с точки зрения личности ориентир деятельности, хотя для общества, осуществляющего с помощью норм социальный контроль, этот ориентир в определенном смысле важен.
Итак, когда возникаетконфликт между целями и нормами деятельности, по Р.Мертону каждый индивид реагирует на это по-своему. Мертон выделяет 5 типов поведения: конформизм (от лат. conforms - уподобляющийся, схожий), инновативность, ритуализм (следование ритуалам, обычаям), ретритизм (от англ. retreat – уход) и бунт. Последние 4 типа квалифицируются Мертоном как отклонения.
Инновативность и бунт лежат в основе преступлений. Инновативность порождает преступления против собственности (кража, грабеж, шантаж, экономические преступления). В “низших” слоях общества инновативность достигает максимального уровня.
Бунт - отрицание целей и средств достижения их (молодежная культура, революционные движения, "хиппи").
В своей теории Р. Мертон не отвечает как минимум на два вопроса.
1) Как и почему индивид выбирает тот или иной способ реагирования?
2) Обязательно ли наличие в обществе консенсуса ценностей?
Ф. Сатерленд разрабатывает теорию дифференциальных связей.
Согласно этой теории - преступность - не форма отклонения, девиантное поведение, а скорее наоборот: она соответствует нормам и ценностям, которые усваиваются индивидом в его непосредственном социальном окружении, т.е. здесь имеет место случай конформного поведения. Нормы, ценности, установки заучиваются и реализуются на практике. Причины преступлений надо искать на уровне ближайшей социальной среды, в которой формируется личность преступника.
А. Коэн (50-е гг. XX в.) выдвинул теорию делинквентных(от лат. delinguens - проступок, правонарушение) субкультур, которую он связывает с идеями Мертона.
Аномия требует поиска новых форм поведения. Эти формы имеются в уже готовом виде - в делинквентной субкультуре, где налицо ориентация на успех, на иные, не такие, как в "большом" обществе критерии. Мелкие кражи, агрессивность - здесь норма, средства достижения успеха, уважения со стороны окружающих.Такие формы преступлений рассматриваются не как разрушения групповых стандартов, а как неуклонное следование им.
Если сравнивать этнологическую и дефиниционную теории, то первая находится в рамках социоструктурного подхода, а дефиниционная создана на основе символического интеракционизма.
Главная задача дефиниционной теории - не поиск причин преступления, а определение личности как преступника (Г.С. Беккер). Преступность - результат оценивания человека со стороны общества. При этом существуют разные уровни оценивания.
Когда окончено оценивание, личность обозначается как преступная, к ней привешивается ярлык. Этот подход получил название (labelling approdch) - ярлычковый подход.
Ярлык - означает, во-первых, что человек рассматривается обществом как преступник, а во – вторых, он как бы включается в образ “Я” человека, определяемого как преступник.
Социальная роль, выполняемая человеком, имеет и объективную и субъективную направленность.
Лемерт Э. различает первичноеи вторичное отклонения.
Первичное состоит в нарушении норм вообще. Вторичное - в нарушении норм индивидом, который категоризирован как преступник.
Эти две парадигмы (модели) носят односторонний характер.
Подытоживая краткий анализ данных теорий, сделаем следующий вывод: понимание природы отклоняющегося поведения неоднозначно, поэтому задача любого исследователя состоит в четкой постановке проблемы, связанной с изучением отклонения в поведении, что, является одним их необходимых требований разработки программы социологического исследования.
Кроме того, исследование проблемы отклонений в поведении требует четкого определения понятий - на языке исследователей это называется операционализацией.
Почему так важно соблюдение этих условий?
Дело в том, что, как показывает опыт социологов и даже беглый взгляд на природу девиантного поведения, очень трудно бывает установить, какие типы поведения следует считать девиантными.
На это указывает и Н. Смелзер. Он подчеркивает, что девиантность - это характеристика, которая является неопределенной, потому, что она определяется в соответствии со стандартами, которые сами являются неопределенными и часто вызывают разногласия. Например, девиацией считается убийство и изнасилование. Но убийство во время войны оправдано. Проституция в Канзасе и России нелегальна, но в Париже и Голландии она узаконена.
Возьмем также курение. В начале 20 века в США началась борьба с курением. В результате в 14 штатах оно было запрещено. Оздоровление образа жизни происходит в США и других странах и сейчас, составной его частью является негативное отношение к курению. Однако, во время, например, второй мировой войны в состав пайка были введены сигареты.
Неопределенность и в том, является ли девиацией неосторожный переход через дорогу? Пока не нарушается движение транспорта и не создается аварийная ситуации, то, вероятно, нет.
И сам факт, что общество создает стандарты поведения, подразумевает то, что оно не всегда им следует. Э. Дюркгейм писал: “Представьте себе общество святых, напоминавшее образцовый монастырь, где живут идеальные люди. В нем и понятия не имеют о том, что мы называем преступлением, но проступки, которые кажутся незначительными рядовому мирянину, могут вызвать среди них такой скандал, какой обычно возникает по поводу преступления среди ординарных людей, которым свойственно конформное понимание жизни”.
Н. Смелзер считает, что девиация должна состоять как минимум из трех компонентов.
1. Человек с определенным поведением.
2. Норма, критерий оценки ДП.
3. Другой человек, группа, организация.
Таким образом, завершая рассмотрение вопроса о сущности девиации, отметим следующее.
1) Нормы, существующие в данном обществе и принятые каким-либо индивидом - правило, стандарт, образец действия, определяют, каким образом должен вести себя индивид в данной ситуации.
2) Социальные нормы выражают одобренные обществом инварианты поведения и означают интервал допустимых действий, то есть границы, в рамках которых индивид может искать альтернативы путей (средств) достижения целей.
3) Содержание норм определяется объективными характеристиками социальной деятельности, труда, и общения, оно постоянно формулируется, уточняется в непосредственном социальном общении. Достаточно глубоко усвоенные, обобщенные нормы получают эмоциональную окраску не в категории "можно-нельзя", а "хорошо-дурно", становятся или ценностями или долгом. Если сопоставлять эти две категории "нормы" и "ценности", то нормы более жестко детерминируют поведение, чем ценности. Но, в то же время, они и более гибки, определяют не то, что нужно сделать, а то, чего нельзя делать, очерчивают границы дозволенного довольно широко.
4) Функции норм как ориентиров поведения - оптимизация поведения в смысле его успешности и социальной приемлемости с помощью стереотипов поведения, стереотипных решений, экономия интеллектуальных, психологических и т.д. ресурсов индивида.
При этом роль социологии оказывается огромной с точки зрения ее социализирующей, воспитательной функции. Так, Э. Дюркгейм считал, что если бы социология не улучшала мысли, она бы не стоила и часа труда. Согласно Э. Дюркгейму, социология должна заложить основы морали, как религия. Следует подчеркнуть в этой связи, что различие нормального и патологического остаются одной из основ учения Дюркгейма.