Градопроизводство: построение сообществ без стен» Джеральда Фруга

Джеральд Фруг (Gerald E. Frug) в работе «Градопро­изводство: построение сообществ без стен» (City Mak­ing: Building Communities without Building Walls, 1999) рас­сматривает вопросы жизнедеятельности современных крупных городов США (Бостон, Чикаго, Сан-Франциско и др.): устройство власти города, идентификация (empow­ering cities, city identity), социальные отношения («we»-feel­ing, group, strangers, community building), законодательство и другие институты (legal system, jurisdictional boundaries), распределение и устройство городских служб (communal services: education, police, sanitation, recreation), отношения го­род–пригород, соседства и др. (city, suburbs, neighborhoods, localities).

К проблемам современных городов США, с точки зрения Фруга, относятся:

• безвластие города, что ограничивает возможно­сти решения собственных проблем и межгородского

взаимодействия, порождает апатию жителей к участию в делах города;

джентрификация, существование различного рода «стен» (разделение по зонам, где живут люди одно­го класса, расы, национальности и т.д.);

неравное и неадекватное распределение комму­нальных служб и ресурсов в различных соседствах (в том числе образование, полиция и др.).

Фруг согласен с социологами Робертом Парком (Robert Ezra Park) и Луисом Виртом (Louis Wirth), которые выявили ключевое отличие города от пригорода (или любой другой населенной местности), а именно его ге­терогенность. «Теперь мы приходим к самому важному современному различению центральных городов и, как минимум, некоторых его пригородов – к гетерогенно­сти. Начиная с Вирта и до настоящего времени социо­логи обнаруживали, что города не только привлекают, но и вызывают умножение социальных групп. Города (используя примеры работ Клода Фишера) производят субкультуры фанатов блюграсс-музыки, миссионеров но­вых религиозных сект, профессиональных преступни­ков, палестинских владельцев магазинов» [371. – С. 126]. «Гетерогенность стимулирует обучение, рост, приклю­чения, радость» [371. – С. 11].

Задачу книги автор видит в обучении жителей са­мостоятельному решению проблем (недостаток требуе­мого жилья, недостаточный контроль преступности, транспортное переполнение и публичное образование). Выход автор видит в децентрализации власти и построе­нии сообществ вместо классового, этнического и адми­нистративного деления.

«Эта книга написана для тех, кто интересуется изучением альтернатив для Америки, построенной на разделении разных типов людей. Я бы хотел...быть интересным специалистам по законодательству и ака­демикам, изучающим проблемы городов. Но я написал книгу не исключительно в техническом или юридиче­ском ключе. Даже обсуждая сложные темы, как, к при­меру, теорию постмодерна, я пытался быть понятным и обычным читателям, чтобы показать им воздействие норм законодательства на их собственную жизнь»

[371. – С. 13].

Джозеф Рикверт «Обольщение местом. Город в XXI веке»

Созвучно с Д. Фругом ситуацию с развитием горо­да описывает Джозеф Рикверт (Joseph Rykwert) в книге «Обольщение местом, Город в XXI веке» (The Seduction of Place. The City in the XXI century, 2002).

Автор – историк архитектуры, идеолог архитектур­ных «альтернативщиков». В книге восстанавливается история городов, но при этом книга – идеологическая. Как важные прослеживаются три нижеследующие темы.

Автора волнует, что роль архитекторов в совре­менных городах резко падает в силу засилья рационали­стических и экономических интересов девелоперов.

Он обсуждает, как и каким образом должны разви­ваться города, чтобы архитекторы активно в этом участ­вовали.

Силу, способную изменить ситуацию, он видит в выступлениях местных сообществ, неправительствен­ных организаций, участии населения.

Рассматривая историю индустриализации и роста городов, автор отмечает, что жилье для средних и бед­ных классов, например, стало предметом профессио­нального проектирования архитекторов в конце XIX века. На рубеже XX–XXI веков начала господство­вать глобализация. Многие говорят о манхаттизации городов. Манхаттан – столица мира. Рост города опре­

деляется девелоперами и спекулянтами. Их основная цель – экономическая (максимизация прибыли от стро­ительства) [373. – C. 189; 211].

Это привело к таким социальным последствиям как несправедливость города по отношению к «обыч­ным» жителям. Происходит рост выступлений отдель­ных сообществ и неправительственных организаций. Проблемы:

катастрофическая загрязненность, перенаселен­ность, постоянные пробки;

появление закрытых сообществ (gated communi­ties), помогающих защититься от опасного окружения

[373. – С. 180];

• архитектурные последствия глобализации – это небоскребы на фоне трущоб (как в Куала-Лумпуре)

[373. – С. 227];

произошла потеря городами их четкого образа (причины – экономические цели строительства и глоба­лизация) [373. – С. 228];

архитекторы превратились в «профессиона­лов дизайна», консультирующих о стилевом внешнем оформлении, ставших бесправной группой и козлами отпущения;

как реакция на глобализацию и манхаттизацию и стремление к гармоничной архитектуре в 1980-х годах появилось движение новых урбанистов (New Urbanists). Их идеал – это город-сад, но без обобществления земли

[373. – С. 241, 242].

Автор считает, что города будущего должны про­ектироваться под контролем правительства. Должна быть возвращена специфическая роль архитекторов при строительстве городов, И, наконец, необходимо участие местных сообществ и некоммерческих органи­заций, чтобы изменить вид современных городов [373. – С. 231, 232].

