Отличия человека от животного
Человек | Животное |
Изменяет и преобразует природу, создавая жилище, орудия труда и т. п., тем самым создавая свою собственную окружающую среду | Использует то, что есть в окружающей среде, приспосабливаясь к ней |
Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, красоты, на основе духовных и интеллектуальных потребностей | Изменяет мир, ориентируясь на удовлетворение исключительно физических потребностей |
Как существо универсальное способен действовать и производить по меркам любого биологического вида | Не может преодолеть свою видовую ограниченность |
Потребности человека безграничны | Потребности основаны на инстинктах и практически не изменяются |
Имеет две программы развития: биологическую (инстинкты) и социальную | Существование определяется только инстинктами |
Жизнедеятельность предметна и целенаправленна, так как обладает сознанием | Животное тождественно своей жизнедеятельности |
Большая часть ученых признает, что сознание человека - это продукт эволюции человека, это свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга - отражать объективную реальность посредством идеальных образов.
Человеческое сознание имеет следующие свойства:
• субъекшность (у сознания всегда есть носитель, оно не может быть ничьим);
• предметность (оно не может быть пустым, бессодержательным);
• интенциональность (сознание всегда направлено на какой-нибудь объект, причем эта направленность носит избирательный характер. В одном и том же объекте разные люди отмечают - фиксируют - различные признаки);
• о&ьектшируемостъ (о чем действительно думает человек, созерцая объект, мы не можем знать - наша речь не всегда адекватна отражению объекта в человеческом мозге).
3. Сущность психоанализа3. Фрейда
Согласно Фрейду структура души человека трехслойна и состоит из трех относительно автономных областей - Оно, Я, Сверх-Я.
Оно (подсознание) - хранилище бессознательных сил (биологические потребности и нереализованные запретные желания, влечения агрессивного характера). Фрейд назвал эту инстинктивную психологическую энергию либидо.
Я (сознание) - осознание человеком самого себя в окружающей реальности.
Сверх-Я (сверхсознание) - совесть человека как совокупность его нравственных представлений, образующих Я-идеал, к которому человек стремится, которому поклоняется.
Таким образом, социальная (культурная) эволюция, по Фрейду, это путь от Оно через Я к Свёрх-Я. Однако по мере развития общества все более усложняется Сверх-Я, а Оно остается практически неизменным. Так нарастает конфликт внутри личности, что в конечном итоге может привести к нарастанию неврозов и девиаций в обществе.
Фрейд выделяет у человека наличие защитных механизмов, которые позволяют сохранить целостность личности в постоянно меняющемся мире и в целом обеспечить целостность общества. Ученый выделяет следующие защитные механизмы:
• репрессия (подавление) - из памяти вытесняются неприятные и несовместимые с моралью события;
• регрессия - возвращение к более ранним стадиям жизни, позволяющим взрослым вести себя как дети;
• формирование противоположной реакции - замена неприемлемой реакции на противоположную;
• проекция - попытка приписать подавляемые импульсы и намерения другому лицу;
• вымещение - переориентация импульса или чувства на другой, безопасный или более доступный объект;
• рационализация - придумывание убедительных аргументов для неприемлемых действий и мыслей.
Концепция П. Сорокина
П. Сорокин продолжил традиции русских религиозных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева. Он утверждает, что душа человека - это сознание и сверхсознание, как два разных мира. В основе сверхсознания лежат абсолютные нравственные законы, отсюда возвышенность устремлений сверхсознания. Я-сознание основано на законах логики и социальных норм, которые относительны, отсюда приземленность сознания.
Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним составляет сущность развития личности.