Физическая культура как часть культуры общества, ее место в системе явлений культуры
Всовременном мире все больше осознается понятие физической культуры как части общей культуры личности и общества. Однако многие аспекты этой проблемы все еще дискуссионны и слабо разработаны. Одна из главных причин — многообразие кон-
4—444
цепций культуры, каждое из которых лишь частично представляет ее феномен. В культурологии и до настоящего времени нет единой общепризнанной теории культуры. Термин «культура» употребляется в современном научном языке для обозначения таких весьма разнообразных по объему и содержанию понятий, как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, искусственная (вторая) природа, совокупность человеческой деятельности, способы и результаты деятельности, общество в целом, духовная жизнь общества, качество общества, качество человека, совокупность ценностей, созданных человеком и обществом в целом, и т.д. Все это свидетельствует о том, что культура — сложное социальное явление.
Современный этап развития культуры характеризуется как преодолением узкоспециализированного изучения ее явлений, так и системным подходом к рассмотрению человека в единстве его социальной и биологической целостности. В связи с этим становится очевидной необходимость переосмысления сущности физической культуры как вида общей культуры. Физическая культура находит свои формы выражения в материальной (развитие физических качеств, двигательные умения и навыки человека, материально-техническая база и т.д.) и духовной (связанной с познавательной и ценностно-потребительской деятельностью) культуре. Действительно, при преобразовании человеком собственной (биологической) природы — развитии физических качеств, двигательных умений и навыков необходимо определенное духовное освоение данной реальности, состоящее в познании их основных свойств, значении этой деятельности для человека, осмыслении способов и средств развития. Преобразованная природа человека выступает прежде всего как свидетельство уровня ее духовного освоения. Не случайно известный культуролог в сфере физической культуры И. М. Бы-ховская отмечает при рассмотрении проблемы телесности, что в полном смысле о культуре физической можно говорить только на уровне «творить» тело, связанном с одухотворением, возвышением телесного, введением его в социокультурное пространство.
Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры, направленной на физическое совершенство и обеспечивающей социальную и трудовую активность индивида. Однако развитие физических возможностей человека неотделимо от его личностных характеристик, более того — детерминируется ими. Эффективность физкультурной деятельности занимающихся обусловливается потребност-но-мотивационным звеном (связанным с формированием их потребностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях) и овладением ими определенным уровнем знаний, что способствует социализации личности. Следовательно, содержание физкультурной деятельности носит творческий харак-
тер. Итак, физическая культура — это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности. В личностном плане физическая культура становится мерой и способом всестороннего развития личности. В отличие от других культурных сфер она интегрирует в человеке природное и социокультурное начала. Интегративным звеном между социокультурной средой и организмом человека является личность, которая, как известно, представляется не только биологическими качествами, но и социальной активностью.
Главная цель функционирования физической культуры — формирование личности как высшей ценности современного общества. Систематизирующим фактором является деятельность человека, направленная на физическое совершенство. В то же время в физической культуре присутствует и деятельность по развитию духовности как целостности внутренней, психической жизни человека в процессе формирования его физических кондиций. По меткому определению И. М. Быховской, физическая культура — это не область непосредственной «работы с телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Чтобы понять процесс развития физической культуры и оценить роль, которую она играет в истории, надо рассмотреть ее в ансамбле общественных отношений.