Социокультурные аспекты модернизации
Социальные функции СМИ
СМИ, как один из важнейших социальных институтов современного информационного общества, реализует ряд важнейших социокультурных функций, из которых можно выделить универсальные и специфические.
К универсальным функциям можно отнести следующие:
1.Социализирующую функцию. СМИ активно приобщают индивида к определенной культуре за счет включения его в интенсивные опосредованные социальные взаимодействия, то есть СМИ способствуют усвоению человеком норм, ценностей и образцов поведения, позволяя личности адаптироваться к социальной действительности.
2.Закрепление и воспроизводство определенной совокупности человеческих отношений.
3.Обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни. Деятельность СМИ может и должна способствовать конструктивному диалогу различных политических сил в обществе и, таким образом, снижать конфронтационность и повышать интеграционные процессы.
4.Транслирующая функция. Заключается в сохранении аккумуляции и передачи накопленного опыта от поколения к поколению.
5.Коммуникативная. Функция связи всех общественных систем и их структурных элементов в единой среде.
Специфические функции СМИ можно разделить на три основные группы:
1. удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности;
2. удовлетворяющие потребности определенных социальных группы;
3. удовлетворяющие потребности общества как целостной социальной системы и, соответственно, человека как члена общества.
Американский исследователь Д. Маккуэл, в качестве одной из важнейших функций, реализуемых СМИ, выделил функцию замещения ими межличностного общения. Межличностное общение, имеющее решающее значения в процессе социализации и развитие личности, в современном обществе начинает активно замещаться общением, опосредованным различными техническими средствами.
Основные потребности индивида, заставляющие его обращаться к СМИ, можно сформулировать следующим образом:
1. потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации;
2. потребность в развлечениях;
3. потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).
То есть главные функции СМИ, которые определяют личность – это:
· функции ориентации;
· функции морально-психологического удовлетворения.
Рассмотрим, какие потребности социальных групп должны удовлетворяться средствами массовой информации.
Формирование гражданского общества и демократических начал в функционировании государства предполагает объединение граждан на основе осознания и защиты своих интересов в различные социальные субъекты общественно-политической и социально - экономической деятельности - профессиональные союзы, социально-демографические и национально-этнические группы населения, партии, движения, ассоциации, землячества, объединения по интересам.
В комплексе они представляют основной спектр разнообразных интересов различных слоев населения, с учетом которых осуществляется их взаимодействие друг с другом, с различными социальными институтами, обществом и государством в целом.
Формирование и нормальное функционирование в соответствие с целевым предназначением этих социальных субъектов практически невозможно или очень затруднено при отсутствии доступа к средствам массовой информации.
Таким образом, удовлетворяя потребности различных социальных групп, СМИ в роли социального института должны реализовывать, по крайней мере, две основные социальные функции.
Во-первых, доведение до широких слоев населения и общества в целом интересов и позиций по различным вопросам разнообразных социальных субъектов. То есть, презентация, публичное представление и публичное оглашение интересов, актуальных проблем, тем, вопросов и, соответственно, отношений к ним и занимаемым по их решению позициям различных социальных групп и слоев населения, профессиональных союзов, партий, общественно-политических движений, экономических структур, ассоциаций, землячеств, объединений граждан по интересам и тому подобное. Данную функцию можно условно обозначить как публично-представительскую или презентационную.
Во-вторых, для привлечения и объединения на основе общих интересов единомышленников представители различных общественных групп должны иметь возможность доступа к средствам массовой коммуникации. Таким образом, СМИ должны осуществлять функцию формирования, конституирования различных социальных субъектов в обществе и способствовать их взаимодействию. Данную функцию условно можно обозначить как организационную или объединительно-конституирующую. Кроме того, сюда можно добавить еще функцию ориентации и пропаганды.
Рассмотрим, какие основные функции должны реализовываться средствами массовой коммуникации в обществе для обеспечения его нормального функционирования и развития в целом.
Одной, из важнейших функций является, обеспечение социального контроля в обществе. Это осуществляется посредством публичного информирования о деятельности различных социальных субъектов, органов власти и управления, экономических структур, а также происходящих важнейших событиях в общественно-политической, социально-экономической и в других сферах жизни общества. СМИ проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах.[1]
Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение, роль которого достаточно высока.
Таким образом, функция социального контроля и, соответственно,
управления социальными процессами в обществе основывается также на
следующих социальных функциях средств массовой коммуникации:
· осуществлении критики;
· формировании общественного мнения.[2]
Учитывая мощность воздействия средств массовой информации, именно они, удовлетворяя потребности общества, должны активно информировать граждан по социально значимым вопросам. При этом СМИ осуществляет функцию информирования и образования.
Функцию информирования общества можно считать одной из самых главных. При этом, разумеется, имеется в виду, что информирование это объективное, на основе лозунга: «все факты достойны внимания» (англосаксонская максима, афористично выражающая императив беспристрастности и объективности свободных СМИ).
Исходя из этой функции, естественно, что ложь, обман и даже умолчание, если они встречаются в СМИ (а они встречаются, причем перманентно и регулярно), то все это – нарушение нормы (однако, эти нарушения, следует признать, - многочисленны).
Для того, чтобы деятельность СМИ была функциональной необходимо, выполнение следующего условия: «передаваемая информация должна быть предельно истинной». А для этого, при передачи информации, необходимо учитывать основные критерии объективного отражения действительности, декларируемые законами диалектической логики: