Человек как духовное существо.
Общество как сложная динамическая система.
Проблемные вопросы:
№7. На каком основании О.Конт сделал вывод о необходимости науки социологии.
А) Общество является системой, и все его части находятся в единстве.
Б) До ХIХ века не было науки, изучающей социальную сферу общества.
В) О.Конт открыл социальную сферу общества и приступил к ее изучению.
Г) Социология единственная наука, изучающая общество.
№8. Всегда ли в человеческом обществе существовали социальные институты? Какие условия необходимы для их существования?
А) Социальные институты возникли одновременно с обществом.
Б) Социальные институты возникли одновременно с государством.
В) Социальные институты возникли одновременно с появлением в обществе обычаев и традиций.
Г) Социальные институты возникли одновременно с появлением религии.
№9. Правильно ли утверждение, что степень развития общества зависит от количества удовлетворяемых социальных нужд его членов. Дайте полный ответ.
№10. Какие социальные институты будут модернизированы если:
А) Будет разрешено многоженство и многомужество.
Б) Будет запрещена смертная казнь.
В) Будет изменен пенсионный возраст.
№11. Проблемное задание. Составьте схему, поясняющую взаимодействие технической, биологической и социальной системы с окружающей средой.
Глава 2: Человек.
Природа человека.
Проблемные вопросы.
№ 14. Современная теория антропогенеза основана на утверждении:
А) Ведущей роли трудовой деятельности.
Б) Учета комплекса условий (труда, речи, сознания, нравственных представлений, мифологии).
В) Ведущей роли естественного отбора.
Г) Теории катастроф
№15. Что может объединять людей с другими материальными и биологическими системами в философском смысле?
А) Люди являются биологическими индивидуальными существами, они смертны.
Б) Люди обладают определенной долей полезности в планетарном масштабе.
В) Люди составляют «социальную систему» принципиально отличную от биологического и материального.
Г) Люди являются частью биологического мира Земли и сильно отличаются от объектов неживой природы.
№16. Проблемное задание.
На схеме представлена модель измерения сущности человека. Вставьте недостающие обозначения.
№ 17. Проблемное задание.
Соотнесите авторов и их теории.
А). К.Е.Циолковский, В.И. Вернадский , А.Л. Чижевский Б) Г. Гегель В) Э. Фром. Г) Ф. Энгельс | 1. Смысл жизни человека состоит или в «обладании» или а «служении и бытии». 2.Идея влияния касмических процессов на человека. 3. Смысл жизни человека в нравственных исканиях. 4. Труд, решающий фактор превращения обезьяны в человека. |
Тема: Человек. Индивид. Личность.
1. Заполните таблицу
Понятие | Определение | ||
Сущность человека | |||
Индивид | |||
Индивидуальность | |||
Личность |
2 .Задание: Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.
Человек как социальный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется: а) деятель; б) лидер; в) индивид; г) личность 3 . Задание: Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:
а ) победитель конкурса эрудитов; б) человек высокого роста; в ) «душа коллектива»; г ) имеет нос с горбинкой; д) готов прийти на помощь в любую минуту.
4.Вопросы для самопроверки. Ответить письменно.
1.Какие сущностные черты свойственны человеку? 2. В чем различие понятий «индивид» и «индивидуальность» ? 3.Что такое бытие человека ? 4. Каковы основные подходы к изучению личности? В чем они состоят?
5. Творческое задание: Попробуйте охарактеризовать черты современной молодежи (личности ), стараясь не упоминать признаков «вечного порядка» т.е. присущих людям всех веков и народов. Результаты работы прокомментируйте.
6. Задание: Вообразите, что вам предстоит отправиться в многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из дома вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взял бы человек из раннего Средневековья? Сделайте выводы.
7. Тесты:
Тест 1: Назовите не менее трех наук, изучающих человека: 1)------------------------------------------- 2)------------------------------------------- 3)-------------------------------------------
Тест 2 :Какая наука является лишней в перечне наук, имеющим своим непосредственным предметом проблему человека: 1) социология 2) социальная психология 3) философская антропология 4) экономика
Тест 3: Способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение, называется: 1) отражением 2) знанием 3) сознанием 4) деятельностью
Человек как духовное существо.
№ 18 . Проблемное задание.
Завершите схему, иллюстрирующую логику возникновения моральной нормы:
При данном количестве охотников в племени – охота бывает удачной.
Если будет убит один из охотников, то
А). . . . . .. .. .. . .. . . . . . . .. . . . . . . . . . . .
Тогда Б). . . . . .. . . . . . . .. . . .. . . . . . . . . . ..
Поэтому В) Введение моральной номы , которая….. . . . . . . . . .. .. .
№19. Проблемный вопрос.
Закончите предложение: Теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм - это ……..
№20 Проблемное задание.
