I. В зависимости от средств фиксации информации различают
Основные методы сбора социальной информации
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
По методу различают следующие виды социальных исследований:
- опросы
- анализ документов
- наблюдение
- эксперимент
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию
1. Опрос – это метод сбора первичной социологической информации, при котором респондентам в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Поэтому логика постановки вопросов в и их формулировки должны тщательно продумываться и подчиняться определенным правилам.
Вопросный лист – упорядоченный набор ворросов, который подчиняется определенной логике
Логика построения – структура опросного листа
Вводная частьвыполняет функции – расположить, заинтересованность респондента, стимулировать его к опросу.
- пояснить, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов, просто и ясно и в общем виде.
- подчеркнуть важность и значимость личного участия респондентов в опросе, его откровенности и правдивости
- дать гарантии анонимности опроса
- сформулировать правила заполнения анкеты, порядок ее возврата.
Основная часть –представляет собой последовательность вопросов, раскрывающих содержание тем.
Блок 1 – вступительные вопросы, цель которых – заинтересовать и расположить респондента к сотрудничеству, постепенно включить его в работу
- вопросы, для получения фактической информации, событийной информации, понятной для респондента …, поэтому в данном месте анкеты не место для сложных и острых вопросов, а также для паспортички.
Блок 2 - основная информация темы исследования
- вопросы для выяснения оценок респондентами социальных явлений.
- вопросы относительно мотивов поступков, линии проведения респондентов.
- острые, престижные, интимные вопросы должны стоять в конце блока.
Блок 3 – контрольные вопросы для уточнения и углубления полученной информации
- закрытые несложные вопросы, завершающие тематику блока
- несложные открытые вопросы
- контрольные вопросы по тематике блока 2
Заключительная часть вопросника – паспортичка
- статус личности респондента по званию, должности, образованию, полу, возрасту, семейному положению и т.д.
краткость, лаконичность
Классификация вопросов
Различают следующие виды вопросов:
1) По функциям – не дают содержательной информации, но позволяют упорядочить ход опроса, снять напряжение.
1.1. программно – тематические - основные
1.2. процедурно-функциональные
- контрольные - задаются для оценки правдивости ответов, проверяют качество полученной информации
- фильтрующие – фильтры – для определения некомпетентных респондентов или их характерных групп, ставят их перед содержательными вопросами.
- контактные – располагаются в начале анкеты, активизируют человека, заинтересовывают его в участии. Д.б. простыми, не вызывать затруднения, носить общий характер.
- ловушки – помогают определить достоверность ответа, необходимо четко отделять событийную информацию от оценок и интерпретации. Кроме того, у респондентов могут быть ошибки памяти, и поэтому используются вопросы для их выявления.
- буферные - используются для смягчения взаимовлияния разных вопросов – во избежание «галла-эффекта».
2) по структуре – различаются наличием и отсутствием возможных вариантов ответов
2.1.- закрытые - только варианты ответов
- дихотомические – да, нет;
- альтернативные – предлагаются различные варианты ответов, это могут быть шкальные; вопросы-диалоги; вопросы меню (несколько вариантов ответа)
2.2. открытые
2.3. полузакрытые
По форме
- прямые
- косвенные
4) по содержанию – дают необходимую информацию. Занимают центральное место в опросном листе
4.1. о фактах, событиях (прошлых и настоящих)
4.2. о мотивах и оценках – вопросы сложные для формулирования, но есть определенные правила –
- м.б. использованы наводящие вопросы;
- м.б. использованы стереотипных формулировок;
- сочетание прямых и косвенных вопросов;
- проективные вопросы.
4.3. демографические (паспортичка)
4.4. знаниях (тестирование)
Есть еще одна классификация:
1. прямые и косвенные;
2. личные (Как вы считаете) и безличностные (Некоторые думают);
3. основные о контрольные;
4. ситуативные и обзорные;
5. вопросы в картинка;
6. вопросы-суждения (с ними соглашаются или нет).
Анализ документов
Документ – это средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.
Различают следующие виды документов:
I. В зависимости от средств фиксации информации различают
1. письменные документы – печатная, рукописная продукция – текст