Совремeнный американский подход к социологии архитектуры
Рональд Cмит и Валери Бани: программа статей «Взаимосвязи» – о связях социологии и архитектуры
Кроме немецкой школы социологии архитектуры необходимо отметить еще один «очаг» новой научной дисциплины – это совместные разработки доктора Рональда Смита и Валери Бани из Лас-Вегаса. Доктор Рональд Смит (Ronald Smith) является профессором отделения социологии Университета Невады, Лас-Вегас (UNLV). Валери Бани (Valerie Bugni) занимается организационными и социальными разработками для ЛасВегасской компании Lucchesi, Galati Architects, Inc. [138].
Валери Бани заставила обратиться к социологии неудовлетворенность некоторыми современными архитектурными тенденциями. «Практически во всех проектах мне приходилось сталкиваться с серьезными упущениями и несоответствиями как при создании предназначенных для комфортного проживания людей пространств, так и при проектировании играющих ключевую роль в функционировании организаций офисных помещений», – поясняет Валери. Вместе с Рональдом Смитом она привлекла к возникшей проблеме внимание социологов и архитекторов с целью убедить их в преимуществах совместной работы над улучшением взаимодействия людей с окружающей их обстановкой. По мнению Смита и Бани, человек в здании никак не менее важен, чем само здание [139].
Авторы подготовили несколько статей, посвященных некоторым аспектам взаимоотношения социологии и архитектуры, и разместили их на специальном интернет-ресурсе [138]. Они решили подготовить не
сколько статей в серии, названной авторами «Взаимосвязи». Периодически, начиная с мая по декабрь 2002 года, авторы ежемесячно писали по короткому эссе на различные социологические темы, так или иначе связанные с профессией архитектора. Эти темы охватывали самый широкий круг вопросов: от рассмотрения методов создания опросных листов и тематических обзоров до изучения способов поиска оптимальных решений при планировании инфраструктуры. Авторы считали, что серия подобных статей будет полезна профессиональным архитекторам по четырем причинам:
1) поможет навести мосты через пропасть, разделяющую социологию и архитектуру;
2) расширит социологические познания профессиональных проектировщиков путем демонстрации того, как социологический подход может быть использован для улучшения проектирования зданий;
3) заставит профессиональных проектировщиков задуматься о роли архитектуры в нашем обществе (имея в виду расширенное восприятие этой роли);
4) привнесет новый образ мышления в архитектурную практику [140].
Первая статья называлась «Через союз архитектуры и социологии – к лучшему будущему». В этой статье авторы дали определение социологии, коснувшись того, как социологи и архитекторы сотрудничали в прошлом, и предложили методы, при помощи которых социолог мог бы помочь архитектору. Говоря о роли социологии как таковой авторы отмечают следующие важные моменты. Произошедшие в Европе и Северной Америке в XVIII веке революции полностью изменили царивший веками общественный уклад и провозгласили новые принципы социального устройства. Именно в этот период социальных, интеллектуальных, экономических и политических волнений и зародилась идея создания
науки о человеческом обществе. В XIX веке новая наука, названная в 1839 году социологией, бурно развивалась в Европе, а к настоящему времени стала ведущей гуманитарной дисциплиной в США. По мнению Американского социологического общества, социология представляет собой науку, изучающую общественную жизнь, перемены в обществе и общественные причины и последствия человеческого поведения. Социологи изучают структуру различных групп, организаций и сообществ и то, как люди взаимодействуют в рамках этих образований. Поскольку любое поведение людей по своей природе социально, предметов социологического исследования – великое множество: от создания семьи до последствий развода; от организованной преступности до религиозных культов; от разделения общества по расовому, половому или социальному признаку до изучения сообществ, объединенных верой в общую культуру; от социологии спорта до социологии архитектуры. В действительности очень немногие дисциплины имеют столь обширную область для проведения научных изысканий, развития теорий и практического применения накопленных знаний [140].
