Протестантизм и протестантская этика

Решающую роль в возникновении капитализма Вебер отводил протестан­тизму. Протестантизм (от лат. protestans, p. п. protestantis — публично доказы­вающий) — одно из главных направлений христианства (наряду с католициз­мом и православием), представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождени­ем с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Евро­пе. Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося цер­ковного канона, господствующей идеологии или существующего социально­го устройства. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возник ряд течений, известных как поздний протестантизм, или неопротестантизм: баптисты, методисты, ква­керы, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны, или «Святые последних дней», Армия спасения, Христианская наука и др.

Большинство течений протестантства формировалось под идеей религи­озного возрождения в виде ривайвелизма (движения духовного возрожде­ния). В настоящее время протестантизм наиболее распространен в Сканди­навских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Сегодня общее число протестантов достигает почти 500 млн человек. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и других протестантских церквей и деноминаций. Протестантизм можно ква­лифицировать как одно из фундаменталистских движений, поскольку он, как и подобает подобным идейным направлениям, основан на стремлении вос­кресить «забытое и искаженное» вероучение первохристиан.

Стремление вернуться к истинным христианским ценностям и незамут­ненному сознанию отцов церкви получило весьма противоречивое оформ­ление: протестанты сохранили основные догматы, в том числе представле­ние о бытии Бога, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католи­ческое учение о чистилище), об Откровении и др., но почти полностью изменили обрядовую часть. Протестанты старались во всем походить на пер­вых христиан, не имевших роскошных храмов и икон, имущества и иерар­хии. Простота в отправлении культа у них сочетается с фанатичной предан­ностью Богу, образ которого, как они считают, надо носить в своем сердце, а не вешать на стены. Поэтому убранство протестантских церквей крайне

45 ФеврЛ.Укт. соч. С. 214.

простое и даже бедное. В молитвенных домах протестантов нет пышного убранства, алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Протестантизм упразт-нил многие таинства, оставив только крещение и Евхаристию, отверг уче­ние о благодати, упразднил молитвы за умерших, почитание святых и мно­гочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Богослуже­ние протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное Писание отвергнуто Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкова­ние стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.).

Протестантизм, по мнению С.С. Авериниева, создал культуру — мирскую и церковную, которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного по­слушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая дело­вая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респекта­бельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократическо­го великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в ста­новлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.

Протестантизм отказался от проти­вопоставления духовенства мирянам и сложной церковной иерархии, мона­шества и целибата, присущих католи­цизму, выступив

за упрощение религи­озного культа. Обмирщая церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получа­ет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать бо­гослужение без посредников (церкви и духовенства).

Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора). Недаром протестантский север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индуст­риального развития обогнал южные регионы Европы — центры католициз­ма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитали­зацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений про­тестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).

По мнению Вебера, изменение экономической структуры в Англии от феодализма к капитализму и частному предпринимательству произошло в XVI в. Одним из важных факторов такого изменения была специфическая протестантская этика.

Протестантская этика — неформальная система норм и ценностей про­тестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отли­чие от евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фик­сированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Рефор­мации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («каль­винистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для бо­гословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях.

Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепциях благодати, пре­допределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравствен­ности заметно расходились с христианской моралью Средневековья. Про­тестантская трактовка благодати представила жизненную судьбу и спасе­ние человека заранее определенным немотивированным решением Бога, что автоматически отрицало автономию человеческой деятельности и зна­чение для спасения «добрых дел» католицизма, среди которых главными были оказание поддержки церкви и выполнение ее предписаний. Соглас­но протестантизму, основными симптомами избранности к спасению яв­ляются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление ве­рующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критери­ев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно М. Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — зна­чит согрешить перед Богом. Протестантская этика освятила труд и осуди­ла праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг (главным образом экспроприированных крестьян), оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы.

Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало об­ретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из добрых дел, протестантизмом осужда­лось — милосердие понималось преж­де всего как предоставление возмож­ности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бе­режливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика рег­ламентировала весь образ жизни: ее требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требо­вала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств и знать, что луч­ший способ угодить Богу — получать возможно большую прибыль.

Осуждение лености в протестантизме относилось и к людям, живущим лишь рентой, и к ростовщикам, но не распространялось на живущих за счет банковского процента. Грамотность была угодна Богу (в ряде пуританских колоний Америки в XVII в. были приняты законы об обязательном начать-ном образовании). Но, поскольку главным ее назначением было освоение Писания, протестантизм выступал против секуляризации школы. Антипро­светительский характер протестантской этики проявился и в осуждении те­атра, живописи, светской литературы, развлечений как непродуктивной тра­ты времени и средств, однако эти виды деятельности были нравственно оп­равданны, если становились источником дохода.

