Метод тестов в социологическом исследовании. Назначение, опыт использования.

Тест: 1) проба использования 2) совокупность , система заданий , позволяющая измерить какое – либо свойств личности или совокупность св-в , а также групповые характеристики.

Родоночальник- Кендал

Тесты :1) гомогенные- отдельные св- ва личности система заданий в которых чел должен выбрать конкретный вариант поведения 2) гетерогенные – оценивают совокупность личностных св-в в соответствии с теорией.

Ядов выделяет 3 разновидности тестов

Личностные- позволяют охарактеризовать личность в целом св-ть характеристик гетерогенных тестов

Общеличностные - замер отдельных кач-в и хар-к.

Групповые- характеристики группы связанность, сплочённость , конфликтов , ценности, ориентация , единства.

В соц. исследовании чаще используются либо групповые . Либо общеличностные т.к диагностика особенности личности не входит в круг задач социологии.

Изменения в тесты не рекомендуется делать. Каждый тест должен проходить проверку на надёжность , основная характ. Это валидность.

1) Проекция или бессознательное перенесение субъектом состояния и собств. Св-в на внешние объекты.

Проективная методика и тесты- это сов-ть методик основ. На результатов интерпретации

Могут делиться на ряд групп:

А) Ассоциативные тесты- анализ ситуации

Методика незаконченных предложений

Методика симантический дифференциал

Б) интерпретационные тесты – тест ТАД истолкование картинок.

В)эксперсивные рисунки.

Одно из главных проективных тестов – это отсутствие самоконтроля.

Отсутствие влияния эффекта соц. желательности . В социологии одной из широко используем методикой яв-тся методика симпатического дифференциала.

Субъективная , зачастую неосознаваемые , иррациональное отношение к объектам или понятиям, через ассоциации , с этим объектом или понятием.

В классическом варианте шкалы делятся на 3 группы ,3 фактора «сила», «активность» , « оценка». Не обязательно , чтобы количество пар в каждой группе было одинаково. Положение объекта на каждой шкале образует семантическое пространство .

  1. Обработка данных социологического исследования: метод группировки.

Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно веду щего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную сово купность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по выска занным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка - это связывание данных предвари тельно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показате лям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих струк­турные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, дина мики процесса.

Эмпирическая типологизация - наиболее сильный прием ана лиза по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи много мерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - обобщение признаков соци альных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типоло гизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпириче скими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предпо лагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

  1. Подготовка отчета по результатам исследования. Требования к отчету.

· Научное: фиксирует новые научные идеи, факты, подходы и пути решения проблем, открытия, изобретения, которые являются теоретическими и методическими достижениями.

· Практическое: содержит выводы и рекомендации, направленные на совершенствование определенных сторон практической деятельности.

· Исследовательское: отчет - банк данных для проведения повторных исследований, изучения динамики соц. процессов.

· Юридическое: фиксирует данные для установления авторских прав исследователей.

· Административно-финансовое: по отчету определяются объем, сроки, содержание, уровень, качество выполненных работ, затраты, эффективность используемых средств

1.

Типы отчетов:

По типу исследования По отношению к объему выполненных работ По автору По функциональному назначению
Отчет о результатах фундаментального исследования Отчет о результатах прикладного исследования Итоговый Этапный (промежуточный) Отчет по направлению (разделу) Отчет по выполненному виду работ Монографический коллективный Итоговый (полный) Краткий (резюме) По целевому заданию Отчет о внедрении Финансовый отчет

Требования к отчету

Методологические Методические
Системность в представлении результатов исследования; Ориентация всех элементов содержания на поставленные цели и задачи исследования; Логическая последовательность в структуре; Полное и глубокое отображение ступеней научного поиска; Обоснованность всех положений отчета; Четкое выражение новизны и практической значимости результатов исследования; Оценка полученных результатов в сравнении с уровнем знания в исследуемой предметной области. Строгое следование разработанной программе; Недопустимость пересмотра принципов без достаточной аргументации в пользу внесенных изменений; Необходимость отражения: процедур исследования в их последовательности, характеристики используемых методов, инструментария, оценки достоверности, надежности, репрезентативности данных; Указание на трудности в проведении исследования, допущенные ошибки; Оценка эффективности проделанной работы и внедрения результатов исследования.

Наши рекомендации