Новая социально-культурная реальность и развитие национальной культуры

Важной задачей науки ныне остается создание целостного социологического образа культуры эпохи нашей страны, где социология играет интегрирующую роль, в том числе на уровне специфической методологии. В решении этой проблемы нужно пользоваться как базовым и ведущим понятием "культурная реальность" или "социокультурная реальность". Разработанное на теоретико-культурологическом уровне данное понятие требует социологической спецификации и эмпирической интерпретации.

В Украине складывается новая социальная и культурная ситуация, что порождает новую социокультурную реальность. Основной ее особенностью является в первую очередь то, что наше общество находится в периоде перелома, изменения типа своей организации и существования, которое условно определяется как пост тоталитарное общество.

Новая культурная реальность оказывается:

- в постепенном изменении характера отношений между людьми вместе с изменением в производственных отношениях;

-в изменении социальной ориентации и идеалов, новом социальном выборе;

-в "переоценке ценностей" и формировании их новой иерархии;

- в росте степеней свободы, многообразия и пестроты направлений духовной жизни как одного из условий возобновления имманентного самодостаточного развития культуры;

- в снятии "жесткого " иерархического управления сферой культуры и росте самостоятельности развития культуры в регионах;

-в формировании новой инфраструктуры сферы культуры и новых принципов управления ею;

-в (формировании новых социально-духовных потребностей, шкалы и критериев оценки явлений культуры и искусства, новых вкусов и предпочтений, в появлении новых элементов образа жизни;

- в изменении статуса, а соответственно роли и функций национальной культуры, которая становится одним из определяющих факторов прогресса общества, развития его государственности;

- в изменении общественного статуса религии, религизации многих слоев населения и клерикализации некоторых из них, росте ее воздействия на мораль общества, а также не менее (если не более) влиятельные мистических, парапсихическими учений, интересом к которым захвачена большинство общества, что порождает существенные изменения в общественном сознании, создает новые векторы бытия человека в обществе.

Проведенные в свое время нами по заказу Украинского научно-исследовательского института (НИИ) проблем молодежи исследования культурной социализации молодежи Украины показывают, что большинство из них желает осваивать национальную культуру. Это положительный фактор, потому что пробуждение интереса к национальной самобытности формируется в условиях денационализации. Характерной особенностью современного бытия молодежи является прогрессирующая религизация сознания молодежи (56% опрошенных заявили, что они придерживаются определенной религиозной традиции, а 26 % - выразили желание присоединиться к определенной конфессии, то есть 82% опрошенных положительно относятся к религии). Выделим, что воинствующими атеистами, которые отрицают религиозную культуру в любых ее формах и проявлениях, признали себя лишь 3% опрошенных, а 6% отнесли себя к атеистам, которые придерживаются в жизни ряда традиций религиозной культуры.

В обществе сложился своеобразный духовно-идейный вакуум, связанный с кризисом прошлой системы социальных ценностей и недостаточным освоением социально-духовной парадигмы. Отсутствие обоснованного социального идеала и потеря основных жизненных стимулов не только способствуют духовной апатии, но и резко уменьшают общую социальную активность населения, особенно молодежи. По данным социологических исследований, проведенных в Украинском НИИ проблем молодежи, в 2002 г. только 12% молодежи Украины принимали участие в официальных и неофициальных формах общественной жизни. В последнее время сократилось участие населения общественных формах культурной жизни. Усилилась же внимание молодежи к повседневной жизни личности, ориентация на семью и ее благополучие и в то же время рост домашних форм освоения культуры. Традиционная сеть культурно-образовательных заведений, которая формировала определенную культуру досуга, не отвечая новым потребностям, переживает кризис, и большинство населения, особенно молодежи, не пользуется ее услугами.

В Украинском обществе снижается престиж и качество образования и культуры,

приводит к снижению уровня духовности, порождает моральную и интеллектуальную деградацию.

Процесс либерализации, безусловно, играет положительную роль в воспроизводстве и создании граждан нового общества, формируя самостоятельность, независимость мысли, жизненную активность. В то же время он имеет и негативные стороны, поскольку порождает попытки определенных учреждений создать новые идеологические "универсалы" и тоталитаризацию досуга, подталкивает молодежь к абсолютизации новых "антиценностей" вопреки прошлому.

В организации досуга следует принимать во внимание субъективный фактор оценки возможностей удовлетворения своих культурных потребностей, которые как добрые оценивает 8% молодежи, а как неудовлетворительные - 31%. Социальная и материально-финансовая дифференциация среди населения усиливается. Появляются отдельные группы, которым недоступны целые отрасли культуры массового характера (кино, театр, концерты популярных артистов, новинки литературы), что порождает отток этих групп, особенно подростков, не столько в "домашние" формы культуры, сколько (что социально и уголовно опасно) в "тусовки", в неорганизованные ("уличные") общения. Усиливаются разрывы в общении старших и младших (родителей и детей, разных поколений), что приводит к разрушению традиционных семейных форм досуга. Нарушается преемственность, непрерывность в досуге поколений, теряются некоторые важные традиционно-национальные формы досуга и общения.

Приоритетом государственной культурной политики провозглашенные ценности национальной культуры в системе общечеловеческих ценностей, тогда как "западноориентированные" потребительские установки населения в значительной мере направлены на освоение коммерциализованной западной поп-культуры, которая "размывает" мало длительное национальное начало в культуре. Западные ориентации приводят к денационализации украинской культуры (только 2% фильмов кинопроката украинские). Сейчас в сознании населения, особенно молодежи, прослеживается, по крайней мере, четыре типа ценностных ориентаций на проведение досуга: "вестернизация", национально-патриотическое, интернациональное, национал-экстремистический (националистический).

Предпосылкой развития украинской культуры является рост национального самосознания как импульса национального самоутверждения. Несмотря на экономические трудности, в общественном сознании растет не только интерес, но и потребность в национальной и этнической самоидентификации средствами культуры.

О глубинные сдвиги в национально-культурной самосознания населения свидетельствует тот факт, что четверть населения за последние три года стала чаще и больше уделять внимания украинской культуре. Среди важнейших элементов украинской культуры они выделили в первую очередь искусство, историю и язык.

В последнее время население нашего государства уделяет значительное внимание фольклора, народному искусству, обычаям как основе бытия культуры, что дает определенные основания для сдержанного оптимизма и прогноза дальнейшего освоения народного искусства и рост творческих потенций населения как предпосылки развития украинской культуры.

Наши рекомендации