Протестантская этика, согласно Веберу, явилась духовным выражени­ем новых тенденций в западноевропейском обществе и в таком качестве действительно сыграла важную роль в формировании дисциплины и куль­туры труда. Она отразила психологию и надежды широких слоев тружени­ков и воплотила общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной для людей деятельности, необходимость профессионального совершенствова­ния, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. Совре­менные протестанты ратуют за возвращение к традиционным ценностям трудолюбия, справедливости, бережливости, критикуют социальные про­граммы помощи бедным за счет налогоплательщиков как несправедливые в отношении к работающим, защищают патриархальные идеалы (безраз­дельную власть отца в семье, неравноправие женщин и пр.), считают без­работицу и бедность следствием лености и нежелания обрести профессию или хорошо трудиться.

Вебер отдавал себе отчет в том, что нарисованная им картина протестан­тской трудовой этики и ее влияние на зарождение капитализма — это всего лишь историческая реконструкция того, что было на самом деле. Но рекон­струкция сознательная, предпринятая им на основе его же методологии «иде­альных типов». Эмпирическая реальность может и не соответствовать тому идеальному типу протестантизма, который изобразил Вебер. В частности, с критикой веберовской версии выступили протестантские теологи, считая, что он серьезно исказил суть дела46. По мнению Г. Робертсона, движущей силой капитализма был католицизм, а согласно теории Л. Брентано, таковой выс­тупали политические идеи47.

Достоинством веберовской теории генезиса капитализма является увяз­ка экономических и социальных аспектов. Вебер раскрыл влияние экономи­ки на социальную структуру общества на примере современного капитали з-ма, обозначив два основных класса — буржуазию и пролетариат. Они при­вязаны к четвертому варианту, если следовать модели Ф. Паркина. Однако для других вариантов Вебер не дает столь четкой привязки, поэтому остает­ся только догадываться о том, какая социатьная структура, какие классы, сословия и социальные группы соответствуют тому или иному историческому

типу капитализма.

4(' История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979. С. 294.

47 Се.'шгмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 43—44.

ЭВОЛЮЦИЯ КАПИТАЛИЗМА

В социологической литературе, как зарубежной, так и отечественной, еще не сложилось окончательного мнения относительно того, какое из двух понятий — капитализм или индустриальное общество — является более широким и включает другое как свою часть или аспект. Одни авторы полагают, что капиталистическое общество — это частный случай инду­стриального, что капитализм — лишь одна из форм выражения или один из этапов развития индустриального общества. Другие авторы утверж­дают прямо противоположное: индустриальный взлет был возможен лишь потому, что на определенном историческом этапе появился мощ­ный класс собственников. Каких бы разных позиций ни придерживались социологи, но все они сходятся во мнении, что индустриальное общество и капитализм — два тесно связанных между собой понятия.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Капитализм означает такую систему производства, основная часть кото­рой находится в частной собственности относительно немногочисленной группы людей, систему производства, организованную ради получения при­были. Капиталистическим считается общество, где подавляющая часть лю­дей (У4 занятого населения) является наемными работниками или нанима­телями. Капитализм — специфический тип общества, которое образуют не­зависимые друг от друга ассоциации (товарищества, компании, акционерные общества) и экономические институты (рынок, кредитная система, биржи, банки, собственность), созданные для выполнения основных экономичес­ких функций (изготовление товаров и оказание услуг), которые при других типах общества выполнялись бы семьей, родом, кланом, общиной или госу­дарством. Капитализм успешно функционирует только тогда, когда суще­ствуют частная собственность, свобода контракта, прибыль, накопление капитала и инвестиций, широкая кредитная система, свободный рынок тру­да, заработная плата и рынок товаров и услуг, на котором цены определяют­ся спросом, предложением и конкуренцией.

Капитализмом двигает рынок, а рынком управляют спрос и предложение, которые в свою очередь зависят от уровня цен. Чем выше цены, тем меньше товаров люди стремятся купить, и наоборот. Таким образом, в каждый дан­ный момент времени существует определенное отношение между рыночной ценой товаров и денежным выражением спроса на них. Цены назначают продавцы, а деньги предлагают покупатели. Продавец — посредник меж ту производителем и покупателем. Если производители решат произвести се­годня товаров больше, чем вчера, то возросшее количество предложенных товаров может быть продано только по более низким, чем вчерашние, ценам

Работа при капитализме обладает статусом оплачиваемого труда, а заня­тия распределяются через рынок труда, где рабочие подыскивают себе рабо­тодателей, готовых платить заработную плату или жалованье в обмен на ту пользу, которую они получают от применения навыков, знаний и физичес­ких усилий рабочего. Разъясним некоторые фундаментальные понятия, на которых строится курс обществознания.

