Связанные с теорией научения
Основоположниками модели социальной работы, связанной с теорией научения, являются Дж. Уотсон и Скиннер.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Путем научения может приобретаться любой опыт у человека. У представителей бихевиоризма (Дж. Уотсон, Скиннер, Э. Торндайк) научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций (в соответствии с учением русского физиолога И. Павлова). Позднее «чистый» бихевиоризм расширил свои границы и включил в число значимых факторов научения и ментальные процессы (мышление, чувства).
Основоположником теории социального научения является А.Бандура, который признавал за людьми способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Благодаря этому, даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций, он наблюдает за поведением других людей и его последствиями, и в зависимости от характера наблюдаемых последствий (поощрение или осуждение) индивид подражает образцу. С позиций теории научения проблемное поведение рассматривается, прежде всего, как результат научения. И, следовательно, оно может поддаваться и «отучению» определенному поведению или его коррекции.
ВВЕДЕНИЕ
В основе моделей социальной работы, связанных с теорией научения, находится поведение человека, а ученые этого направления исследуют поступки человека и его активность по отношению к социальной среде. Ими признается взаимовлияние друг на друга человека и социальной среды.
Под «поведением» мы понимаем здесь как внешне наблюдаемое поведение, так й метальные процессы, например, мысли и чувства. Такое
определение поведения позволяет нам отнести теоретические истоки данной модели как к идеям Уотсона и Скиннера, исследовавших только наблюдаемое поведение, так и к теории социального научения, которая изу-чает ментальные процессы, стоящие за внешне не проявляемым поведением.
При таком подходе проблемное поведение и функциональные отклонения рассматриваются, прежде всего, как результат научения. Воздей-ствие здесь должно быть направлено как на изменение условий научения, так и на научение новым формам действия и понимания опыта. Главные вопросы можно сформулировать таким образом: какое поведение пациента или кого-либо из его окружения необходимо изменить? Как следует понимать такое поведение? Какие изменения желательны? И каким образом можно достичь этих изменений? Кроме того, очень важно понимать, какие отношения общества с клиентом следует изменить, чтобы создать более благоприятные условия для положительного научения и иметь возможность закрепить его результаты. Исследователи этой модели признают, что поведение формируется во взаимодействии человека с социальной средой, а поэтому важно знать, какие факторы формируют и позволяют укрепить поведение человека.
Отношения между социальным работником и пациентом в моделях научения в значительной степени состоят из решения проблем. Пациент и социальный работник вместе должны выяснить суть проблемы, проанализировать причины и условия, в которых она возникла, обсудить цели совместной работы и договориться о способах их достижения. На стадии формирования целей участие пациента имеет большое значение. Цели должны быть очень четко очерчены и ясно сформулированы. Если это будет достигнуто, то впоследствии социальному работнику и пациенту довольно легко определить, насколько далеко они продвинулись в достижении намеченных целей.
Теория научения впервые была применена в кейсворке в 1960-х годах. Хансон (Hanson, 1983:142-143) утверждает, что хотя терапия поведения появилась в работе с социальной средой в 1950-х годах, теория научения не была использована в социальной работе ранее 1960-х годов — периода резкой критики господствовавших тогда психодинамических моделей. Модели действия в то время находились в сильной зависимости от традиции социальной работы. Критики справедливо отмечали, что результаты психодинамической работы с пациентами очень трудно оценить. Кроме того, эти модели ограничивались лишь «восстановлением» исходной ситуации пациента. Более ориентированными на достижение
целей и решение проблем оказались методы, исходным пунктом которых была ситуация «здесь-и-сейчас». Эти методы были созданы под влиянием теории научения. Хелен Перлман считается основателем этой традиции в социальной работе. Представленная ею модель называлась «социальная работа как решение проблем». Перлман является автором ряда работ, имевших в свое время большое значение в Норвегии. Первая, ее основная книга, называлась «Социальный кейсворк — процесс решения проблем» и вышла в свет в 1957 году. Она придерживалась психодинамического подхода, считавшегося в то время наиболее приемлемым. Однако ее понимание социальной работы несколько отличалось от «диагностического», с акцентом на исходной ситуации, понимания проблемы клиентом, поиском решений проблем, исходя из четко сформулированных целей. Меньшую роль, по ее мнению, играли иррациональные чувства и механизмы защиты. Источником вдохновения для Перлман являлось функциональное направление в социальной работе, целью которого было не излечение болезни как таковое (ср.гл.З), а способствование росту клиента (Permian, 1957). Многие усматривают в работе Перлман и дальнейшем развитии кейсворка исток теории научения (Howe, 1987; Barber, 1991). За всем этим ясно различимы идеи Дьюи, коллеги Аддамс и представителя Чикагской школы. В уже упоминавшейся работе 1957 года Перлман пишет (с.242): «Мы строим нашу жизнь сознательно или несознательно, четко соответствуя идеям различных мыслителей, с чьей философией мы иногда лишь поверхностно знакомы. Поскольку я, а следовательно, и эта книга испытала на себе значительное влияние идей Джона Дьюи, я отправляю к нему читателя, готового потратить несколько часов на уединенное чтение».
