Профессионального будущего студентов

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ

Студента: Соловьевой Анны Андреевны

группы СОЦб-08-1

Научный руководитель: к.п.н. И.В. Патрушева

Нормоконтроль от «___» ____________ 2012 г.

Проверил _______________ А.И. Абрашина

(секретарь ГАК)

Тюмень 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ  
1.1. Профориентация как способ планирования профессионального будущего студентов…………………………  
1.2. Социальные факторы профориентации студентов………..
1.3. Зависимость профессионального будущего студентов от социальных факторов………………………………………………  
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ  
2.1. Характеристика используемых методов исследования .…….
2.2. Анализ социальных факторов планирования профессионального будущего студентов по результатам анкетирования.………………………………………………………    
2.3. Анализ социальных факторов планирования профессионального будущего студентов в контексте биографии отдельной личности.………………………………………………..    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Современные социально-экономические условия российского общества существенно изменили подход к процессу профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.

Студенческая молодежь – динамично развивающаяся социальная группа, активно участвующая в процессе воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Усложнение производственных процессов, бурный научно-технический прогресс повышают значение данной социальной группы в современном обществе.

Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования – умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.

Так, по данным социологических исследований [20], только 54,5% студентов имеют четкие профессиональные намерения (из них планируют работать по специальности 44,5% и 10,0% готовы продолжать учебу по специальности). Вместе с тем, 16,3% не планируют работать по специальности после окончания вуза, и еще 4,4% хотели бы переучиться на другую профессию. У каждого пятого студента (20,7%) профессиональные ориентации не совпадают с направлением вузовской подготовки, что может рассматриваться как негативный аспект социально-профессиональной социализации личности.

Проблема профориентации как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление студенческой молодежи как особой социальной группы, сферы ее профессиональной мотивации, рассматривались в ряде диссертаций по педагогическим, психологическим и социологическим наукам М.В. Воробьевой, В.М. Зайцевой, Н.Е. Продиблох, Л.М. Разориной и др.

Значительный вклад в изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи, проблемы профессионального самоопределения студенчества на рынке труда рассмотрены в работах Е.М. Бабосова, К.А. Баздырева, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, Т.Э. Петровой, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина и др.

Социокультурные проблемы трудовой адаптации изучали В.И. Герчиков, Р.Г. Гурова, Я.В. Дидковская, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Н.А. Лоншакова, А.В. Меренков, И.А. Пашинян и др.

Взаимоотношение и влияние престижа профессии на профессиональное самоопределение рассмотрены в работах И.К. Заславского, Н.Э. Касаткиной, Т.В. Ковалевой, А.В. Меренкова, Л.М. Митиной, М.Н. Руткевич, В.П. Потапова и др.

Тем не менее, проблема планирования профессионального будущего студентов остается на сегодняшний день малоизученной.

Таким образом, насущная потребность общества в подготовке студентов к осознанному профессиональному самоопределению, их эффективной профессиональной самореализации, и в конечном итоге, в рациональном распределении трудовых ресурсов на рынке труда, подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования – на основе социологического анализа выявить решающие и второстепенные социальные факторы планирования профессионального будущего студентов.

Объектом исследования является процесс планирования профессионального будущего студентов.

Предметом исследования являются социальные факторы планирования профессионального будущего студентов.

Гипотеза исследования: на процесс планирования профессионального будущего студентов решающее воздействие оказывают социальные факторы, при этом особенно сильное влияние имеют факторы микросреды (мнение семьи и друзей, профориентационная работа ВУЗа) и факторы макросреды (востребованность профессии, состояние рынка труда).

Задачи исследования:

1. Дать определение профориентации, выявить ее структуру и основные рычаги влияния на планирование профессионального будущего студентов.

2. Типологизировать социальные факторы профориентации в контексте различных подходов.

3. На основе научной литературы проанализировать зависимость профессионального будущего студентов от социальных факторов.

4. На основе выделенных методов исследования провести анализ роли социальных факторов в планировании профессионального будущего студентов.

5. Сделать выводы по проведенным исследованиям.

Теоретической и методологической основой исследования являются монографии, посвященные данной теме, социологические исследования и публикации в прессе.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, анкетирование, интервью.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ

Профориентация как способ планирования

профессионального будущего студентов

Планирование профессионального будущего одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит очень многое.

Действительно, кто как не сам человек, выпускник, наиболее заинтересован в том, чтобы сознательно спланировать свой профессиональный путь, точно определить ту профессию или специальность, которая принесет наибольшее удовлетворение, станет любимым делом на всю жизнь.

