Методологические основы социологического анализа

Ключевым понятием в любом научном исследовании является понятие «методология», в которое входят как принципы построе­ния, формы и методы научного познания, так и преобразование действительности. Это общая стратегия научного поиска, включа­ющая в себя постановку научной проблемы, выработку гипотезы, определение объекта и предмета, обоснование целей и задач, вы­бор методов исследования.

Поскольку методология является краеугольным камнем любого исследования и определяется как учение о структуре логической организации [2, 3], рассмотрим методологические основы социо­логического анализа.

Методология делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания данной науки, на­пример социологии. На современном этапе она часто сосредоточи­вает свое внимание лишь на технических процедурах эмпиричес-

ких исследований — методах. Не случайно методологом сегодня называют того, кто избрал своей специальностью разработку про­грамм социологического исследования и анализа социологических данных. Однако из поля зрения исчезает большая часть проблем, которыми должны заниматься методологи. Главная из них — логи­ческая связь теории с концептуализацией предметной области эмпи­рического анализа, связь последней с исследуемой социальной реально­стью. С этой точки зрения методолог должен показать, как конст­руируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемой челове­ческой деятельностью.

Следовательно, конструируя исследовательские программы, социолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать и преоб­разовывать в соответствии с теоретическими положениями, чтобы повысить уровень надежности получаемых данных, а если необхо­димо, скорректировать теорию.

Соотношение теории и методологии можно выразить двумя понятиями: теория отвечает на вопрос что надо исследовать, ме­тодология — как надо исследовать. Методологией следует считать совокупность процессов выработки социологом абстрактного об­раза ситуации, т.е. ее объяснения. Это позволяет принять решение, что в социальном мире имеет отношение к изучаемой проблеме и как наука рассматривает эти аспекты мира в процессе выработки объяснения или теории.

Традиционно понятие «социологическое исследование» связы­валось лишь с прикладной социологией, например с изучением образа жизни, семьи, быта, социальной структуры. Такой подход, во-первых, сужает возможность социологического познания, оставляет в тени его теоретико-методологические направления; во-вторых, априори ограничивает возможности социологии как на­уки; в-третьих, игнорирует одну из важнейших сторон эмпи­рического познания — роль теоретических концепций в приклад­ных исследованиях. Хотя последние в значительной мере предоп­ределяют не только качество социологического анализа, но и вы­воды самих конкретно-социологических исследований. Не оспари­вая возможность разграничения уровней социологического позна­ния на теоретическое и эмпирическое, можно утверждать, что именно оно — главная причина разрыва между теорией и при­кладными исследованиями в социологии. Сложившаяся ситуация снизила уровень не только теоретических, но и эмпирических ис­следований, число которых значительно превышает число теоре­тических изысканий. Ослабление внимания к разработкам новых теоретических концепций, отражающих и объясняющих новую со­циальную реальность в российском обществе, серьезно отразилось на качестве получаемой эмпирической информации.

Итак, социологическое исследование есть процесс, в котором вединстве представлены теоретико-методологические и эмпири-




6—444



ческие уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процес­се, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа, что обеспечивает целостность познания и, следователь­но, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа (характерные как для теоретико-методологических, так и для при­кладных исследований) и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный.

Первый — дедуктивный — начинается с разработки теорети­ческой концепции (или ее вывода), так как она является основа­нием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования. Примером может служить понятие «лич­ность», которое в различных парадигмах (функционалистов, мар­ксистов, феноменологов и др.) определяется по-разному. Значит, в системе эмпирической интерпретации понятия будут вычленяться разные основания анализа структуры личности. Следовательно, те­оретическим выбором социолог «ограничивает» свой научный по­иск, как бы заранее отрицает его другие возможные варианты.

Выбор концепций (или их разработка) определяется рядом факторов:

• уровнем научных знаний и научного опыта исследователя;

• степенью разработанности исследуемых ученым направлений социологии;

• целями и задачами исследователя;

• этической позицией исследователя.

Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа (обще­стве, группе, личности, процессе, явлении и т.д.). При этом со­циолог представляет или описывает некоторый идеализированный (целостный) объект познания, находящийся в системе взаимо­связей (например, личность в социальной среде).

Описание объекта в системе связей и взаимодействий необхо­димо для того, чтобы исследователь не упустил из виду не только основные, определяющие факторы, но и дополнительные, кото­рые часто могут оказывать на состояние объекта существенное влияние. Примером может служить экономический детерминизм К. Маркса, недооценивающий субъективные факторы в созна­нии и поведении людей, особенно их психологию. Такими же пороками страдал ленинизм с его неизбежностью социальных революций.

Построение модели объекта социологического исследования со­здает для ученого возможность четкого представления о его струк­туре и социальных связях, без чего не может быть осуществлено ни одно (не только теоретическое, но и прикладное) исследова­ние. Несмотря на то что в соответствии с предметом анализа соци­олог выбирает лишь ограниченное (в зависимости от цели и задач

исследования) число его характеристик, он должен помнить о целостности рассматриваемого объекта при условии четкого пред­ставления избранной им теоретической концепции.

