Общие и отличительные черты
По всей видимости, циклы экономического роста и периоды взлета научной мысли не всегда совпадают. (Вспомнить хотя бы известные Хоторнски< эксперименты, проведенные в момент великой экономической депрессиг 1929 — 1932 гг. и положившие начало прикладным социальным исследованиям в промышленности.) Вместе с тем между ними существует несомненная \ более глубокая, чем это может показаться на первый взгляд, связь. И, конечно же, при анализе не стоит сбрасывать со счетов социокультурные факторы
К 1960-м гг. закладываются общетеоретические основы американское социологии. Внутри академической социологии выделяются рафинированные теоретики и не способные к фундаментальным обобщениям эмпирики Прикладная область оказалась на периферии научных дискуссий. Появившиеся во множестве теории среднего ранга не смогли заполнить брешь, образовавшуюся между наукой и практикой. Постепенно, примерно с середины или конца 1960-х гг. прикладная социология выходит из прорыва и занимает подобающее место в системе научного знания, хотя социальное и профессиональное положение прикладников до сих пор не соответствует новой роли этой науки. Впрочем, и в нашей стране прикладная социология, занимающаяся управлением, котируется ниже академической.
У фундаментальной и прикладной социологии, представленной в первую очередь коммерческими опросами, отмечается разная динамика: подъемы и спады у той и другой приходились на разные исторические периоды.
По сравнению с «золотым веком» западной теоретической социологии 1940— 1960-х гг., к 1980-м годам резко упала ее общественная популярность, сократилось число социологических кафедр и численность изучающих социологию студентов, сильно возрос средний возраст преподавателей, сократились ассигнования, сузилась аудитория читателей фундаментальных теоретических трудов. Университетская революция 1960-х гг. в социологии привела к классической форме отраслевой депрессии. Только в последние годы эта депрессия, возможно, начинает преодолеваться, причем в первую очередь за счет роста удельного веса преподавания предметов, ориентированных на прикладные и коммерческие цели. Что же касается сферы коммерческих опросов, то за весь послевоенный период она переживала устойчивый рост, опережая по темпам роста экономику в целом и не испытывая никаких признаков депрессии38.
И в СССР прикладная отрасль — социология труда (ее еще называют заводской, или индустриальной) начала интенсивно формироваться с середины 60-х гг. Правда, еще в 20-е гг. в стране появлялись интересные прикладные разработки в области психотехники и социальной инженерии. Однако разница между двумя странами огромная. У нас до конца 80-х гг. не было главного — академической социологии и профессиональных социологов. В США существует более 250 департаментов в университетах и колледжах, где преподается социология и готовятся социологические кадры, не считая сотен школ бизнеса, где
См.: Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Изд-во Магистр, 1996.
также читаются курсы по социологии. Кроме того, здесь издается несколько десятков специальных социологических и смежных с социологией журналов.
Особенная историческая заслуга в институционализации эмпирической и прикладной социологии принадлежит Паулю Лазарсфельду (1901 — 1976), который существенно перестроил социологию на фундаменте математики и психологии39. Еще в Германии он основал небольшое частное предприятие под названием «Экономико-психологический исследовательский институт». Вместе со своими коллегами — студентами бюхлеровского семинара — молодой Лазарсфельд проводил коммерческие исследования, обеспечивая неформальному кружку друзей-ученых средства существования. Принципы организации и стиль деятельности подробного научного предприятия неуниверситетского типа (в консультативный совет которого, кстати сказать, входили также именитые университетские профессора) П. Лазарсфельд перенес затем на американскую почву. Эмигрировав в 1934 г. в США, он основал при Ньюарском университете подобный же институт, а дружба его с Мертоном явилась прологом к настоящему буму: в послевоенный период при американских и европейских университетах быстро появляются исследовательские институты. П. Лазарсфельд внес выдающийся вклад в комплексное использование количественных и качественных методов исследований, в разработку математических методов анализа эмпирических данных (латентный анализ, вторичный анализ, контент-анализ и др.).
Первые эмпирические исследования в промышленной социологии проводились еще в 1910-е гг., особенно по профориентации и профотбору. В 50 — 80-е гг. наблюдается усиление прикладных функций социологии. В конце 70-х гг. под эгидой государственных учреждений и научных центров осуществлялось около 30 крупных исследовательских программ и проводилось огромное количество финансируемых правительством прикладных исследований. Наиболее распространенными темами в индустриальной социологии и психологии можно считать мотивацию и удовлетворенность трудом, условия, организацию и содержание труда, формальные и неформальные отношения в рабочих группах, организационный климат, стиль руководства, текучесть кадров, адаптация молодежи и т.п.
По проблеме удовлетворенности трудом с 1935 по 1973 г. в США проведено более 8 тыс. исследований, а по изучению стиля лидерства — около 5 тыс. Только из федерального бюджета на них ежегодно выделялось от 1 до 2 млрд долл. Кроме того, проводятся многочисленные опросы, финансируемые монополиями. Каждый год сюда вкладывается 4 млрд долл.40 По некоторым оценкам, расходуемая в конце 70-х гг. сумма в 10 раз превышает ту, которая выделялась 15 лет назад. Напомним, что во второй половине 50-х гг. от 3 до 4 тыс. крупных американских предприятий самостоятельно проводили исследования в области социологии и психологии труда.
Для организации широкомасштабной исследовательской деятельности нужны квалифицированные кадры. В 1980 г. в США насчитывалось 120 фа-
Neurath P. In memoriam Paul F.Lazarsfeld and the institutionalization of empirical social research // Realizing social science knowledge /Ed. by Horzner B. e.a., Wien: Wurzburg, 1983. P. 13-26; Qualitative and Quantitative Social Research. Papers in honor of Paul F. Lazarsfeld /Ed. by R.K. Merton e.a N Y.: Free Press, 1979.
Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research//Amer. Socio!. Rev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 901.
культетов социологии, готовивших магистров и докторов наук, в 70-е гг. социологии трудилось около 30 тыс. дипломированных специалистов, кр< ме того, около 2 тыс. человек ежегодно получали степень магистра, а 600 добивались звания доктора философии. В 1914 г. было зарегистрироваь всего 500 членов АСА, в 1963 г. — более 7 тыс., а в 1985 г. — около 12 тыс. Голландии, по данным на 1984 г., из 7000 получивших социологическу подготовку студентов 3/4 ушли трудиться в прикладную сферу41.
В своей речи «Претензии и возможности прикладных исследований», npi изнесенной на ежегодной конференции АСА в 1980 г., ее президент П. Pot си отметил, что из 30 последних президентов АСА 18 преимущественно з; нимались прикладными исследованиями, хотя не все из них известны : вклад в эту область. Причина кроется в том, что их прикладные исследов; ния являлись столь значительными, что со временем вошли в состав фунд; ментальной науки. Среди 12 оставшихся некоторые занимались прикладнс работой время от времени, например П. Сорокин42. Многие выдающиес социологи США и Европы значительную часть времени посвятили прикла; ным исследованиям. Даже их неполный список впечатляет — он включас Дюркгейма, Гиддингса, Огбурна, Стауфера, Парка, Лазарсфельда, Дэвис; Хаузера, Севела, Кулемана и др. Их отличительная черта — ярко выражеь ное тяготение к количественной методологии, в результате чего техничес кое развитие исследовательских процедур стало отличительной чертой и научного вклада.
Прикладными исследованиями наряду с социологами активно занимаютс психологи, экономисты, представители политических наук. Кроме того, боль шинство фондов, предназначенных для прикладных исследований, попадает неакадемические организации, что резко снижает научный уровень первых.
Ныне в США насчитываются сотни, если не тысячи организаций (круп ных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиямг результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы уп равленческих решений и практические рекомендации. Некоторые крупны учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с доктор ской степенью, чем многие признанные университеты. В 1980 г. около 14,5 тыс социологов (69,5%) работали в университетах и колледжах США, а 6,8 тыс. -в прикладной социологии (частный бизнес, некоммерческие организации правительство и т.д.). В 90-е гг. соотношение академических и прикладны социологов изменилось, доля первых сократилась с 70 до 60%, а доля вторы выросла с 30 до 40% (табл. 1). В ближайшее время, как ожидается, социолог прикладник будет пользоваться еще большим спросом43.
По другим данным, число американских социологов, занятых в прави тельстве, масс-медиа, коммерческих и некоммерческих фирмах с 1960-х гг постепенно возрастало. Сегодня в неакадемической сфере трудится 30% все. социологов-выпускников и 50% докторов наук44. В противоположность Ев
41 SchaeferR. Sociology. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1986. P. 21-22.
42 Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research //Amer. SociolRev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 894.
Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R. Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 54-58. Perlstadt H. Accreditation of Sociology Programs: A Bridge to a Broader Audience // Canadian Journal о Sociology. 1998. 23:1/1. P. 195-207.
pone, где большинство социологов трудится в общественном и государственном секторах, американских социологов не пускают в коридоры власти и к общественному поприщу.
Таблица 1 Распределение социологов-прикладников по сферам занятости, в %45
Сферы занятости прикладных социологов | 1990 г. (прогноз) |
Все прикладники | |
Правительство: | 41,26 |
федеральное | 4,29 |
штаты | 28,01 |
местное | 8,96 |
Сфера обслуживания и промышленность: | 58,74 |
образование | 19,36 |
другие профессиональные службы | 11,69 |
здравоохранение | 14,03 |
некоммерческие организации | 7,67 |
бизнес и менеджмент | 5,06 |
другие службы | 0,92 |
другие отрасли промышленности | 0,01 |
Поскольку социология, в отличие, скажем, от психологии и экономики, имеет гораздо более узкий сегмент практического приложения, ассоциируется в общественном сознании с университетами и академической наукой, рынок труда для прикладных социологов очень размытый и неопределенный. Весьма сложно установить, сколько именно их трудится в медицине или бизнесе. Часто социологов нанимают только для сбора и анализа эмпирических данных (статистических и демографических)46.
Тем не менее, в американских вузах становятся все более популярными курсы по прикладной социологии. Если в 1970 г. из 241 социологического отделения в университетах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979г. —44%47, а в начале третьего тысячелетия их будет более 50%. Студенты практикуются не только в полевых исследованиях, но и на будущем месте работы (например, в госпитале, юридической фирме). Среди методов обучения применяются аудиторные и самостоятельные занятия, учебные фильмы, ролевые игры и социод-рама, аудиотайпы, компьютеры, модули, программированное обучение и т.п. Исследования показывают, что при подготовке прикладников используются следующие методы обучения: полевые исследования (38%), независимые исследования (25,5%), книги (25%), фильмы (23,5%), ролевые игры и социодрама
Источник: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 58. Halliday T. Sociology's fragile professionalism // Sociology and Its Publics: The Forms and Fates of Disciplinary Organization / Ed. by T.C. Halliday and M. Janowitz. Chicago: University of Chicago Press, 1992. P. 3-42.
DeMartini J.R. Constraints to the development of curricula in applaid sociology // The American Sociologist. 1980. Vol. 15 (august). P. 138.
(21,3%)> компьютер (20,4%), игровые методы (19%), аудиотайпы (18,5%), а мообучение (17,3%), устные выступления (16,1%), телевизионные демонстрг ции курсов (15,1%), модули (12,9%), программирование (12,5%), учебник (9,8%), экзамены {9,\%)^.