Профориентация – это процесс профессионального самоопределения студентов, предполагающий долговременное планирование личного профессионального пути развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере [3, С. 24].

Система профориентации выходит на уровень социального контроля, институтов социализации и социальной защиты, интегрируя их возможности в обеспечении конкурентоспособности студенческой молодежи и социальной адаптированности. Повышение роли профориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью ее на формирование и активизацию адаптационных возможностей индивида не только в широком социальном контексте его жизнедеятельности, но и в сфере труда.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций: организационно-функциональная; логико-содержательная; управленческая; личностная.

Конечными целями профориентации являются: установление оптимального соответствия между личностью и профессией; упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.

В профориентации можно выделить такие функции, которые определяются ее целями: социальные; экономические; медико-физиологические; психолого-педагогические; интегративные.

Важнейшими направлениями и средствами профориентации и самоопределения являются: профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональный подбор; профессиональный отбор; профессиональная производственная и социальная адаптация.

Профориентация является важнейшей составляющей процесса планирования профессионального будущего студентов, по сути, именно она определяет дальнейшую судьбу выпускника.

Профориентация протекает параллельно с процессом идентификации молодых людей с определенной профессией как социальная группой. Она реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентами вариантов профессионального развития и представляет собой процесс согласования желаний, жизненных планов, ценностных ориентаций, склонностей с социально-экономическими условиями и требованиями общества. Целью и задачами профориентации в рамках учреждений профессионального образования являются формирование у обучающихся осознанного профессионального самоопределения в процессе обучения, целенаправленная подготовка к профессии [45, С. 126].

Структура профориентации как социального явления включает в себя такие индивидуальные базисные черты, как профессиональное самоопределение, интерес, установки, намерения, становление и т.д.

Профессиональное самоопределение – не создание пределов развитию человека, не «впадание» в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс.

Большинством исследователей профессиональное самоопределение рассматривается как осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей, способностей и возможностей, а также требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий в целом, представляющий собой избирательное его отношение к миру профессий и к конкретной выбранной профессии. Оно осуществляется в течение всей профессиональной жизни человека. Данный процесс взаимосвязан с развитием самосознания, включает формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала [4, С. 55].

Компоненты понятия «профессиональное самоопределение»: устойчивый интерес к определенному профессиональному направлению; личностные и социальные запросы обучающихся; самосознание (осознание правильности выбранного профессионального направления); сложившаяся система общекультурных, коммуникативных, этических и др. профессионально и личностно значимых ценностных ориентаций; моделирование собственного профессионального будущего (личный профессиональный план) [4].

В работах отечественных и зарубежных авторов широко освещены различные аспекты профессиональной ориентации: социально-экономический, педагогический, психологический и медицинский.

Таким образом, профориентация и профессиональное самоопределение – это процессы определения социальной группой и индивида своего места в социальной и профессиональной структурах общества, выбора стратегии реализации своего социального потенциала в условиях развивающегося рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере.

В настоящее время в работе по профессиональной ориентации молодежи пригодность к различным видам профессиональной деятельности определяется с помощью карт, анкет, опросников, интервьюирования. Большой популярностью пользуются компьютерные версии опросников. Так, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова позволяет выявить в баллах (от 0 до 8) выраженность склонности к 5 сферам профессиональной деятельности: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знакомая система, человек – художественный образ.

Высокая неопределенность при выборе профессии приводит к ошибкам, которые впоследствии негативно сказываются на траектории профессионального будущего молодых людей. Е.А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии [15, С. 89]:

1 – отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность или профессию;

2 – предрассудки – необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными;

3 – выбор профессии под прямым или косвенным влиянием родственников, знакомых, друзей;

4 – перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию;

5 – увлечение только внешней или какой–нибудь частной стороной профессии. Например, к таким внешне привлекательным профессиям относятся менеджер, топ – модель, летчик, актер и др.;

6 – отождествление учебного предмета в школе с профессией;

7 – незнание или неадекватная оценка своих физических возможностей и способностей;

8 – незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем.

Таким образом, для успешного планирования профессионального будущего в молодом возрасте большое значение имеют социальные факторы, которые влияют на формирование социальных установок и профессиональной направленности (средства массовой информации, окружение, предварительная профориентация и др.).

Наши рекомендации