При капитализме труд выступает товаром. Это означает, что наемный работник, обладающий определенными способностями к труду (он физичес­ки и психически здоров) и профессиональной квалификацией (подготовкой, знаниями и практическими навыками по конкретной специальности) пред­лагает свою рабочую силу предпринимателю в обмен за известное вознаграж­дение — заработную плату.

Для консервативных социологов типа Питера Бергера капитализм — основа процветания, равенства и свободы, для радикальных социологов типа Карла Маркса такой основой является социализм. Капитализм час­то ассоциируется с высоким уровнем неравенства. Когда возможность за­рабатывать — единственный путь получить товары и услуги, некоторые индивиды будут способны контролировать больше коллективных ресур­сов, чем другие, независимо от их потребностей. Чтобы уменьшить поли­тический эффект дестабилизирующего общество неравенства, капитали­стические общества, особенно с демократическим правлением, должны отходить от принципов чисто рыночной системы распределения к инкор­порированию социальных программ благосостояния, медицинского стра­хования, пенсий и т.д.

Современный капитализм представляет собой тип смешанной экономики. где частная инициатива развивается под «присмотром» государства, конку­ренция ограничена влиянием монопольных механизмов. Такая система со­стоит из двух частей — рыночной и планируемой. Рыночная состоит из мел­ких фирм и индивидуальных предприятий, цены регулируются только кон­куренцией. Планируемую систему образуют крупные корпорации, которые контролируют действия мелких фирм и цены.

Обществом смешанного типа собственности на средства производства является Израиль. Здесь существуют три хозяйственных сектора: государ­ственный, на который приходится 21,5% валового национального продук­та, профсоюзный (предприятия Гистадрута) — 20,3% и частный — 58.2 г валового национального продукта. В государственной собственности нахо­дятся все электро- и водоснабжение страны и 40% транспорта. Доля государ­ства в обшей сумме внутренних инвестиций превышает 50%. По мнению американского ученого М. Харрингтона, преобразования в плане «нового социализма» на Западе будут сопровождаться «периодическими структурны­ми кризисами капитализма». Харрингтон не предвидит в ближайшие 50 лет такого «последнего» кризиса, который привел бы к замене капитализма социализмом. К середине XXI в. развитые страны, как и сегодня, будут иметь смешанную экономику. На пороге «нового социализма» она будет более че­ловечной, но полностью еще не трансформируется'.

Современные формы капитализма включают: краткосрочное (антицикли­ческое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государ­ственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носяшие рекомендательный характер; прямое (законодательные и админис­тративные акты) и косвенное регули­рование (налоги, расходы государ­ственного бюджета, амортизационная политика). Постепенно утвердившая­ся во многих странах социально-ори­ентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во второй половине XX в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения.

Если ранний капитализм XIV—XVIII вв. представлял собой лишь один из элементов общества, то современный превратился в общественную систему. Если в прежние времена распространение капитализма ограничивалось от­дельными регионами, то современный капитализм охватил всю Западную и Северную Европу всего лишь за 100 лет — с 1750 по 1850 г., а в последующие 50 лет распространился на всю обитаемую территорию планеты. Он стал гло­бальным, и его принято называть мировым капитализмом.

По мнению П. Друкера, капитализм прежних эпох был уделом небольших, замкнутых общественных групп. Он почти не затрагивал аристократию, зем­левладельцев, военных, крестьян, представителей свободных профессий, ремесленников, даже наемных рабочих. Капитализм Нового времени активно проникал во все слои общества и трансформировал их. Он привел к быстро­му внедрению новых орудий труда, производственных технологий, матери­алов, сельскохозяйственных культур, методов — всего, что сегодня входит в понятие «технология».

С ростом интернационализации хозяйственной жизни, развитием транснациональных корпораций усиливаются региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономи­ки. Это нашло отражение в возникновении таких организаций, как Орга­низация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Евро­пейское сообщество и др. Они активно помогают нашей стране двигаться по пути рыночных и демократических преобразований. Хотя далеко не всегда нам нравятся их методы «воспитания» (указания, предупреждения, одергивания, экономические санкции и др.), учиться рыночной экономи­ке нам все равно придется.

Коломиицев В. «Конца истории» не будет (К концепции «Цивилизации XXI века»). — http:// www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/336/6l.htmi.

Наши рекомендации