Определите, к какому виду мировоззрений для разных категорий людей будет относиться следующее высказывание: « природный газ - горюч, его можно использовать в качестве топлива».
А. Современный человек. | 1. Обыденное мировоззрение. |
Б.Горожанин ХIХ в. | 2. Научное мировоззрение. |
В. Человек ХХХ в. | 3. Религиозное |
5. Деятельность – способ существования людей.
Заполните схему «Структура деятельности человека» и прокомментируйте.
4. Составьте схему: Классификация потребностей человека.
Потребности человека: __________________________
5. Задание творческое: У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте.
6. Задание : Составить таблицу на основании текста параграфа 4.
Сравнительный анализ видов деятельности:
Вид деятельности | Цель | Средства | Выполняемые действия |
Трудовая деятельность | |||
Учебная деятельность | |||
Творческая деятельность | |||
Игра |
7. Тесты:
Тест 1. Признаком человеческой деятельности, отличающим её от поведения животных, является:
1)проявление активности 2) целеполагание 3) приспособление к окружающему миру
4) взаимодействие с природой
Тест 2. Какой признак не отражает особенности человеческой деятельности:
1)целеполагание
2)мотив
3)приспособление к окружающей среде
4)преобразование окружающей среды
Тест 3. Какие признаки необходимо дополнить к необходимым для определения понятия ,,человеческая деятельность,,:
1)проявление активности
2)---------------------------------
3)----------------------------------
Тест 4.Для обозначения разных видов деятельности людей в их взаимосвязи (быт , труд, культура, качество жизни и др.) используется понятие:
1) «потребление»
2) «образ жизни»
3) «уровень жизни»
4) «благосостояние»
Контрольно – обобщающий по теме: Деятельность в жизни человека и общества.
№1. Проблемный вопрос..
Напишите недостающие черты деятельности.
А)………………
Б) Продуктивность.
В) Преобразующий характер.
Г) …………….
Ответ: А) Созидательность, Г) Общественный характер.
№2.Проблемное задание.
Определите, какая из схем, характеризующая потребности человека
верна?
А)
Естественные потребности.
Человек Социальные потребности.
Идеальные потребности.
Б) В)
№3. Проблемный вопрос.
Закончите предложение: Импульсивная деятельность не имеет достаточно осознанной ……..А) Цели.Б) Мотива. В) Силы.Г) Результата.
Социальная Сфера.
Социальная структура общества.
№ 1.Задание.
Изобразите схематично, как устройство каждого понятия, если известно определение.
А) Социальная общность : совокупность людей, объединенных общими условиями существования и реагирующих на воздействие из вне как единое целое.
Б) Социальная группа: общность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности и общих целей.
В) Социальная организация имеет внутреннюю иерархию статусов, систему управления, нормативную регуляцию поведения и систему социального контроля.
№ 2.Опишите социальный статус человека по схеме:
А) Работа. Б) Семья.
В) Спортивный клуб Г) Друзья.
№ 3.Найдите лишнее понятие в ряду:
А) Социальная дифференциация, Б) социальное равенство, В) стратификация, Г) стагнация.
№ 4.Рассматривается социальное положение ученика 10 класса с позиции стратификации .Предположите, какие изменения в жизни данного ученика могут произойти в течении 10 лет.
№ 5.Определите, что из перечисленного не является каналом социальной мобильности.
А) образование, Б) брак), В) бизнес, В) наука, Г) политика, Д) армия, Е) церковь, Ж) искусство, З) возраст.
№ 6.Социальная политика государства может привести к быстрым результатам в области:
А) Рождаемости.
Б) Смертности.
В) Многодетности.
Г) в области укрепления семьи.
№ 7.Закончите предложение: социальные интересы направлены
А) на предмет потребностей людей.
Б) на общественные условия, которые делают доступными эти потребности.
В) на сознание людей.
Г) на деятельность социальных групп.
№ 8.Соотнесите интересы и воплощающую их деятельность.
А) Заинтересованность в получении прибыли. | 1. Открытие национальных школ. |
Б) Сохранение национальных традиций. | 2. Совершенствование производства. |
В) Повышение заработной платы. | 3. Введение принципа «платит тот, кто использует». |
Г) Улучшение экологической обстановки. | 4. Создание профсоюзной организации. |
5. Обращение к органам власти. | |
6. Проведение демонстрации. |
№ 9. Определите, что из перечисленного присуще как религиозному, так и светскому сознанию?
А) Стремление утвердить и укреплять общественные ценности.
Б) Стремление использовать исторический опыт.
В) Стремление к прогрессу.
Г) Стремление руководить людьми.
.№ 10. Способ получения дохода человеком, является для социолога
А) социально значимым признаком.
Б) объективным признаком.
В) биосоциальным признаком.
Г) экономическим признаком.