Методика проведения контент-анализа
В чем состоит сама процедура кодирования информации? Каждая единица анализа – текст или иной документ (визуальный, звуковой и пр.) должна быть закодирована по кодификатору или перечню признаков, который составлен исследователем в соответствии с программой. Можно это делать сразу на компьютере, только потом нужно проверить введенную информацию. Классический контент-анализ делается на карточках. Для каждого текста – своя отдельная карточка, на которой пишутся номера кодовых позиций-признаков, которые присутствуют в данном тексте. Например, вы исследуете методом контент-анализа содержание газеты «Московская правда». Предположим, что это будет аналитическая статья о проблемах социального обеспечения пенсионеров в Москве, в которой основными действующими лицами являются члены Московского законодательного собрания, принимающие закон о сохранении льгот пенсионерам. Тогда кодировочная карточка будет выглядеть таким образом:
МП, 2004, 14 декабря
Ветераны не будут обижены
I-5, II-1, III-3, IV-7, V-1, VII-3
В правом верхнем углу название газеты, время выхода, название публикации.
Код может содержать и натуральный ряд чисел без двойных обозначений категорий и признаков, как в приведенном примере. Тогда и в коде должны быть пронумерованы подряд все признаки. И тогда карточка примет такой вид:
МП, 2004, 14 декабря
Ветераны не будут обижены
1, 5, 10, 23, 37, 41, 53
Когда мы кодируем информацию классическим способом, то есть на разных картах, тогда их можно как угодно тасовать и считать любые комбинации. Например, посмотреть, в каких жанрах обычно пишутся экономические материалы или публикации на тему культуры. Или кто в них – действующие лица и т. п.
Но бывает и табличный вариант кодировки, когда сравниваются только два признака, например, будние и воскресные номера какого-нибудь издания. Тогда кодировка приобретает вид двухмерной таблицы.
Но в таком случае ничего, кроме сравнения двух или нескольких признаков, мы не получим. Сложные корреляционные взаимосвязи при таком способе кодировки невозможны, хотя он, естественно,– более простой и быстрый.
Для кодировки телетекстов, естественно, нужно смотреть телевизор именно в то время, когда выходят, например, информационные выпуски или рекламные ролики. Хотя здесь можно широко пользоваться записями на кассеты и кодировать информацию в свободное время. Кроме того, сразу с экрана не всегда удается успеть полностью закодировать текст. И в этом случае лучше пользоваться видеозаписью, которую можно просмотреть вторично.
Внимание! Обычно в строго репрезентативном исследовании, когда требуется особая точность информации, кодирование ведется двумя кодировщиками, а результаты их кодировки сравниваются. При обнаружении расхождений проблему снимает руководитель исследования или процедуры.
Приведем некоторые примеры контент-анализаирезультаты этих исследований,чтобы показать, каковы возможности метода и чем он может быть полезен для журналиста. Например, при помощи качественно-количественного анализа содержания можно сравнить запросы читателей с тем, как газета реально в своих публикациях удовлетворяет эти интересы. Проведем сопоставление тематических интересов сельских жителей и процент материалов в районной газете на эти темы от общего числа материалов и от числа собственных материалов районной газеты по данным контент-анализа (проект «Районная газета и пути ее развития», 1969–1972 гг. – табл. 7).
Таблица 7
Контент-анализ РГ в соотнесении с интересами аудитории
Темы | Процент читателей, интересующихся данной темой | Наличие темы в газете (в %) | Наличие темы среди собственных публикаций РГ (в %) |
1. Сельское хозяйство | |||
2. Воспитание детей и молодежи | |||
3. Происшествия | |||
4. Семья, личная жизнь, быт людей | |||
5. Благоустройство сел, поселков, городов, жилищное строительство | |||
6. Торговля, бытовое обслуживание | |||
7. Войны, военные действия и конфликты за рубежом | |||
8. Медицина, здравоохранение, социальное обеспечение | |||
9. Жизнь других стран | |||
10. Работа милиции и судебных органов | |||
11. Внешняя политика СССР, отношения с другими странами | |||
12. Оборона, защита страны, жизнь Советской армии | |||
13. Транспорт, связь | |||
14. Природа, ее охрана и богатства | |||
15. Промышленное, сельскохозяйственное строительство | |||
16. История страны, ее революционное прошлое | |||
17. Промышленность | |||
18. Наука и техника | |||
19. Спорт | |||
20. Использование свободного времени, отдых людей | |||
21. Религия и церковь | |||
22. Деятельность партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций | |||
23. Деятельность государственных и советских органов | |||
24. Классовая борьба и революционное движение в зарубежных странах | |||
25. Советское законодательство | |||
26. Средняя и высшая школа, вопросы образования | |||
27. Работа международных организаций, международное сотрудничество | |||
28. Материалы по литературе и искусству |
Интерес жителей села ярко демонстрирует их интерес к повседневному, тому, что окружает человека, к его работе, семье, быту, происшествиям. Но газеты, как показывает сравнение интересов с реальным содержанием газет, удовлетворяет интересы аудитории только в области сельскохозяйственной тематики, причем чрезмерно. Но обычно это были публикации о производственном процессе, мало затрагивающие проблемы человеческих отношений в процессе производства, и касающиеся прежде всего количественных показателей труда. Много места газеты уделяют и другим сферам производства – промышленности и строительству. Одна из приоритетных сфер внимания редакции – партийная жизнь. Остальные темы, интересующие сельских жителей, либо освещались очень редко, либо практически совсем отсутствовали на страницах районной газеты. Это были хозяйственные издания с гораздо большим, чем хотелось аудитории, присутствием идеологической составляющей.
Через 10 лет, уже после перестройки, ситуация не сильно изменилась: то же превалирование производственной тематики в контент-анализе 10 районных газет Киргизии в 1988 г.* (табл. 8).
Таблица 8