Человек, его природа. Роль инстинктов
(«Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2)
Понятие человека и его природы — исходная часть психоаналитической социологии Фрейда. Природа человека неизменна и по сути своей является биологической.
Основу психической жизни человека составляют инстинкты, влечения, желания. Человек по своей природе больше деструктивен, чем добр. Проявление грубости, жестокости, насилия, зависти чаще от самой природы человека, чем от состояния общественной среды.
Ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют не сознание, не разум, а инстинкты, влечения, желания. Инстинкты являются психическим отражением потребностей человеческого организма. Наибольшее влияние на поведение оказывают три влечения: влечение кровосмешения (инцеста), влечение каннибализма (людоедства), жажда убийства.
Основными двигателями прогресса выступают два всеобщих космических инстинкта: эрос — инстинкт жизни, инстинкт любви, самосохранения, сексуальный инстинкт; танатос — инстинкт смерти, разрушения, агрессии.
Борьба их определяет смысл жизни отдельного человека, групп, народов. Основную роль движения человеческой деятельности играет энергия сексуального, эротического влечения.
Либидо — всеобщая психическая половая энергия, мощное мотивирующее начало, оказывающее решающее воздействие на:
1. установки и стремления индивидов, на черты их характера;
2. поведение человека, являясь основной детерминантой человеческой деятельности;
3. составляющие сущности массовой души, коллективного бессознательного, выполняющей две важные функции в массе:
4. сплачивание отдельных членов массы общей либидинозной любовью к вождю
5. создание установки враждебного поведения массы по отношению к другим.
Поведение человека определяется различными комплексами, важнейшим из которых является Эдипов комплекс.
Структура личности: целостный подход
(«Введение в психоанализ. Лекции», ««Я» и «Оно»». Труды разных лет)
Огромной заслугой Фрейда является целостный подход к пониманию сущности человека. Он впервые связал воедино три структурные элемента человеческой психики: сознательное-бессознательное-предсознательное.
Личность по Фрейду состоит из трёх основных частей: Сверх-Я, Я, Оно.
В их основании три принципа психической деятельности: принцип удовольствия, принцип идентификации, принцип реальности. Они обеспечивают формирование и функционирование личности.
«ОНО»: Содержит инстинкты. Действует на основе принципа удовольствия: «Хочу!» Иррационально, ничего не знает об обществе и знать не хочет о моральных устоях, правилах, добре и зле. Источник энергии для всей личности. Содержит инстинкты: сексуальный инстинкт — либидо; деструктивный инстинкт — танатос.
«СВЕРХ-Я»: «Нельзя!» Основано на принципе идентификации — уподобления собственного «Я» родительскому «Я» (идеалы, герои, учителя). Формируется в раннем детстве на основе запретов и приказаний. Выполняет 3 функции: совести, самонаблюдения, формирование идеала.
По мнению Фрейда, Сверх-Я строится не столько по примеру родителей, а по родительскому «Сверх-Я», тем самым выполняет важнейшую преемственнсть традиций, ценностей, передачи их из поколения в поколение. Отсюда следует очень важный вывод: прошлое живёт в настоящем. Механизм его передачи коренится в психологической природе «Сверх-Я» - личности, передаётся через раннюю социализацию и обладает большой устойчивостью, независимую от материально-экономических и политических отношений, складывающихся в обществе. Здесь Фрейд критикует Маркса за односторонний подход к идеологии как результату и надстройки базисных отношений. «Это правда, но очень вероятно — не вся правда. Человечество никогда не живёт полностью в настоящем; в идеологиях «Сверх-Я» продолжает жить прошлое, традиции расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через «Сверх-Я», оно играет значительную, независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни»1.
«Я»: собственно наша личность. Основана на принципе реальности. Осознаёт окружающий мир, общество, моральные и нравственные ценности, «добро» и «зло». Принимает самостоятельно решения. «Надо!» Отвечает за свои решения.
«Я — Личность» занимает посреднические позиции между «Сверх-Я» и «Оно» и стремится рационализировать свои действия, соотнося цели и средства, принимая каждый раз самостоятельное решение между «Хочу!» и «Нельзя!»
Такая сложная структура личности, отражающая противоречивую связь бессознательного, предсознательного и сознательного, создаёт внутриличностные конфликты:
· конфликт между индивидом и социальной средой;
· конфликт между «Я» и «Оно» (разум и страсти);
· конфликт «Я» и «Сверх-Я» (разум и совесть, мораль).
