Семья как малая социальная группа
Семейный капитал
Европейскую модель индивидуальной мобильности неизменно характеризует механизм корпоративной, и, прежде всего семейной, поддержки и передачи определенных родственных связей для облегчения жизненного старта своих потомков. В социологии этот механизм традиционно носит название "семейного капитала", куда относят финансовое положение семьи (доходы, условия жизни, систему обеспечения), систему социальных связей и культурный статус семьи (система ценностей, семейных отношений и эмоциональных связей), которые предопределяют социальный статус выходцев из данной семьи [11].
Накопленный семейный капитал как бы символизирует планку, с которой начинают последующие поколения свой жизненный старт, наращивая или, наоборот, преуменьшая достижения предыдущих поколений.
Семенова В. В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования / Институт социологии РАН. М., 1996. С. 326-354.
Семья как малая социальная группа
Семья относится к числу таких социальных институтов, социальных групп, составляющих базис общества, интерес к которым во все времена носит неизменный характер. Семья как социальный институт оказывает значимое влияние на общество в целом, перспективы и проблемы его развития, а как малая группа на индивида, в частности, на его формирование в разных направлениях: социальном, культурном, психологическом.
Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).
В макросоциологии семья рассматривается в качестве социального института, а в микросоциологии она изучается как малая социальная группа.
В микросоциологии (С.И. Голод, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова и З.Х. Саралиева) семья изучается как малая социальная группа, а в макросоциологии (П. Сорокин, А.И. Антонов, В.М. Медков, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев) она рассматривается в качестве социального института. В диссертационной работе автор использует микросоциологический (интерпретативный) и макросоциологический (структурно-функциональный) подходы в их единстве, что обеспечивает объективную социологическую оценку семьи, привнося в поле зрения исследователя и аспект ее институционального развития, и аспект структуры и характера внутрисемейных отношений.
Социальное родительство
Центральным понятием диссертационного исследования является социальное родительство, которое включает в себя два взаимосвязанных аспекта - институциональные характеристики (специфические социальные роли, нормативные предписания культуры и т д) и способы его повседневной реализации
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnoe-roditelstvo-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve#ixzz4Ay6sP8aV
В последние годы в России растет число родителей, не связанных с воспитываемыми детьми биологическими узами, но реализующих по отношению к ним функцию родительства в полной мере В этом случае социальное родительство реализуется во всем многообразии своих форм, таких как усыновление, опекунство, приемное родительство, патронатное воспитание, семейно-воспитательные группы и социальное «квази»-родительство (воспитание в государственных учреждениях)
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnoe-roditelstvo-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve#ixzz4Ay70zSDJ
Предметом исследования выступают такие формы социального родительства, как усыновление, опека, приемная семья, патронатное воспитание, семейно-воспитательные группы, социальное «квази»-родительство
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnoe-roditelstvo-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve#ixzz4Ay7L52Vt
Первый тип - «биологическое» - это родительство при суррогатном материнстве и при рождении ребенка с последующим лишением/отказом от родительских прав
Второму типу присуще сочетание биологического и социального родительства в семьях полных (первобрачных, сводных, бинуклеарных) и семьях с одним родителем (материнских/отцовских, неполных)
Объектом нашего исследования выступает третий тип родительства - «социальное» Он реализуется в семьях с усыновленными (удочеренными) детьми В то же время, обычно в таких семьях у супругов есть и собственные, кровно-родственные дети Приемные семьи без родных детей. согласно ст 151-153 Семейного кодекса, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание Подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства В данном типе семьи социальное родительство реализуется в «чистом виде»
Еще один тип семей, реализующих социальное родительство -опекунские семьи Опекунами чаще всего являются бабушки (88%), дедушки (12%) или другие родственники, фактически возлагающие на себя и функции родителей, не выполняющих своих обязанностей В этом случае дети и прародители (выполняющие роль социальных родителей) в определенном смысле (через поколение) все же являются биологическими родственниками3
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnoe-roditelstvo-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve#ixzz4Ay7l7xEU
Нам представляется возможным ввести еще один тип социального «квази-родителъства», имея в виду ситуации, когда в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в роли «квази»-родителя выступает государство в лице работников детских домов, интернатов и иных учреждений
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/sotsialnoe-roditelstvo-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve#ixzz4Ay7pIUJL
Социальное сиротство