Таким образом, можно утверждать, что в социологическом исследовании не существует жесткой дихотомии: теория и эмпи­рия. Формальное разделение, возникшее в науке, может лишь запутать проблему, помешать социологам-практикам теоретичес­ки осмысливать собственные данные, вынуждая представителей теоретического направления «работать» на уровне абстракции, идеализированных объектов, что отдаляет их от социального мира людей.

Конечно, если учесть, что социальные взаимодействия неиз­бежно связывают весь социальный мир в целостную систему — общество, то можно считать, что познание одной из сторон цело­стности приводит к познанию определенных аспектов системы в целом. Однако это осуществимо лишь в случае, когда выбор харак­теристик исследования не бывает случайным, а имеет необходи­мые представления о целостности социальной системы, ее струк­турных компонентах.

Итак, дедуктивный анализ является первым необходимым эта­пом социологического исследования.

Цель этого анализа — переход от теоретических концепций, иде­ализированных объектов к концептуализации предмета исследования и выработка социологических показателей и индикаторов, позволяю­щих фиксировать эмпирическое состояние объекта.

Как переход от абстрактного к конкретному он предполагает появление (на основе теории) новых основных понятий, описы­вающих существенные характеристики и взаимодействия объекта и предмета анализа. Вероятно, социолог мог бы взять эти понятия из обыденного представления (как это часто бывает), но тогда он игнорирует достижения науки.

Необходимо помнить, что различные общественные науки и даже различные теории в рамках одной науки используют различ­ные понятия. Если имеется в виду чисто теоретический социоло­гический анализ, то выбор понятий, как правило, трудностей не представляет. Однако если речь идет об эмпирическом изучении каких-либо социальных проблем, то социолог должен уметь соот­носить теоретические модели с их аналогами в реальном мире. Особый интерес представляет феноменологический подход, кото­рый подчеркивает необходимость установления связи между тео­ретическими представлениями и реальным жизненным миром че­ловека. Такая связь помогает в дальнейшем социологу проверить теорию, исправить ее, а если надо, выработать новую, адекватную изменившимся социальным условиям жизнедеятельности людей. В этом случае социологическое исследование может стать основой проверки теории, а иногда и ее корректировки.

Соотношение существующих теорий с аналогами социальной ре­альности (т. е. проверка их истинности) в социологии определяется как процесс верификации.

Какую бы идеальную теорию мы ни разработали и, следова­тельно, какие бы понятия ни взяли за основу, они всегда будут иметь ограниченный круг референтов (показателей), так как при­обретают свое значение в соответствии с интересами данной на­уки и потребностями конкретного знания. Ограниченность пока­зателей, отражаемых в понятии, и заставляет социолога постоянно возвращаться к теории (концепции), дабы выявить скрытые (имп­лицитные) характеристики объекта и предмета анализа. Если этого не делать, то ряд характеристик объекта останется за порогом по­знания. На базе такого анализа вырабатываются как социологичес­кие теории среднего уровня, так и общесоциологическая теория.

Понятно, что модели, сформулированные в рамках социоло­гической науки, наиболее приемлемы для эмпирического позна­ния. Однако мы должны помнить, что практика всегда богаче теории. Отсюда — ограниченность познания, в том числе социо­логического.

Одна из задач социологических исследований — выработка социологических понятий — состоит в том, чтобы пока­зать связь между социальной действительностью и понятиями Там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстриро­вать отсутствие связи там, где она не может быть установлена.

Под операционализацией обычно понимается процедура преоб­разования понятий в исследовательский инструмент (позицию на шкале, вопрос в анкете и т.д.). Для социолога она проблематична особенно тогда, когда игнорируются предшествующие этапы со­циологического исследования. Сложность процесса операционали­зации обусловлена и тем, что система показателей состоит из по­нятий, ни одно из которых нельзя считать постоянным или опре­деленным, в то же время сами понятия надо представить эмпири­чески. Таким образом, операционализация является средством ус­тановления непосредственной связи между понятием и явлением (процессом) в социальной реальности.

Здесь социолог демонстрирует характер связи между теорией (которая, кстати, может быть представлена и в виде гипотезы) и социальной реальностью. Этап операционализации должен быть имманентен не только конкретно-социологическим, но и теоре­тическим социологическим исследованиям, так как он связывает воедино процесс движения познания от теории к эмпирии и от эмпирии к новой теории.

Ряд социологов понимают процесс операционализации как чисто механическое соотнесение абстракций с социальной реаль­ностью. Однако это далеко не так. В процессе операционализации исследователь соотносит теоретические понятия со своими знани-

ями и представлениями о реальности, которая также конструиру­ется ученым в соответствии с его видением. Следовательно, инди­каторы и показатели, используемые в инструментарии, во многом становятся «продуктом» его мышления.

Этап дедуктивного анализа заканчивается разработкой социоло­гического инструментария, который позволяет социологу собрать эмпирический материал для дальнейшего социологического анализа.

Ф.Энгельс считал, что индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы отдавать предпочтение одной из них за счет другой, надо применять каждую на своем месте, а подобного можно до­биться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга. Исходя из этого, де­дуктивный этап в социологическом исследовании можно рассмат­ривать как разложение целого, а индуктивный — как объединение ииспользование полученных эмпирических данных для построе­ния новой теории. И тогда социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но и в новых теориях, разработанных учеными. Обобщение эмпиричес­ких данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования.

Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отве­чающего целям и задачам социологии как науки.

Наши рекомендации