Трудоустройство и проблемы безработицы в молодёжной среде
В современных условиях трудоустройство (трудовая занятость) молодого поколения оценивается по следующим показателям:
- общая доля занятых молодых людей;
- общая доля молодых безработных.
По данным международной организации труда (МОТ) в 2005 году доля трудоспособного населения в мире (15 - 65 лет) составила 70-75% от всего населения Земли. В то же время трудоспособная молодёжь (15-30 лет) на указанный период составила 25-30% от всего трудоспособного населения. Поскольку молодёжь составляет значительную часть человеческого трудового ресурса, трудовая деятельность молодого поколения, в особенности проблемы трудоустройства молодых людей, постоянно находятся в центре внимания соответствующих международных организаций.
В России молодёжь трудоспособного возраста (15 - 30 лет) в 2004-2005 гг. составляла около 20-24% от всего трудоспособного населения (то есть показатели близки к общемировому уровню), но в России проблемы трудоустройства молодёжи занимают достаточно скромное место в рамках проводимой молодёжной политики. Проблемами занятости молодого поколения занимается Департамент молодёжной политики Министерства образования и науки. На Федеральном уровне в рамках программы "Молодёжь России 2006-2010 гг.", принятой распоряжением правительства от 22 марта 2005 года существует направление "Профориентация молодых". Во многих российских регионах действуют региональные специальные программы занятости.
На российском рынке труда молодёжь в целом выступает в качестве наиболее мобильной части населения, характеризующейся более высокой скоростью адаптации к требованиям рынка. С определённой долей условности можно констатировать: российские работодатели в большей степени отдают предпочтение молодым работникам, поэтому в целом потенциальные возможности трудоустройства у молодых людей, гораздо выше, чем у лиц средних и старших возрастов. Однако, по сравнению с общемировой ситуацией, по показателям трудовой занятости молодого поколения Россия занимает 13 место в мире.
По мнению представителей молодого поколения, в современной России трудоустроиться помогают: квалифицированные знания – так считают 50,4 % опрошенных; связи и знакомства – 39,7%; готовность трудиться с полной отдачей – 28,1%; инициативность, предприимчивость – 22,7%; специальность, которая ценится в обществе – 22,3%; умение ладить с начальством – 19,8%; дисциплинированность, исполнительность – 19,6%.
Также как и в остальном мире, в Российской Федерации, показатели трудоустройства молодёжи зависят от множества факторов: возрастной стратификации молодого поколения, общеэкономического положения страны и регионов России, уровня и качества образования, форм организации учебного процесса, характера организации службы в армии, а также уровня и интенсивности процессов молодёжной миграции.
Говоря о трудовой занятости молодёжи, следует, в первую очередь, учитывать возрастную стратификацию молодого поколения. Общая доля трудовой занятости молодёжи имеет минимальные значения в младшей (13-16 лет) и старшей (25-30 лет) возрастной подгруппах, достигая максимума в средней возрастной подгруппе (18-25 лет). При этом во всех возрастных категориях уровень трудовой занятости мужчин выше, чем уровень трудовой занятости женщин. У мужчин максимальный уровень трудовой занятости достигается в возрасте 30-34 лет (86% от общей численности мужчин), у женщин в возрасте 40-44 лет (83% от общей численности женщин). Соответственно, в эти возраста доля экономически неактивного населения достигает своего минимума (у мужчин – 7%, у женщин, соответственно – 11%).
При этом с дискриминацией по возрастному признаку в процессе трудоустройства в России сталкивается примерно 33% молодёжи; около 23,5% - с занижением оплаты труда; 6,9% - с трудностями профессионального роста; 5,7% - с трудностями в построении карьеры; 35,2% испытывают сложности в профессиональной конкуренции.
Говоря об общеэкономическом положении страны, следует отметить, что уровень трудовой занятости российской молодёжи в достаточно широких пределах различается на всей территории России. Более высокий уровень трудоустройства молодого поколения характерен, во-первых, для регионов с высоким уровнем развития промышленности или сельского хозяйства; во-вторых, для регионов, которые являются крупными деловыми центрами; в-третьих, для регионов, обладающих значительным запасом природных ресурсов.
Говоря об уровне образования, следует отметить, что в России, в силу ряда причин, более трудоустроенной является молодёжь, имеющая высшее профессиональное образование, хотя в некоторых российских регионах отмечается обратная ситуация, при которой лучше трудоустроенными являются выпускники средних и начальных профессиональных учреждений.