В современном обществе есть несколько определений феномена «социальное сиротство». Социальное сиротство, в современных масштабах, - это аномальное явление, результат социаль- ных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных ин- ститутов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребенка [Филиппова 2004: 123]. Данное определение сводит причины социального сиротства к внешним факторам: смене политического строя, обнищанию, дефициту государственных и общественных институтов, что, на наш взгляд, не является причиной данного явления. Так, после Великой Отечественной войны, периода тяжелейших социально- экономических испытаний послевоенной разрухи, - «социального сиротства» в обществе не возникло. В современной научно-методической литературе социальной педагогики термины «безнадзорность» и «беспризорность» объединяются в понятии «социальное сиротство», т.е. общественное явление, обу- словленное наличием в социуме детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без по- печения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. К данной категории относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют необходимой заботы о своих детях [18]. Опираясь на Конвенцию о правах ребенка, ребенок, «который временно или постоянно лишен своего се- мейного окружения или, не может оставаться в таком окружении», может быть отнесен к категории «соци- альный сирота» [18: 18]. Данное определение также не может быть взято за основу, так как отражает статусное содержание дан- ного явления, не определяя его причин. «Социальное сиротство» - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты - это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях [28: 342]. Мы будем пользоваться следующим определением данного явления, которое, по нашему мнению, опре- деляет не только истинные причины социального сиротства, но и задает вектор предотвращения данного явления. Социальное сиротство-это результат проявления аномии в современном обществе, выразившийся в утрате базовых семейных ценностей, деградации института материнства, влекущий сознательный отказ от рождения детей, утрату родительской ответственности за воспитание детей и воспроизвод- ство модели родительской неуспешности в последующих поколениях. Понятие «социальное сиротство» наиболее распространено при изучении проблем детства, в то время как оно актуально и для других категорий: «социальное сиротство» пожилых людей - брошенных на произ- вол судьбы своими выросшими детьми. Как правило, в этих семьях основными приоритетами родителей были обеспечение физиологических потребностей детей в еде, одежде, отдыхе, а воспитанию духовных, культурных, общечеловеческих ценностей внимание уделялось не в должной мере. Последствия социального сиротства пожилых людей: · ослабленное здоровье и сниженная сопротивляемость и жизнеспособность; · подверженность социальным страхам, принимающим форму катастрофического сознания; · сокращение и уплощение социальных связей. Эмоционально-психологическое «социальное сиротство» - форма статусного одиночества [Саралиева 2003: 286].
«Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые мо- гут быть условно объединены по следующим критериям: 1. по месту пребывания: - интернатные учрежде- ния, (воспитанники домов ребенка, детских домов, приютов и социально-реабилитационных центров, школ- интернатов); - улица (беспризорные дети, дети-беглецы); - семья (безнадзорные дети, жертвы семейного насилия); 2. по протяженности во времени: - временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах по социальным показаниям); неограниченные вре- менные рамки (дети, родители которых лишены родительских прав, родители ограниченные в родительских правах по медицинским показаниям); 3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений: - ро- дители (дети-подкидыши, отказные дети); - дети (дети-беглецы); - государство (дети, родители которых ли- шены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой [Алексеева 1999: 218].
Непосредственное отношение к исследованию феномена «социального сиротства» имеет и социология воспитания, рассматривающая процессы социализации детей, усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Культура в её главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию. Адаптационная функция социализации позволяет людям реализовывать свои потреб- ности, возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальны- ми группами, институтами, организациями и обществом в целом. С другой стороны, социализация опреде- ляет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в развитии [Антонов 2003: 450].
Осипова И. И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА "СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО"
Социальный контроль
Если не удается сформировать нравственное сознание подрастающего поколения на принципах добра, мира и согласия, то, чтобы общество не развалилось от конфронтации людей с различными нравственными правилами, преследующих только свои собственные интересы, необходим жесткий социальный контроль, строгие санкции против нарушителей норм морали и права. Кстати, среди молодежи на удивление больше (!) сторонников усиления контроля со стороны государства, чем противников такой меры.
З. Х. Саралиева, С. С. Балабанов КАМО ГРЯДЕШИ, МОЛОДЕЖЬ? (Гендерные аспекты социализации)
Типы родительства
Существуют различные подходы к типоло- гии родительства, но в конечном счете все вы- деляемые варианты можно свести к трем типам: биологическое родительство, социальное роди- тельство, тот и другой тип в сочетании. Углубить такой подход можно через харак- теристики семей: полные − неполные, моногам- ные − альтернативные и др. Родительство можно анализировать и под таким ракурсом: – рудиментарный инстинкт размножения; – вынужденное родительство; – нежеланное родительство (под давлением обстоятельств, религиозных и/или этнических традиций); УДК 316.1 СУБИНСТИТУТ РОДИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМАХ Ó 2014 г. З.