А. подход к социологии архитектуры с точки зрения теорий и многообразных подразделов социологии
1. Архитектура и теория архитектуры с точки зрения различных теоретических концепций социологии
Прежде всего рассмотрим уже проведенные имплицитные анализы, имеющие значение для социологии архитектуры. Вальтер Беньямин анализирует в традициях марксистской социологии образ мечты капиталистического общества на основе парижских улочек (пассажей) XIX века. Архитектура при этом явсвидетельством скрытой мифологии» данного общества – в пассажах сохраняется современное прошлое с возможностями будущего11. Так как исследователь посещает пассажи в то время, когда они уже пережили свою эпоху, он определяет их как археологическую находку современности – как место, сохранившее историю более раннего общества. Здесь возникают новые социальные типы, которые так или иначе до сих пор влияют на современное общество благодаря своей «умиротворенной атмосфере»: прогуливающийся по продуманным пассажам медленно пробирается сквозь джунгли товаров. Потребности, мировосприятие и образ движения потребительского общества меняются под действием этой особой архитектуры пассажей между улицей и домом. Зигфрид Кракауер увидел в берлинских пассажах «мраморную братскую могилу» буржуазного общества12. А Эрнст Блох, с одной стороны, увидел в тенденции строить здания в форме корабля конец архитектуры буржуазного общества, а с другой стороны, определил архитектурные фантазии как социально эффективные реальные утопии13. Все эти авторы придерживались традиции марксистской критики идеологии и исторического материализма, присущих «Критической теории франкфуртской школы», которая рассматривала архитектуру как проявление буржуазного, в инструменталистическом смысле только зарождающегося общества позднего капитализма. Соответственно, взгляды на функции господства в архитектуре и теорию архитектуры были идеологически-критическими, историческими – на эпоху заката «дизайна» и материалистическими – на скрытый экономический смысл бытия в архитектуре анализируемого общества. Мишель Фуко изучал социльно-психологическое влияние архитектуры тюрем, исправительных учреждений, фабрик и казарм14, применяя французскую «постструктуралистическую» традицию анализа продуктов «власти», которая сформировалась под влиянием учений Ницше. Он описал модель перехода от «карательного общества» к «обществу дисциплинарному». В особенности идея Бентама о паноптикуме, архитектуре, основанной на принципе «увидеть, не будучи увиденным», стала для него отправным пунктом в описании индивидуализации субъектов, их самоконтроля и осознания неизбежности как характерных черт современного общества, поддерживаемых архитектурой. При данном подходе речь идет о власти общества, которая, в первую очередь, содержится в архитектуре, а также о влиянии архитектуры, воздействующей на психику, и, при помощи дискурсионного анализа.
Норберт Элиас исследовал придворные «структуры жилых зданий как показатель общественных структур» в рамках своей фигурационной социологии, целью которой было изучение процессов становления цивилизации15. Здесь речь идет о процессах становления цивилизации и о совершенствовании традиций реакции на свои собственные и внешние побуждения. В этой работе он, прежде всего, анализирует процессы, которые происходят в дворянских придворных кругах самодержавной Франции. Архитектура здесь играет роль роскошной сцены, воспроизводящей отношения власти; соответственно, анализу подвергаются не тюрьмы, школы, богадельни, а дворцы и замки французской аристократии, которые воспринимаются в их общественной функции с учетом разницы в поколениях и полах. Вслед за этим Петер Глейхманн создал «Жилье с учетом телесных потребностей», – работу, описывавшую социальное совершенствование традиций в области гигиены и сексуальной жизни сквозь призму архитектуры16. Цивилизационная и фигурационная социология переняли многое из учений Элиаса и исследовали архитектурную планировку с точки зрения выражения ею особенностей общества, проходящего этапы становления цивилизации и основывающего взаимозависимые обязательства, начиная с придворной жизни, затем во времена буржуазного общества и организованного модернизма начала XX века, включая современность.