В 2008 году выпускники российских вузов в качестве форм трудоустройства отмечали: квоты госзаказа – 27%, направление службами занятости – 5%, запрос предприятий – 27%, служба трудоустройства вуза – 10%, самостоятельное трудоустройство – 25%. При этом, 64% выпускников вузов трудоустраивались в том городе, где находится вуз, 10% - в регионе, где находится вуз, 9% - уехали в другие города и регионы, 10% - трудоустроились где-то и не по специальности, 7% - поступили в аспирантуру. При этом более высокий процент трудоустроенной молодёжи с высшим образованием среди выпускников технических специальностей, меньший процент среди дипломированных специалистов юридических, экономических и социально-гуманитарных факультетов.
Относительно трудоустройства выпускников техникумов и колледжей, следует отметить, что успешнее всего трудоустраиваются специалисты сферы услуг, энергетики, специалисты по вычислительной технике и других технических специальностей. Низок процент трудоустроившихся специалистов сельскохозяйственного профиля.
В 2008 году выпускники техникумов и колледжей в качестве основных форм трудоустройства отмечали: квоты госзаказа – 16,9%, направление службами занятости – 1,8%, запрос предприятий – 27,8%, служба трудоустройства вуза – 19,7%, самостоятельное трудоустройство – 19%. При этом, 49,6% выпускников ссузов трудоустраивались в том городе, где находится образовательное учреждение, 18,4% - в регионе, где находится ссуз, 4,2% - уехали в другие города и регионы, 5,6% - трудоустроились где-то и не по специальности, 20% - поступили в вуз, 1% - неизвестно
Относительно трудоустройства выпускников начальных профессиональных учебных заведений следует отметить, что успешнее всего трудоустраиваются медперсонал, энергетики, работники общепита. При этом 64% выпускников ПТУ трудоустраиваются сразу после окончания образовательного учреждения, 20,2% трудоустраиваются ещё до окончания его.
В 2008 году выпускники ПТУ в качестве основных форм трудоустройства называли: 24,2% - помогли друзья, 20,8% - помогли родственники, 15,8% - позвали на предприятие, где проходила производственная практика, 13% - помогла служба занятости училища, 7% - трудоустроились случайно, 2% - обратились в агентство по трудоустройству, 1,2% - нашли работу по другим каналам.
Среди основных причин плохого трудоустройства выпускники всех уровней профессиональных учебных заведений отмечают:
- неучёт вузами реального спроса на интеллектуальные профессии на региональном рынке труда;
- отсутствие госконтрактов на трудоустройство выпускников вузов;
- отсутствие эффективной профориентационной работы в школах;
- недостаточный спрос на специалистов со стороны предприятий и учреждений;
- необоснованное требование наличия рабочего стажа.
Трудовую занятость российской молодёжи можно классифицировать следующим образом: полная, временная, вторичная, неоформленная, неполная, трудовая незанятость. Последняя категория (трудовая незанятость) чаще всего взаимосвязана с проблемами трудоустройства молодёжи и молодёжной безработицей. По данным международной организации труда, беззаботным считается человек, который одновременно:
- не имеет работы (постоянно источника доходов);
- занимается активным поиском работы;
- заявляет о готовности приступить к работе.
Молодёжная безработица в России – явлении достаточно молодое. Источником его возникновения стала отмена вначале 90 - х гг. XX века законодательно закреплённого принципа всеобщей трудовой занятости, хотя государство поначалу сохранило за собой функцию регулирования трудовых отношений и содействия трудоустройству граждан. Однако уже в 1990 году постановлением Совета Министров СССР было отменено централизованное распределение и трудоустройство выпускников учебных заведений, а молодёжь утратила гарантию трудоустройства и, на неё в полной мере распространился принцип экономической самоактивности населения, иначе говоря, самостоятельного поиска работы.
Изменившиеся приоритеты государства в трудовой сфере, приватизация государственной собственности, развитие индивидуальных форм собственности сформировали новые принципы трудовых отношений (рынок труда). Это, в частности, выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу и в настоящее время в структуре трудового спроса преобладают две крайности: молодому поколению предлагались либо рабочие места с очень низкой квалификацией, либо места с очень маленькой заработной платой. Для большинства организаций и предприятий характерен наём работников на конкурсных или контрактных условиях.
В совокупности указанные факторы предопределили возникновение нового социального явления – молодёжной безработицы – и её законодательного закрепления.
Молодым безработным считается человек в возрасте 14-30 лет, если он не имеет постоянного источника дохода и не стремится к активному поиску рабочего места (активному трудоустройству).
В настоящее время выделяются следующие виды молодёжной безработицы: добровольная, вынужденная, скрытая, структурная, технологическая, маргинальная. По продолжительности различают краткосрочную (1-3 мес.), долгосрочную (3-6 мес.) и хроническую (более 6 мес.) молодёжную безработицу.