Согласно определению Смита и Бани, социология архитектуры – это применение социальных теорий и методов в процессе разработки архитектурного проекта [139]. Она предоставляет целый набор инструментов для качественной и количественной оценки воздействия дизайнерских решений на множество самых различных аспектов человеческого существования. Смит отмечает: «Я постоянно удивляюсь, просматривая свежие архитектурные журналы с кучей замечательных картинок недавно построенных зданий, поскольку пользующихся этими зданиями людей на изображениях почти никогда не бывает! Весь наш опыт свидетельствует о том, что архитекторов, в первую очередь, интересует
либо дизайн как чистое искусство, либо конструктивные особенности их проектов. В то же время они не приучены думать о том, какой отклик вызывают в людях те или иные дизайнерские находки, и, соответственно, мало озабочены этим вопросом». Тем временем социология архитектуры рассматривает архитектурные задачи как непосредственно связанные с общественными [139].
Даже если рассматривать социологию архитектуры как некую новую область знания, нельзя не отметить, что своими корнями она уходит в такие давно существующие научные дисциплины как психология взаимодействия с окружающей средой, экологическая социология, социология организаций и социология сообществ.
Несмотря на то, что определенное взаимодействие социологов и архитекторов отмечалось с момента формирования социологии как науки, социальное проектирование обязано своим появлением на свет возникшему в 1960-х годах Движению за гражданские права. По мнению Роберта Соммера (Robert Sommer), профессора Калифорнийского Университета Дэвиса (UCDavis), социальное проектирование было призвано устранить дисбаланс в сосуществовании человека и выстроенных для него сооружений. В первую очередь это относилось к тюрьмам, больницам и госучреждениям. Доктор Соммер описывает социальное проектирование как процесс создания материального окружения, способного удовлетворить социальные потребности находящихся внутри него людей. Именно в 1960-х и 1970-х, для лучшего понимания связи между особенностями строительного дизайна и человеческим поведением, архитекторы и начали регулярно привлекать социологов к процессу проектирования. Соммер и его коллеги участвовали во всех стадиях этого процесса – начиная со стадии предварительных расчетов и вплоть до этапа постстроительной эксплуатации зданий. Их участие сводилось к оказанию
помощи архитекторам в разработке шести основных направлений: оптимизация проектируемых пространств для использования человеком; изучение вопросов пространственного познания; определение относящихся к окружающей среде предпочтений; анализ потребностей пользователей; совместный дизайн и оценка успешности постстроительной эксплуатации. Оказываемая социологами помощь заключалась в сборе необходимых данных путем проведения соответствующих исследований, опросов и использования метода «включенного наблюдения» для определения текущих и прогнозируемых пространственных и социальных потребностей будущих обитателей здания [141].
Чем, конкретно, мог бы помочь архитектору сегодняшний социолог, спрашивают авторы? Дело в том, что социологи рассматривают мир под весьма специфическим углом зрения. Их подход заключается в восприятии частных проблем в качестве составляющей значительно более широкого исторического или иного общего контекста. Социологически ориентированный ум способен быстро переключаться из режима микро-в режим макромышления сходно тому, как это делает сосредоточенный на решении поставленных задач ум архитектора. Таким образом, считают авторы, социолог хорошо оснащен для содействия архитектору на следующих этапах деятельности последнего:
• cтадия предварительных расчетов и планирования;
cтадия проектирования, стадия строительства;
cтадия постстроительной эксплуатации [140].
На практике социология архитектуры опирается на теорию социального проектирования и использует такие исследовательские методы как изучение обзоров, интернет-поиск, опросы, наблюдение в естественных условиях, анализ содержащейся в ряде источников не
основной информации и применение различных техник сбора, не требующих уведомления респондентов данных. Этому авторы посвятили свою статью в июле 2002 года: «Сочетание архитектурных и социологических методов исследования». Бани объясняет, как наблюдение за людьми в естественной для них обстановке «может дать архитектору ключ к пониманию особенностей социального взаимодействия, происходящего в самых различных условиях – таких как учебные аудитории, комнаты для проведения конференций, офисы и пешеходные дорожки». В частности, вышеперечисленные исследовательские методы могут помочь архитектору оптимально распланировать используемые людьми площади, совместить предпочтения пользователей с требованиями окружающей их обстановки, а также позволяют регулярно знакомиться с мнением арендаторов относительно занимаемых ими помещений. Социология снабжает архитектора необходимой информацией на всех стадиях его деятельности, включая планирование и предварительные расчеты, создание проекта, строительство и последующую эксплуатацию [142].
