Молодёжь в системе высшего образования
Высшее образование играет в обществе особую роль. Способствуя подготовке специалистов управленческого звена и выступая источником формирования научных кадров, высшее образование обеспечивает экономическую, политическую и культурную независимость нации, а также её развитие в целом. В современном мире основными критериями, характеризующими развитие системы высшего образования, являются:
1. Уровень охвата населения высшим професисональным образованием.
2. Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал развития страны.
3. Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.
Уровень охвата населения высшим профессиональным образованием оценивается с учётом двух основных показателей:
- доли лиц с высшим образованием во взрослом населении;
- доли студентов высших учебных заведений в населении страны.
Индекс образования является составной частью индекса развития человеческого потенциала. Он измеряет относительные достижения страны, как в повышении грамотности населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны.
В развитие мировой системы высшего образования заложен ряд принципов, призванных повысить её эффективность, в частности:
- доступность и качество высшего образования;
- разнообразие образовательных программ, организационных форм высшего образования, его структуры;
- конкурентоспособность подготовленных специалистов на внутреннем и мировом рынках труда;
- объём, структура и источник ресурсов высшей школы, уровень её государственного финансирования;
- состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальных и производственных инфраструктур, систем организации и управления.
Развитие высшего образования в России за последние два десятилетия характеризовалась и характеризуется теми же противоречиями, которые определяют развитие всей отечественной системы образования в целом, а именно:
- снижение общего уровня финансирования высших учебных заведений;
- разрушение материальной базы вузов (устаревание оборудования, использование полезных площадей не по назначению);
- текучесть образовательных кадров, снижение качества преподавания;
- переструктурирование высшего образования, изменение престижа профессий, изменение престижа вузов;
- появление новых форм обучений: дистанционной формы обучения, экстерната, негосударственных учебных заведений, платного обучения;
- изменение соотношения технического и гуманитарного сегментов;
- отсутствие связи между теорией и практикой.
Ситуация осложняется незавершившимся и в настоящее время общим демографическим спадом, из-за которого число вакантных мест в вузах превышает количество абитуриентов.
Противоречивый характер развития высшего образования не способствует повышению его ценности для молодых россиян. Так, до 1992 отмечался спад интереса молодёжи к получению высшего образования, конкурс в российские вузы становился всё меньше. При этом в качестве объективных причин наметившихся процессов молодые люди отмечали, что "образование не связано с достижением материального благополучия" или "решать свои жизненные проблемы необходимо немедленно, не стоит тратить годы на учёбу, результаты которой в плане перспектив весьма неоднозначны". Начиная с 1995 года, ситуация изменилась, поскольку для работодателей были предпочтительнее работники, имеющие высшее образование. Соответственно число молодых людей, поступающих в вузы, возросло. Следует отметить, что работодатели зачастую стремились иметь не работников, владеющих знаниями на уровне высшего образования, а работников, имевших диплом о высшем образовании.
Однозначное мнение о значении высшего образования отсутствует и в современном российском обществе. Так, согласно данным представленным в аналитическом отчёте И. Шмерлиной, в 2007 году 35% молодых россиян считали, что людей с высшим образованием в России больше, чем нужно; 22% - полагали, что в стране, напротив, не хватает специалистов с высшим образованием; 24% - говорили о том, что специалистов с высшим образованием столько, сколько нужно; 19% - затруднились ответить.
Переход от одной крайности к другой способствовал тому, что далеко не все студенты, поступающие в вузы, действительно стремились получить необходимые знания, хотели учиться. В этом отношении всех российских студентов условно можно подразделить на три основные группы.
К первой группе следует отнести студентов, ориентированных на получение образования. Студенты данной группы осознают, что полученные знания в будущем станут залогом карьерного роста и жизненных успехов. Доля таких студентов колеблется от 56 до 61% от общей массы. Из них 30-35% рассматривают профессию как способ творческой реализации, реализации своих возможностей, а около 26 % как средство, как инструмент достижения поставленной цели.
Вторую группу студентов составляют молодые люди, попадающие в вузы по различным причинам (например, получить отсрочку от армии) не способствующим усвоению необходимых знаний. Такие студенты не ориентированы на получение образования, к будущей профессии относятся менее заинтересовано, а диплом о высшем образовании получают скорее попутно. Доля таких студентов среди молодых россиян около 25-26%.
Третью группу составляют студенты, которые либо в силу неопределённости, либо в силу давления различных бытовых проблем не могут полноценно участвовать в процессе обучения, хотя в некоторых случаях стремятся к получению высшего профессионального образования. В итоге они составляют группу тех молодых людей, которые "плывут по течению", не могут выбрать своего жизненного пути, образование и профессия для них не главное. Доля таких студентов 26-28%.
Реальность свидетельствует о том, что на получение именно образования в большей степени ориентированы будущие экономисты и юристы. Этот факт представляется очень симптоматичным, поскольку именно названные выше специальности сейчас пользуются наибольшим спросом. Кроме того, заметно, что их избирают студенты, уже ориентированные на престижные профессии. Они не планируют заниматься наукой, уверены, что завершат свое образование, среди них лишь 8% допускает мысль о том, что им придется подчинить свои планы обстоятельствам. Наименее ориентированными на образование оказались математики, химики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, явно выступает малый спрос на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь следует отметить чисто социальный фактор - престиж учительской профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные на профессию учителя, составляют чуть больше трети всех учащихся.
В целом мнение преподавателей о современных студентах вузов неоднозначное, 86% опрошенных преподавателей считают, что студенты изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе. Впрочем, мнения преподавателей почти по всем вопросам, заданным социологами, разделились. Одни считают, что какое-то качество стало студентам присуще в большей степени, другие в меньшей, третьи считают, что ничего не изменилось.
