Степень разработанности проблемы.
Дипломная работа
на тему:
«Феномен вторичной занятости студентов»
Мурманск
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………..3
Вторичная занятость студентов как объект социологического исследования
1.1 Занятость и ее типы………………………………………………..………8
1.2 Специфика статусной позиции работающего студента….……………..13
1.3 Отношение студентов к вторичной занятости…………….………..…..19
Введение.
Обоснование актуальности темы.
Молодость - это особый этап в жизни каждого человека. Достижения в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации молодых людей. Долгое время советская молодежь находилась в уникальном положении, когда общество гарантировало стабильность социальной жизни и обязательное исполнение поставленных жизненных целей. Этому способствовали: экстенсивное развитие экономики, постоянная потребность рынка труда в рабочей силе, возможность получения образования выходцами из различных социальных слоев общества, система распределения выпускников высших учебных заведений и многое другое.
90-е гг. ХХ в. внесли существенные коррективы в процесс жизненного проектирования молодежи. Смена государственной идеологии привела к серьезной трансформации всего общества, в том числе и сферы высшего образования. Благодаря развитию системы негосударственного и внебюджетного профессионального образования у молодых людей расширились возможности выбора вида, формы его получения. Но расширение свобод выбора в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах натолкнулось на реалии свободного рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Большинство фирм и учреждений предпочитают получать «готовых» специалистов с опытом работы если не по специальности, то в близкой области или с навыками профессиональной деятельности, свидетельствующими о способности человека быстро осваивать новые знания и профессиональные требования.
Одним из главных факторов, мешающих выпускнику вуза обрести связанное со специальностью первое рабочее место, является отсутствие у вчерашнего студента необходимого трудового опыта и навыков в переговорах с работодателями. И в процессе работы студент получает необходимую трудовую биографию и опыт работы.
Но вместе с тем совмещение статуса работника и студента неизбежно влечет за собой снижение эффективности образовательного процесса: пропуски занятий, смещение ценностных ориентаций в сторону работы, снижается уровень профессиональной подготовки. Молодые люди сокращают усилия, затрачиваемые на получение высшего образования, которое само по себе перестает гарантировать доступ к социально привилегированным позициям.
Таким образом, вторичная занятость связана с расхождением между образовательными и профессиональными ориентациями студентов.
В сложившейся ситуации необходимо изучить проблемы, связанные с подработкой студентов в период учебы, а также располагать достоверными цифрами, позволяющими судить о масштабах и структуре дополнительной занятости учащихся. В связи с этим представляется актуальным изучение феномена студенческой трудовой деятельности.
Степень разработанности проблемы.
Проблема вторичной занятости занимает видное место в научной литературе. С появлением Всесоюзного (позже Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) начались систематические исследования и публикация данных о вторичной занятости. Материалы исследований ВЦИОМа были обобщены в нескольких статьях, написанных его сотрудниками. Это работы И.Перовой, Е.А.Хибовской. В них проблема вторичной занятости рассматривается прежде всего с точки зрения адаптации населения России к современной социально-экономической ситуации. Основными объектами анализа выступают масштабы вторичной занятости, характеристики и особенности групп работников, имеющих приработки, мотивация и виды дополнительной работы.
Изучению функций и социальных последствий вторичной занятости посвящены статьи Э.В.Клопова, Л.А Гордона, С.В. Твороговой.
Если говорить о студенческой вторичной занятости, то стоит отметить, что в отечественной литературе последних лет этому явлению уделяется немало внимания. Стоит отметить большие исследовательские проекты под руководством Д.Л. Константиновского, Ф.Э. Шереги, А.Г. Эфендиева, в которых рассматриваются проблемы совмещения работы и учебы, мотивации вторичной занятости и исследуется структура этого феномена. Особый интерес представляет работа, выполненная под руководством В.И. Герчикова, в которой функции трудовой занятости студентов рассматриваются более комплексно, сам феномен связывается со стратегией интеграции в систему трудовых отношений и формированием нового механизма трудоустройства студентов и выпускников вузов. Помимо названных, за последние десять лет были опубликованы результаты многих менее масштабных исследований, среди авторов которых можно, в качестве примера, назвать Ю. Р. Вишневского, В.В Радаева, Л.Я. Рубину, Т.О. Разумову.
Все названные авторы внесли существенный вклад в формирование представлений о характере совмещения студентами учебы с трудовой занятостью, масштабах этого феномена, позволили уточнить возможный список факторов, влияющих на решение о совмещении учебы с работой.
Несмотря на это, подчеркнем, что в недостаточной мере изучена зависимость структуры дополнительной занятости студентов от курса, специальности, особенностей организации процесса обучения, перспектив трудоустройства и других факторов. Прежде всего на изучение именно этих аспектов феномена вторичной занятости и направлено дипломное исследование.
Объект:вторичная занятость как социальный феномен
Предмет: особенности вторичной занятости современной студенческой молодежи
Цельюработы являетсяизучение феномена вторичной занятости студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть социальные феномены занятости и вторичной занятости.
2. Изучить специфику статусной позиции работающего студента
3. Провести анализ отношения студентов к вторичной занятости по материалам социологических исследований.
4. Изучить с помощью эмпирического исследования специфику структуры и мотивов вторичной занятости студентов МГПУ.
Методологическая основа дипломного исследования.В дипломном исследовании использовался системный подход к изучению феномена вторичной занятости студентов, как наиболее отвечающий целям и задачам, и ряд общенаучных методов - анализ, синтез, сравнение и обобщение.
При проведении эмпирического исследования был использован метод анкетирования, а при обработке и анализе данных статистические методы, такие как методы дескриптивной статистики, кластерный анализы.
Теоретической значимостью работы выступает, прежде всего, то, что она дает комплексное представление о различных аспектах вторичной занятости студентов высших учебных заведений.
Практическая значимостьопределяетсяважностью эмпирического исследования для МГПУ, поскольку оно выявляет специфику вторичной занятости студентов педуниверситета,что поможет в построении политики вуза в области проблемы совмещения учащимися работы и учебы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложений и списка литературы. Первая глава посвящена рассмотрению феномена вторичной занятости студентов как объекта социологического исследования. Первый параграф дает общее представление о понятии занятость, ее формах и вторичной занятости как особой форме. Второй параграф посвящен специфике статусной позиции работающего студента, исследованиям совмещения статуса работника и студента. Третий параграф раскрывает один из важнейших аспектов явления вторичной занятости студентов – отношение (мотивы вторичной занятости, оценка влияния на учебную деятельность) к этому явлению самих студентов, экспертов. Вторая глава посвящена социологическому исследованию специфики вторичной занятости студентов МГПУ.
Дипломное исследование выполнялось в рамках научно – исследовательской работы, которая проводится Научно-исследовательской лабораторией социологических исследований МГПУ по гранту РГНФ «Региональный рынок труда молодежи г. Мурманска и Мурманской области: противоречия спроса и предложения и возможные пути их разрешения».