Джин Бим отмечает, что в своей деятельности Бани старается «продвигать и распространять применение исследовательских методов социального проектирования, улучшая, таким образом, наше понимание взаимоотношений между людьми, организациями и их искусственно созданным и естественным окружением». Бани всегда готова поделиться знанием социологических методов и теорий с сотрудниками своей фирмы. К примеру, в настоящее время ее фирма проектирует Центр для пожилых людей в одной из сельских общин Невады. Используя свое социологическое образование, Бани изучает данные о различных социальных характеристиках этой общины с целью создания социологических моделей, позволяющих прогнозировать рост ее численности
в будущем. Она также помогает архитекторам предвидеть потенциальное воздействие их дизайнерских решений, включая влияние пространственной планировки на поддержание социального взаимодействия пожилых посетителей Центра еще до того, как последний будет построен. Таким образом, социология, рассматривая индивидуум как часть его социального окружения, способствует улучшению качества архитектурных проектов.
Бани считает, что архитектура и социология продолжат обмен информацией. Социология архитектуры сохранит жизнеспособность, поскольку поднимает исключительно важные вопросы. Например, что создаваемые нами дома говорят о нас как об обществе? Бани убеждена, что будущее новой области знания в значительной степени зависит от того, научатся ли профессиональные проектировщики:
а) видеть взаимоотношения между социальным окружением и индивидуумом или организацией;
б) привлекать к своей деятельности социологов;
в) взаимодействовать со всеми интересующимися социологией архитектуры лицами и организациями.
Смит заявляет: «Я в равной степени убежден как в огромной пользе социологии для формирования нового образа архитектурного мышления, так и в том, что сама социология, в результате подобного сотрудничества, сможет существенно продвинуться в разработке ряда своих теорий. Архитектура изменится далеко не сразу, поскольку всегда необходимо время для осмысления любого нового подхода. Тем не менее будущее социологии архитектуры представляется мне весьма многообещающим» [139].
Одну из статей авторы посвятили анализу роли архитектуры постмодернизма в создании современного Лас-Вегаса: «Социология архитектуры и постмодернистские архитектурные формы» [143]. Опираясь на работы
Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймсона и Жан-Франсуа Лиотара [144–146], авторы анализируют некоторые черты постмодернизма в облике Лас-Вегаса и роль архитектуры в их формировании. Это «зрелищность», «усовершенствованная действительность», «обилие архитектурных тем», «стимуляторы» – или сконструированные объекты и процессы, создающие несуществовавшую действительность, «превращение окружающей обстановки в товар» и «мозаичность». В итоге исследования авторы приходят к выводу, что постмодернистский облик ЛасВегаса в первую очередь обусловлен его неповторимой архитектурой, ставящей во главу угла интересы главной городской индустрии – игорного бизнеса [143].
Еще одна статья посвящена роли архитектуры и социологии в совершенствовании организационной структуры [147]. Авторы отмечают, что в среде архитекторов и социологов возрастает осознание тесной взаимосвязи этих двух профессий. Разумеется, обе они, считают авторы, в состоянии оказать непосредственное содействие процессу совершенствования организационных структур. Рональд Смит и Валери Бани иллюстрируют характер подобной совместной помощи двумя примерами, предоставленными специалистом в области социологии организаций Дэвидом Джаффом (David Jaffe, 2001) [148].
Производящая спирт и полипропилен Shell-Sarnia превратилась в своей ветви индустрии в образцовую компанию. Из 130-ти ее рабочих были созданы 18 полуавтономных бригад. Члены каждой бригады самостоятельно организуют свой рабочий процесс и свободны в выборе методов, распределении обязанностей и планировании производственных смен. Повышение квалификации и освоение смежных специальностей всячески поощряются, а профессиональные навыки и производительность труда ценятся выше, нежели размер долж
ностного оклада и превосходство в служебном положении. Минимальная надежда на помощь со стороны менеджеров по управлению производством и персоналом, развитая культура открытого обсуждения проблем, демократия, навыки командного решения поставленных задач, самореализация и самообразование привели к возникновению чувства гордости как за свою работу, так и за являющийся ее результатом конечный продукт. Служащие постоянно высказывают свои соображения не только по внесению возможных изменений в используемые в производственном процессе технологии, но и по перепланировке самого предприятия. В настоящее время организация материального пространства на предприятии является отражением существующей на нем «горизонтальной иерархии» и обеспечивает легкий доступ ко всей компьютерной и оперативной информации, равно как и ко всем офисным помещениям и лабораториям (Sirianni, 1995, и Jaffe, 2001) [148; 149].