С 1992/93 учебного года все вузы России получили возможность осуществлять набор студентов на коммерческой (контрактной) основе. Как следствие, увеличились конкурсы в вузы, поскольку родители детей, не прошедших по конкурсу, стремились устроить их на коммерческой основе. Несмотря на то, что приём студентов на платное обучение сверх общего конкурса не должен превышать 30%, платные отделения существуют сегодня практически в каждом вузе. Контингент "коммерческих" студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди "бюджетников". Среди их родителей значительно больше предпринимателей, бизнесменов (14-16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных предприятий (11-17%), высших государственных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях значительно выше. Каждый седьмой "коммерческий" студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый - доход от самостоятельного предпринимательства.
Отношение "коммерческих" студентов к процессу обучения также неоднозначно. В одних случаях такие студенты более мотивированны на получение образования, ибо плата за обучение не располагает к халатности и безответственности. В других случаях студенты, обучающиеся на коммерческой основе, менее ответственно подходят к образовательному процессу, поскольку имеют больше шансов на его осуществление или восстановление, в случае отчисления.
Противоречия, сопровождающие развитие высшего образования в современной России во многом предопределяют его качество. Так, около 28% молодых россиян, полагает, что качество вузовской подготовки в нашей стране соответствует мировым стандартам; 41%, напротив, говорит о том, что отечественное высшее образование по качеству ниже зарубежного; 23% затруднились дать оценку. По мнению 53% респондентов, в России мало вузов, которые дают хорошее, качественное образование; 2% респондентов полагает, что таких вузов нет совсем; 22% опрошенных убеждены, что хороших вузов в России мало; столько же затруднились ответить. Немаловажным относительно качества высшего образования является мнение родителей обучающихся. Так, около 45,7% опрошенных считает, что качество высшего образования в России в целом удовлетворительно; 21,5% затруднились ответить; 15,7% говорят о том, что качество образования хорошее; 17,2% - плохое. При этом, 34,3% опрошенных родителей утверждают, что за качество обучения высшее образование несёт полную ответственность; 25,6% частичную; 23,3% вообще не несёт; 16,8% затруднились ответить.
Одной из важнейших проблем отечественного высшего образования остаётся его доступность для молодого поколения, зависящая от следующих факторов:
1. Происхождение молодого человека (социально-экономический статус его родителей), образование родителей, их связи, деньги. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что у 56,5% студентов отцы – представители интеллигенции, у 34, 6% - представители рабочих специальностей. Аналогичные показатели матерей составляют, соответственно 58,4% и 37,2%. Результаты исследований также свидетельствуют, что мнению 4,7% родителей молодых людей, поступающих в вузы именно доходы полностью гарантируют доступ к высшему образованию, 27,6% говорят о частичной гарантии доступа, 60,4% считают, что доходы не являются гарантией доступа, 7,3% затруднились ответить;
2. Место проживание молодых людей (город, село). Данное обстоятельство обусловлено следующим факторами: Во-первых, уровень знаний городской молодёжи значительно превышает уровень знаний выходцев из села; Во-вторых, финансовые затраты на обучение представителей села значительно выше финансовых затрат горожан.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что доля студентов в российских вузах, окончивших школу в мегаполисах больше доли студентов из других городов; доля студентов из областных центров выше доли студентов из районных городов; доля студентов-городских жителей выше доли студентов – селян. Значительной части молодёжи дл получения качественного высшего образования пришлось сменить место проживания по следующей схеме: село-районный административный центр – областной центр – мегаполис.
3. Разница в базовом среднем образовании между выпускниками школ и выпускниками средних профессиональных образовательных учреждений;
4. Территориальный фактор. Все высшие учебные заведения главным образом расположены в крупных городах, областных центрах и тд. Достаточно упомянуть о том, в Москве и Санкт-Петербурге обучается 1/3 представителей высшей школы в России;
5. в условиях современного общества нельзя не говорить о технической грамотности как одном из основных факторов доступа к системе высшего образования.
При этом на доступность высшего образования не влияют гендерные характеристики молодого поколения
Для того, чтобы повысить престиж высшего образования в современной России, гарантировать его доступность и качество, высшее образование следует развивать в соответствии с теми принципами, которые были указаны в начале данного вопроса, в частности:
1. Демократизация. Данный принцип как ведущий определяет общедоступность высшего образования, свободу выбора вида образования, специальности, характера обучения, научно-педагогической школы, сферы творческой и общественной деятельности; демократизация означает решительный отказ от командно - бюрократической модели высшего образования и переход к модели нового типа - общественно-государственной и полностью общественной.
2. Гуманизация и гуманитаризация означают соответственно создание благоприятных возможностей для самовыражения и развития личности преподавателя и студента, реализации познавательных запросов и духовных потребностей личности, ее профессионального роста и приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, обеспечение уважения к личности: признание ее индивидуальности, создание условий для всестороннего развития, формирования гуманного отношения к людям, уважительного отношения и терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом; гуманитаризация обеспечивает освоение достижений общечеловеческой культуры, гуманитарный синтез всех учебных дисциплин, превращение ценностей культуры, нравственности из предметов изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности.
3. Активность личности.
4. Национальный и региональный подход к высшему образованию.
5. Единство и взаимосвязь высшего образования и жизненных планов человека. Этот принцип предполагает преемственность высшего образования с предшествующим и жизненными планами, этапность самого процесса высшего образования, его непрерывность и обращенность к будущей жизнедеятельности.
6. Интеграция высшего образования, науки, производства.
Перечисленные принципы безусловно могут быть отнесены к любым образовательным системам, и на различиях в их развитии может сказываться лишь значение для каждой из подсистем образования того или иного ее направления.