Дееган (Deegan, 1988) указывает на сходства между Дьюи, Аддамс и Мид и их взаимопонимание. Их объединяет, прежде всего, понимание человека как существа, формирующегося в ходе социальной интеракции. Весьма очевидно также влияние на Перлман Чикагской школы, и в особенности Аддамс, куда ее работа уходит корнями. Томас (Thomas, 1970) отмечает, что на протяжении 60-х годов становилось все труднее противостоять теории научения, поскольку кейсворк все больше и больше углублялся в воздействие на поведение человека. Томас связывает теорию научения и сложившиеся методы модификации поведения непосредственно с кейсворком. Однако прямой перенос и связь имели место лишь в ограниченном объеме. Можно сказать, что традиция, основателем которой явилась Перлман, отталкивалась от разработанной в теории научения концепции научения и пере-научения поведению. Практичес-
кие методы модификации поведения были немедленно адаптированы для кейсворка, институциональных рамок осуществления социальной работы и практической области с уже сложившейся традицией и профессиональной этикой. Перлман была важным предшественником «ориентированного на задачи кейсворка», который разрабатывался в 1970-х годах Лаурой Эпштейн и Вильямом Рейдом и был раскрыт во множестве учебников, написанных этими авторами. Как уже отмечалось, работы Перлман были достаточно известны в Норвегии и нашли применение на практике. Благодаря ее влиянию, социальная работа стала более целенаправленной. Большее внимание стало теперь уделяться решению проблем, обозначенных и высказанных клиентом и социальным работником совместно. «Ориентированный на задачи кейсворк» Эпштейн и Рейда получил в Норвегии название «социальной работы, ориентированной на решение задач».
Этот и другие краткосрочные методы, имеющие те же истоки и включающие похожие методики, окрасили и заняли свое место в социальной работе в Норвегии. В последние годы они привлекают все большее внимание общества и в особенности органов социальной защиты. Об этом можно судить по высокой оценке и использованию этого метода в рассчитанной на три года «Программе развития услуг социальной сферы « Министерства социальной защиты, начатой в 1991 году (Grepperud, 1995). Два колледжа по подготовке социальных работников получили финансирование под апробацию этого метода. Используемые методы находятся в некотором отрыве от теоретической базы. Тем не менее, мы считаем возможным утверждать, что эти методы корнями уходят в теорию научения по характеру их развития и по целенаправленной работе по достижению промежуточных целей (целей меньшего порядка). В центре этой «работы по изменению» находится поведение клиента, а сама эта работа в сочетании с практическими и ментальными задачами позволяет отнести метод к традиции теории научения. Что же касается терапии поведения (или модификации поведения термин, используемый нами здесь в синонимичном значении), в специальных учреждениях и при лечении психических расстройств, то следует отметить, что социономы сравнительно мало и неактивно использовали подобные методы. За последнее десятилетие студенты, изучающие социономию в колледжах социальной работы, познакомились с теорией научения.
Методы, которые традиционно относят к поведенческой терапии, обычно рассматривались в процессе обучения в достаточно ограниченном объеме, чаще всего в курсе психологии и как весьма отдаленно свя-
занные с социальной работой. А, следовательно, и теория научения не рассматривалась в том же контексте.
Для социальных работников, осуществляющих уход за больными, ситуация сложилась совсем иначе. Поведенческая терапия использовалась в работе с социальной средой и занимала там центральное место. Различные виды терапии, уходящие корнями в психоаналитическую теорию, основываются в значительной степени на вербальном языке. Для лиц, имеющих проблемы с коммуникацией, они малопригодны. Модифицирование поведения, направленное на его внешние проявления, представляется гораздо более эффективным путем решения проблемы, методы которого ориентированы на людей, для которых язык слов не является ключевым звеном коммуникации.
Поскольку многие пациенты с отклонениями в физическом развитии содержались в стационарных учреждениях, социальная работа формировалась в значительной степени в этих институциональных рамках. В настоящее время кроме названных учреждений, социальная работа осуществляется во многих других сферах, а поэтому концепция социальной работы претерпела ряд изменений. В социальной работе перспектива теории научения используется в сочетании с традиционными методами как в индивидуальных , так и в групповых планах социальной работы. Она также отразилась на общем подходе к пониманию проблем и поведения. Проблемы адаптации индивида или групп стали теперь рассматривать как продукт неправильного научения. Обусловленность усиления социального статуса лишь способствует укреплению проблемообразующего поведения. Чтобы изменить поведение необходимо поставит в центр внимания индивида и механизмы, способные привести к изменению. Характерными чертами этой традиции являются четко обозначенные цели работы по изменению поведения и решению проблем.
Изначально классическое обусловливание и оперантное научение основывались на инструментальном научении. Оба направления исследовали главным образом внешне наблюдаемое поведение. Уотсон полагал, что научение протекало путем построения из отдельных связей единого целого и что все организмы следуют в процессе научения одним и тем же принципам (Watson, 1924). Скиннер сместил акцент в сторону последствий поведения (Skinner, 1953). Позднее в теории научения было признано, что научение протекает в виде установления более сложных взаимосвязей, в которых участвуют также чувства и мышление, что поставило в центр внимания социальные ситуации, в которых происходит научение людей. Находя свое применение в социальной работе, теория научения претерпевает ряд изменений в своей традиции.
Для того, чтобы наглядно показать теоретические корни этого направления, мы возьмем в качестве отправной точки для этой теории социального научения бихевиоризм. В резюме мы разделили теоретические истоки направления на теорию бихевиоризма и теорию социального научения.