Х. Саралиева Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected] Поступила в редакцию 11.04.2014 Анализируются роль родительства в семейном взаимодействии, типология родительства и тенден- ции его трансформации. Ключевые слова: семейное взаимодействие, родительское ядро, типология родительства, проблемы детско-родительских отношений. Субинститут родительства в современных семейных системах 119 – дети – самоцель, самоутверждение, про- должение рода, передача статуса, собственно- сти; – «побочный эффект» безответственного или незрелого секса (в том числе «маленькие ма- мы»), девиантного поведения; – новый ребѐнок с новым партнѐром; – однодетное, двухдетное, многодетное ро- дительство. В этой связи возникает вопрос: всегда ли желание иметь ещѐ одного ребенка сочетается с ответственным родительством, понимаемом нами как родительско-детское взаимодействие прежде всего в интересах ребенка, а его воспи- тание в интересах социума. И не следует ли от- делять семейную политику от демографиче- ской, если в еѐ приоритетах только количе- ственные характеристики динамики народона- селения? Можно предложить и такую трактовку роди- тельства. 1. Формальное родительство – на основе предписанных представлений о родительских функциях (нормы, традиции, законодательные международные акты, Семейный кодекс стра- ны). 2. Безответственное родительство (среди прочих проявлений безответственного роди- тельства укажем и рождение больных детей вследствие халатного отношения, прежде всего матери, к своему здоровью и вынашиваемому плоду). 3. Нарушенное родительство (отказ от ре- бѐнка; препятствие к общению с другим роди- телем после развода, «отлучение» его от роди- тельства; насилие в отношении ребѐнка; игно- рирование потребностей и прав ребѐнка). 4. Ответственное родительство – подкреп- ленное совпадением взглядов супругов на брак, семейные роли, ожидания, формы социального контроля, основы и границы взаимодействия (чем больше векторов, тем прочнее семья), ори- ентацией семьи на самостоятельное жизнеобес- печение. Ответственное родительство как потреб- ность, которое многообразно в проявлениях: уровень, время проявления (возраст, очеред- ность ребѐнка), условия реализации, преодоле- ние неблагоприятных условий и барьеров. Ответственное родительство, на наш взгляд, не биологический, а социальный феномен. Оба супруга должны осознать потребность в детях, созреть до родительства. 5. Формы замещающего родительства (опе- куны, приѐмные родители, усыновители). Раз- вѐрнутых социологических исследований мало, нет ответа, способно ли оно вернуть детям пра- во на обоих родителей. 6. Нерезидентное родительство (раздельное проживание, неучастие одного из родителей в воспитании ребѐнка после развода). 7. Родительское ядро при суррогатном ма- теринстве (пока не стало предметом социологи- ческого осмысления, а вопросы есть: что собой представляет эта форма родительства, может ли вызвать искреннее чувство любви к ребѐнку, какую задачу решает?). 8. Разделѐнное родительство: а) чѐткое де- ление функций между родителями, например, отец – только источник материального обеспе- чения семьи; б) один из родителей отсутствует в семье длительное время при формальном со- хранении брака между родителями.
Функционально успешная семья
Общее: ответственность, функциональность, предупреждение девиантных форм взаимодей- ствия, социальный контроль. Специфическое: дополнительные усилия для устранения дефи- цита общения и социализации, ресурсности ро- дительского ядра; большее участие социума в несемейных формах обеспечения, воспитания, реабилитации. Исходя из этих посылов, допустимо введе- ние категории успешного родительства. На наш взгляд, ответственное и успешное родительство – не одно и то же, хотя позитивный (по мнению семьи) результат его осуществления зависит от усилий и умения родительского ядра. Правоме- рен вопрос, в чем отличие успешного родитель- ства от ответственного. Отметим, что ответ- ственное родительство в значительной степени характеризует субъективные усилия родителей, направленные на реализацию семейных функ- ций так, как они их понимают. А это понимание не всегда совпадает с функциями, которым должны соответствовать усилия родителей в оценке социумом назначения родительства. Не- редко такие семьи ориентируются на внешнюю поддержку, не приобретая при этом необходи- мого опыта преодоления трудностей.
Категория «успешное родительство» кон- центрирует внимание на способности успешной семьи внести свой вклад в позитивное функци- онирование общества: его стабильной демогра- фической ситуации с ориентацией на детный образ жизни и ответственное родительство, обеспечение здорового генофонда, трудовых ресурсов; успешную социализацию подрастаю- щего поколения; обеспечение экономического потенциала социума, в том числе и через реали- зацию семьѐй самостоятельной социально пре- образующей деятельности [6]. Всѐ это укрепля- ет социальную компетентность, субъектность успешной семьи, открывая для успешного ро- дительства возможность стать точкой роста гражданского общества и социальных измене- ний [7, с. 236]. Следовательно, успешное родительство – это главным образом предписанный социумом ста- тус социального субинститута родительства, тогда как ответственное родительство интегри- рует усилия семьи и как социального института, и как малой социальной группы
И тем не менее, в цепочке составляющих структурных элементов семьи «брак – роди- тельство – родство», на наш взгляд, в современ- ном мире при изменившихся ценностных ори- ентациях, утрате самоценности регистрируемых отношений (даже для женщин), определяющим, системообразующим, цементирующим систему семьи становится родительство. Именно оно делает семью полноценно функционирующим моногамным социальным институтом и малой социальной группой, фиксируя брак до или по- сле рождения детей, полноценно реализуя родительские права и обязанности, строя семей- ный дом. В этом случае родительство последо- вательно проходит стадии осознанности, ответ- ственности, успешности, укрепляя основы се- мейного взаимодействия.
СУБИНСТИТУТ РОДИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМАХ Ó 2014 г. З.Х. Саралиева