Архитектура Ричарда Роджерса и социология

Ричард Роджерс, лауреат Императорской и Приц­керовской премий, – британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль «хай-тек». Королева Великобритании про­извела его в бароны (Baron Rogers of Riverside).

Учился в Йельском университете. Манифестом но­вого стиля стал его совместный проект c Пиано – Центр искусств им. Ж. Помпиду в Париже (1971–1977) [370. – С. 76]. Другие его крупные проекты – штаб-квартира стра­ховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979–1984)

[370. – С. 96], Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984), выставочный зал Миллениум-дом в Лондоне (1999) [370. – С. 143], проект восстановления Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Автор – приверженец экологического подхода к ур­банизации, продекларированной в докладе ООН «Наше общее будущее» концепции «жизнепроизводительного развития» [370. – C. 5]. В книге «Cities For A Small Planet» (1997) автор пишет, что выживание общества всегда за­висело от сохранения равновесия между переменными «население», «ресурсы» и «окружающая среда». Игнори­рование этого принципа приводило цивилизации про­шлого к катастрофическим и фатальным последствиям. Первая глобальная цивилизация настоящего времени впервые столкнулась с одновременными и всемирными (повсеместными) увеличением численности населения, истощением природных ресурсов и эрозией окружаю­щей среды [370. – С. 4].

Именно города, по мнению Роджерса, являют­ся движущей силой этого экологического кризиса. В 1900 году лишь одна десятая часть населения земно­го шара жила в городах. Сегодня, впервые в истории человечества, половина мирового населения живет

в городах, а за ближайшие тридцать лет доля городско­го населения может увеличиться до более чем трех чет­вертей. Городское население увеличивается на четверть миллиона человек в день, что эквивалентно еще одному Лондону каждый месяц [370. – С. 4].

Кроме роста населения развитие городов опреде­ляют такие глобальные проблемы как автомобилизация, увеличение количества отходов и развитие технологий.

Автор видит выход в реализации концепции Sustain-ability и создании компактных городов [370. – С. 27–63]. Sustainability означает хорошая жизнь для будущих поко­лений. Суть концепции – это расширение накопленных богатств со включением в них природного капитала: чи­стого воздуха, питьевой воды, действенного озонового слоя, чистого моря, плодородных земель и богатого ви­дового разнообразия. Конечная цель жизнеспособного (жизнепроизводительного) экономического развития заключается в том, чтобы оставить для будущих поко­лений запасы природного капитала, который равен или, в идеале, превышает наше собственное наследство

Компактный город – это плотный и социально­разнообразный город, где экономические и социаль­ные мероприятия совпадают, а сообщества сосредо­точены вокруг районов. Компактное решение зон активности населения сокращает расстояния и дела­ет возможным перемещение пешком и на велосипеде

Компактному городу нужна новая форма граж­данства – т.е. участия граждан в управлении. Уделение б'

ольшего внимания гражданскому участию и улучшению руководства имеет жизненно важное значение. Вовлече­ние сообществ в процесс принятия решений – Роджерс называет это креативным гражданством [370. – С. 17, 18] – необходимо. Считая создание социальных сетей

весьма важным, Роджерс говорит, что потенциал инди­видуального мозга будет бесконечно расширен за счет сетевого мышления [370. – С. 147].

В 1991 году было принято решение о строитель­стве нового района Шанхая – Lu Zia Sui. Архитектур­ное бюро Ричарда Роджерса предложило свой вариант мастер-плана. Проект показал, что варьируя высоту зда­ний (оптимизация видов), солнечные лучи и дневной свет можно направить на оживление улиц, площадей и проспектов, даже если плотность застройки очень вы­сока. Вариации линии крыш оптимизируют виды и про­никновение дневного света в здания, уменьшая потреб­ность в энергии для искусственного освещения. В целом композиция создавала плотный городской профиль, увенчанный серией башен, а узловой и круговой подход к распределению плотности населения давал значитель­ную экономию энергии [370. – С. 44–54]. Далее автор рассуждает об архитектуре будущего и городе будущего, приводя примеры архитектурных сооружений и архи­текторов будущего, среди которых отмечает Рэма Кол­хааса, Заху Хадид, Дэниела Либескинда, Тойо Ито и дру­гих [370. – C. 165].

В книге «Cities For A Small Country» (2000) Ричард Роджерс совместно с Энн Пауэр рассуждает о проблемах развития современных городов, необходимости рас­селения большого количества людей, развития приго­родов, потребляющих «зеленые земли», и социальных последствиях плохого управления этими факторами. Чтобы решить проблемы городов, авторы считают, что необходимо действовать в двух плоскостях:

в сфере проектирования;

в сфере организации.

Проектирование позволит сделать города более привлекательными, более компактными, более экологи­чески устойчивыми.

Организация позволит сделать их более чистыми, безопасными и, в конечном счете, более привлекатель­ными. Далее в книге подробно рассматриваются аспек­ты проектирования, городского дизайна и управления процессом развития городов. Среди конкретных пози­тивных примеров упоминается опыт Барселоны [372. – С. 3], Копенгагена [372. – С. 91], Куритибы [372. – С. 127] и Бильбао [372. – С. 219].

Наши рекомендации