К ним относятся моральные переживания, чувства вины. Следствием таких конфликтов являются неврозы, страхи, фрустрация.
Конфликт между сексуальным влечением и морально-культурными запретами порождает неврозы. Ядро всех неврозов Фрейд усматривает в Эдиповом комплексе. «Каждому новорождённому предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом»[27].
У индивида могут развиться три разновидности страха — страх перед чуждым миром, страх совести перед «Сверх-Я», страх перед силой страстей в Оно.
Депрессии и фрустрации — массовые признаки нового времени.
В процессе эволюции человек выработал защитные механизмы сохранения целостности и устойчивости личности.
Психофизические защитные механизмы «Я»:
1) вытеснение — удаление из сознания мотивов, вызывающих аффект, напряжённость;
2) отрицание — неприятие реальных событий, замена их вымышленными;
3) регрессия — возврат к примитивным социальным действиям (алкоголь, наркотики, курение, мистика, рисковое поведение);
4) сублимация — перевод инстинктов (любви или смерти) в созидательную творческую деятельность. Сублимированная энергия творит прогресс (в науке, творчестве, технике, технологии, труде);
5) приписывание — собственных представлений, желаний, влечений зачастую «постыдных» другим;
6) проекция — неосознанное перенесение;
7) рационализация — бессознательное стремление к рациональному обоснованию своих идей и поведения, зачастую иррациональных;
8) уход в религию;
9) уход в болезнь и др.
Целенаправленное вытеснение и преодоление комплексов неполноценности, страха, ущербности, состояния депрессии и фрустрации возможно с помощью терапевтических методик психоанализа: анализ снов и сновидений, анализ ошибочных и непреднамеренный действий, анализ свободных ассоциаций.
Человек и общество: их соотношение. Культура. Конфликт человека с культурой. Ранняя социализация. Интериоризация
(«Будущее одной иллюзии. - в кн. Психоаналитические этюды»)
Отношение человека и общества — главная проблема в психоаналитической теории Фрейда. Фрейд рассматривает проблему общества в контексте культуры.
Культура — это всё то, что создано человеком и приобретённое человеком: знания, умения, условия жизни. Культура необходима человеку, чтобы обладать силами природы и для упорядочения отношений между людьми.
Индивиды не могут жить без общества. Но общество через свою культуру подавляет естественную природу человека, требуя от него социальных действий: трудится, быть примерным семьянином, приносить пользу обществу. Человеческая природа вступает в конфликт с культурой. Отношения между человеком и обществом носят конфликтный характер. Это обусловлено тем, что социальный контроль, выработанный обществом, подавляет природу человека, свободу выражения заданных инстинктов. Конфликт личности с обществом выступает преимущественно в форме психосексуального конфликта.
Фрейд отмечает, что существующие в обществе моральные нормы, санкции, репрессии, жёсткий контроль и прочие запреты распространяются не на всех в равной мере, а дифференцированы по социально-культурному признаку: привилегированные классы имеют больше возможностей получать удовольствия от жизни, чем непривилегированные классы. Именно здесь коренится природа социальных конфликтов и революционных взрывов — в неспособности конкретной культуры смягчать дифференциацию запретов по социальному признаку.
Фрейд выступал против «культурного лицемерия» буржуазного общества его двойной морали: официально провозглашённой и реальной, различной для бедных и богатых, для мужчин и женщин. Такая «...культура, оставляющая неудовлетворёнными столь большое количество участников и ведущая их к восстанию — обречена, и не имеет перспектив на длительное существование»1.
Для упорядочения отношений между человеком и обществом культура выполняет следующие функции:
· регулятивная функция. Культура подавляет природные инстинкты, социализирует индивида и направляет социальное поведение в рамки общества. Этот процесс тем эффективнее, чем глубже происходит интериоризация — усвоение внешних норм, правил человеком.
· экзистенциальная (защитная) функция.
С помощью культуры человек стремится защитить себя от трудностей жизни следующими способами:
1. инфантильным способом, опираясь на внешнюю силу: Бог, авторитетный отец, государство, группа, семья и т.д. Эту функцию выполняет религия;
2. интеллектуальным способом, рассчитывая на собственные силы, опираясь на знания и науку. Человек рационализирует окружающий мир. Объясняет необходимость запретов, правил, норм.
Фрейд особое внимание уделял таким механизмам взаимодействия человека с обществом как «ранняя социализация» и «интериоризация».