Говоря о теории архитектуры, нужно упомянуть, что Дирк Беккер под влиянием учений Никласа Лумана и в сотрудничестве с ним предложил дифференциальнотеоретический анализ семантики, который обязан своим появлением системно-теоретическому направлению17. В системной теории рассматривается (при первоначальном изучении той или иной дисциплины игнорируется пространственность современного общества) не сама архитектура, а архитектура как коммуникация. Этот подход соответствует методическому подходу в социологии науки, которая занимается анализом текстов,
созданных обществом, и воспринимает их как самонаблюдение (например – самоописание), а социология, в свою очередь, рассматривает такое самоописание как «наблюдение за наблюдением». Порожденное системнотеоретическим подходом, семантическое учение своей целью ставит исторический анализ общества, исходя из гипотезы о корреляции социальной структуры и ее семантики. Теория архитектуры, с точки зрения ее дифференциальных функций, рассматривается в свете признаков автономизации, связанной с результатами процесса познания, что соответствует особенностям сложного общества. И ничего другого об обществе через архитектуру постичь невозможно, кроме как его комплексность (сложность). Согласно этому воззрению, архитектуре не присущи функции, эстетика и значимость. Дифференциально-теоретический подход разрабатывает понятие «архитектура», принимая за основу принцип «ограждения (защиты) в пространстве». В рамках достигнутого таким образом уровня абстракции предпринимаются попытки изучения архитектуры новыми средствами, стараясь получить ответы на вопросы, остающиеся белыми пятнами в теории архитектуры. Итак, системно-теоретический подход изучает теорию архитектуры, с одной стороны, как самоописание общества ввиду ее общественной (повышающей уровень сложности) функции, ее независимой от других логических систем (экономика, политика) программы, обеспечивающей, однако, возможность связей с ними, а с другой стороны, наблюдает за автономизацией общественной субсистемы архитектуры (в рамках теории архитектуры).
Институциональная теория социологии рассматривает архитектуру как «институциональный механизм», прочно устанавливающий социальный порядок над индивидуумами и при этом позволяющий вопло
щать архитектурные идеи18. В градостроительстве и архитектуре, в частности, в различии мест пребывания женщин и мужчин в центре и на периферии, исследователи гендерного направления социологии нашли подтверждения изложенным в их теории принципам разделения труда и иерархии по половому признаку19. Культурологические исследования подчеркивали, что помимо процессов, связанных с отношениями власти, определенными Фуко, существует вероятность попытки переворота, направленного против культуры, против притязаний на власть, отражаемых в архитектуре20.
Помимо вышеуказанных подходов к теории архитектуры, которые были развиты учеными, существуют и иные подразделы социологии, интересные для рассмотрения применительно к архитектуре. Так, например, с точки зрения структурализма, архитектуру можно было бы рассмотреть как систему знаков, аналогичную языку (с учетом теории архитектуры), значение которой возникает в ней самой, в системе синтагматических и парадигматических смещений. Постструктурализм в традиции Пьера Бурдье, наряду с дискурсионным анализом, мог бы указать на культурологический продукт социального различия, на культурный, социологический капитал, который создается архитектурным вкусом, архитектурными знаниями, «правильным» архитектором, «правильной» средой и «правильным» архитектурным
образованием, а также на облик, присущий определенным архитектурным направлениям и воспроизводимый ими. А теория рационального выбора исходила бы из исчислений и смет, скрывающихся в любых инвестициях, из расчетов прибыли, которые, в конечном счете, составляют основу торговли и объясняют ее суть.
2. Спектр подразделов социологии применительно к архитектуре и теории архитектуры
Архитектура общества – ее оформление – является в первую очередь объектом изучения социологии архитектуры. Наряду с этим интересно рассмотреть социологические субдисциплины в их взаимосвязи с архитектурой и теорией архитектуры. Социология интеллектуалов задается вопросом о статусе и функции, а также о притязаниях на господство архитекторов и теоретиков архитектуры. Социология науки анализирует архитектуру и теорию архитектуры с точки зрения институциональных отношений с другими отраслями науки, ее становления и упорядочения, ориентации на ведущие отрасли науки. Социология утопии системно изучала бы архитектурные проекты и утопии. Рассмотрение теории архитектуры возможно с точки зрения всех направлений социологии знания. Классики социологии знания (Макс Шелер, Карл Мангейм) изучали, в каких социальных условиях и для каких социальных групп проектировали архитекторы, и каким образом соответственно этому они описывают свои проекты в теории архитектуры, каков их стиль мышления. Системно-теоретический подход к социологии знания (Никлас Луман) учитывает корреляцию семантики и структуры общества в целом, таким образом, можно было бы воспринимать дискурсивные притязания архитектуры на автономию
в качестве коррелята общества, дифференцированного по функционально-доминантному принципу, досконально рассмотрев результаты познания.
После знакомства со множеством возможных теорий социологии архитектуры и субдисциплин, представим в следующей части собственное предложение о подходе к данному вопросу. Оно основывается на концепции философской антропологии, ее культурологической теории и социальной теории, являющейся ее частью. С точки зрения теории общества, эти концепции являются открытыми для рассмотрения – каждый из подходов еще только формируется. Таким образом, речь пойдет о системном подходе к социологии архитектуры.