Датская фирма Oticon Holding является основным производителем слуховых аппаратов и знаменита своими исследованиями и научными разработками. Таким успехом компания обязана новому административному плану, заключающемуся в упразднении рабочей иерархии и штатного расписания и предлагающему очень немного формальных правил поведения на предприятии. При создании нового материального окружения каждого служащего снабдили персональным «кабинетом на колесах», компьютером, доступом к общему для всех сотрудников программному обеспечению и мобильным телефоном. В результате этого служащие получили возможность свободно передвигаться в своих мобильных офисах и, по мере необходимости, объединяться с коллегами для работы над отдельными проектами. Подобный подход к философии администрирования, наряду с отсутствием стен и прочих физических преград, при
вел к активизации общения, улучшению координирования действий при работе над производственными заданиями, развитию навыков совместного решения задач и стимулированию процесса творчества. План также преследовал цель создания «свободной от бумаг» организации, в связи с чем была спроектирована специальная «комната для документации», где сотрудники могут отсканировать и сохранить в компьютере важную почту, стереть ненужные документы и отправить выполнившие свое предназначение бумажные носители информации в шредер (Labarre, 1996, и Jaffe, 2001) [148; 150].
Из двух приведенных примеров авторы извлекают несколько важных уроков. Главный заключается в том, что совершенствование организационной структуры не только требует административного реформирования системы сложившихся на предприятии иерархических отношений, правил поведения и подходов к производственной деятельности, но, в большинстве случаев, также поднимает вопрос о необходимости проектирования или перепланировки соответствующего материального окружения. Если руководители компании склонны к сохранению «вертикальной иерархии» и традиционному функциональному распределению должностных обязанностей, то здание этой компании, скорее всего, будет спроектировано с таким расчетом, чтобы кабинеты ее руководства находились на самом верху, второстепенные представители администрации располагались пониже, а рядовые сотрудники занимали первые этажи. Вероятно также, что за основной критерий при проектировании стен, перегородок и отдельно стоящих строений будет взята возможность размещения служащих согласно их специализации в рамках компании. Что же касается Shell-Sarnia и Oticon, прогрессивные административные идеи обоих предприятий потребовали для своего воплощения совершенно иной организации
материального пространства. Компании подобного типа стимулируют открытое общение, объединение рабочих подразделений, командный подход к решению поставленных задач и стараются поощрять способных к самоорганизации и творчеству преданных общему делу сотрудников. В таких случаях имеет смысл, предполагают авторы, подумать об отказе от стен, создании «центров притяжения» и «комнат для размышлений». Не исключено, что в качестве части архитектурного проекта следует предусмотреть возможность размещения в рамках предприятия пунктов оказания таких дополнительных услуг как банковское отделение, автосервис и рестораны.
Рональд Смит и Валери Бани по результатам своего анализа считают, что для успешного преобразования организационной структуры необходимо опираться на ряд хорошо проработанных и взаимодополняющих социологических, психологических и бизнес-теорий. Так, например, в реформаторских действиях, предпринятых Shell-Sarnia и Oticon, авторы усматривают отражение теории постбюрократического общества, теории систем, теории объединения усилий для командной работы.
В итоге проведенной работы авторы делают вывод, что используемые социологами архитектуры теории и исследовательские методы служат как для определения влияния управленческой философии на материальное окружение, так и для анализа последующего влияния самого материального окружения на сотрудников, производственный процесс и результаты деятельности организации (Becker and Steel, 1995) [151]. Cоциологи могут быть полезны архитектору в разработке рекомендаций по оптимальному решению целого ряда организационных вопросов, связанных с деятельностью людей и компаний. Проектирование рабочего места, выбор мебели, план размещения рабочих мест, конференц-залов и комнат отдыха, определение приоритетов при рас
пределении наиболее ценных офисных пространств, планировка и эстетический облик здания, оказывающие серьезное влияние на восприятие компании широкой публикой, – это лишь некоторые вопросы подхода к тому, как изменение материального окружения способно помочь организации в ее развитии, предполагают авторы [147].