Исследования свидетельствуют о том, что, теряя работу, человек не сразу осознаёт, что с ним случилось. В первый момент он не верит в то, что лишился работы, находится в оцепенении, шоке. Это - первая фаза, с присущей ей дезориентацией, путаницей в сознании и неспособностью планировать будущее. Она длится не более недели.
Вторая фаза характеризуется отрицательным отношением к потерянной работе относительным оптимизмом. Потеря предыдущей работы рассматривается как освобождение от бремени, сам статус безработного расценивается как временное явление, строятся планы на будущее. Эта фаза длится несколько недель.
Третья фаза демонстрирует усиление беспокойства и старадания. Проходит ощущение полученного ненароком отдыха, заканчиваются деньги, не возникают больше планы по благоустройству быта и организации домашней жизни. Это время, когда предыдущая работа идеализируется, но постепенно усваивается новая идентичность – идентичность безработного, человек сам замечает в себе личностные сдвиги, сдвиги в отношениях с окружающими. В этот период, исчисляемый месяцами, наиболее активно ищется работа.
Четвёртая фаза – фаза институционализированной безработицы - характеризуется соответствующей идентичностью, смирением и приспособлением к новой ситуации. Беспокойство и депрессия предшествующего этапа ещё более повышаются, у безработного и всей его семьи резко снижаются уровни жизни и ожиданий. Поиск работы становится нерегулярным, без всякой надежды на её получение. Все дни проходят как в летаргии, похожи один на другой, без праздников и выходных. Основным времяпрепровождением становится сон. Наблюдается явный уход от социальных связей, основным источником информации становятся СМИ.
В то же время иснтитуционализированный безработный должен выполнять ряд определённых обязанностей, то есть у него имеется определённая социальная роль.
1. Безработный, независимо от эмоциональных и финансовых соображений должен выполнять ряд обязанностей.
2 Безработный сам ответственен за сложившуюся ситуацию и должен найти из неё выход.
3. Безработный должен рассматривать свою ситуацию как нежелательную и временную и обязан найти работу любого типа и за любую плату.
4. Безработный, который не нашёл себе работу, считается некомптетным, ленивым и несколько "не в себе".
5 Статус постоянного безработного может быть получен только в случае очевидной нетрудоспособности, связанной с хроническим заболеванием, заброшенностью, деморализованностью.
В современной России, в зависимости от региона, доля молодых безработных колеблется в пределах 20-40% от всей трудоспособной молодёжи и характеризуется следующими особенностями:
1. Всё больше в России среди безработных становится юношей и девушек ни дня не проработавших со дня окончания школы или профессионального учебного заведения.
2. Хронической безработицей в большей степени охвачена сельская, нежели городская, молодёжь.
3. Среди безработного молодого населения России доминирует молодёжь в возрасте до 25 лет.
4. Значительная часть молодых россиян становится безработными по независящим от них обстоятельствам (под воздействием рисковых факторов).
5. В основе молодёжной безработицы находится дисбаланс всей социальной системы России.
Отношение экспертов к молодёжной безработице неоднозначное. Одни исследователи полагают, что безработица благоприятно влияет на молодых представителей общества, так или иначе заставляя их проявлять инициативу, стимулирует у работников мотивацию труда, способствует развитию профессиональных навыков, формирует экономическое мышление, способствует самозанятости. Другие считают, что молодёжная безработица – явление для общества скорее негативное, поскольку способствует росту девиантного поведения молодого поколения, правового нигилизма, усилению социальной напряжённости, развитию теневой экономики.
Для того чтобы предотвратить увеличение числа молодых безработных и снизить негативные последствия молодёжной безработицы в Российской Федерации необходимо реализовать комплекс следующих мер:
1. Экономические меры:
- развитие малого и среднего бизнеса;
- организация общественных работ;
- внедрение гибкого графика работы, дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищённых слоёв населения, в число которых входит и молодёжь.
- увеличение объёма продукции и услуг во всех отраслях материального производства.
2. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования:
- востребованное профессиональное обучение;
- улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров;
- совершенствование системы непрерывного образования;
- совершенствование качественной подготовки специалистов в структуре занятости населения.
- развитие профориентационных услуг.
3. Меры, предусматривающие совершенствование работы служб занятости:
- повышение оперативности и информативности работы служб занятости;
- согласованность в работе с коммерческими структурами, проведение систематических социологических исследований, работа психологических служб;
- создание информационной базы о характере проблем в сфере молодёжной занятости для планирования и прогнозирования действий;
- взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве молодого поколения;
- совершенствование и развитие системы компенсаций расходов работодателям;
- создание молодёжных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации;
- разработка целевых программ обеспечения профессиональной занятости выпускников учебных заведений.