Теоретические основы изучения гражданской (российской) идентичности

Степень изученности темы. Тема российской идентичности затрагивалась различными учеными, мыслителями и писателями.

Нами рассмотрен труд Д.Г. Когатько, В.Х. Тхакахова «Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика»[2], в котором авторы в русле социологии цивилизаций рассматривают структуру, функции, элементные особенности российской сопринадлежности. Отдельное внимание уделяется процессам конструирования и трансформации российской идентичности в новой России.

В современный период известным ученым является В.А.Тишков, возглавляющий Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Он изучает этнологию в свете политики, сводит формирование признаков этноса к результату деятельности государственной власти[3].

Основательно исследовала этническую идентичность тувинцев В.С.Донгак[4]. Ею проведены социологические исследования для выявления содержания этнической идентичности тувинцев, в ходе которых выявлена доля тувинцев с выраженной российской идентичностью. Ч.К.Даргын-оол[5] изучила изменения ценностных ориентаций молодежи Тувы в постсоветский период по итогам социологического опроса, а также анализировала особенности национального характера тувинцев.

Понятие о гражданской идентичности. Идентичность – сложное понятие, которое не каждый сможет раскрыть в полном смысле. В словаре С.И.Ожегова, слово «идентичный» понимается как тождественный, полностью совпадающий[6]. Термин «идентичность» используется в различных науках и отраслях, например, психологии, политологии, социологии, этнологии и даже в психиатрии.

Мы рассматриваем данный термин с точки зрения социологии (науки об обществе) и психологии. Анализ различных источников показал, что идентичность – это соотнесение человека с какой-либо группой или общностью.

Известный российский этнолог В.А. Тишков понимает под идентичностью ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение). По его мнению, у каждого человека есть целый набор идентичностей, определяемых возрастом, полом, профессией, семейно-родственным и дружеским кругом. Одни из самых значимых идентичностей – это гражданская идентичность (связь со страной, большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом, и этническая (на более привычном языке – национальная) идентичность или принадлежность). Последняя означает связь со своей этнической общностью, культурой и языком. Гражданская и этническая идентичности часто накладываются друг на друга, сосуществуют вместе и даже могут почти совпадать (например, для армянина в Армении или русского в России). Идентичности – это своего рода система культурно-исторических координат, которые изобретаются обществом, могут меняться или подвергаться коррекции в зависимости от политики и других факторов. Идентичности выражаются не только во внутренних ментальных образах, но и во внешних координатах (названия улиц, лозунги и реклама, памятники и музейные экспозиции и т.д.).[7]

Мы рассматривали содержание гражданской идентичности, опираясь на Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального пространства семьи и школы[8], разработанных такими российскими учеными, как А.Г.Асмолов О.А.Карабанова, Т.Д. Марцинковская, М.С. Гусельцева, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С. Терехова, В.В. Глебкин, М.В.Левит. Данные ученые выделяет четыре компонента гражданской идентичности: когнитивный, эмоциональный, ценностный, поведенческий. Мы решили рассматривать эмоциональный и ценностный компонент в единой связке.

Следовательно, в структуре гражданской идентичности мы рассматриваем три элемента:

1) когнитивный (познавательный) компонент – это знание о принадлежности к данной социальной общности. Знание о принадлежности к гражданской общности предполагает наличие представлений, далеко не всегда полных, адекватных и непротиворечивых, об объединяющих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальные, культурные, политические и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.

2) эмоционально-ценностный компонент – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности, принятие или непринятие гражданской общности. Например, стыд, гордость за «свою страну». Гордость за свою страну представляет собой важнейший признак позитивного отношения к гражданской принадлежности. Ценностный и эмоциональный компоненты могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента.

3) поведенческий компонент – это определенное действие, поведение, деятельность, например, участие в общественно-политической жизни страны.

К факторам становления и поддержания гражданской идентичности относятся:

1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование народа, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

2) самоназвание гражданской общности;

3) общий язык, являющийся средством общения и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

5) переживание этим народом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Образ Родины, в котором обобщается все, что связано с жизнью народа является центральным символом гражданской идентичности. Образ Родины включает в себя ее территорию, народ, историю, культуру, язык, политический и экономический строй, а также отношение к образу Родину самих граждан.

Таким образом, гражданская идентичность – это соотнесение человека с государством, осознание своей принадлежности к определенной гражданской общности, переживание, ценностное отношение к своему гражданству и соответствующее поведение.

Формирование российской идентичности. Россия является государством, в состав которого входят и республики – Татарстан, Якутия, Бурятия, Тыва, Алтай, Крым, другие субъекты. Для всех жителей субъектов Российской Федерации действует одно гражданство – российское. Следовательно, российская идентичность является государственной или гражданской идентичностью.

Для русского человека этническая и гражданская идентичность равнозначны. Название государства «Россия» произошло от слова «Русь», а на иностранных языках современное название государства пишется «Russia», где также присутствует корень «русс». Также и у грузин, гражданская и этническая идентичности полностью совпадают – грузин живет в своей родине Грузии.

Но у остальных народов России гражданская и этническая идентичности не совпадают. Например, тувинец соотносит себя, прежде всего, со своей малой родиной – Тувой. Название этноса и государственного образования совпадают: тыва кижи – Республики Тыва, тувинец – Тува. В таком случае возникают вопросы формирования у нерусских народов Российской Федерации общей гражданской идентичности.

На встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений 5 февраля 2004 г. президент В.В. Путин заявил: «Сегодня мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации. Есть, на мой взгляд, нечто такое, что нас объединяет... Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом»[9].

Что же следует понимать под выражением «нечто такое, что нас объединяет»?

Мы провели анализ наличия и степени выраженности этих факторов относительно российской идентичности:

Факторы формирования гражданской идентичности Наличие или выраженность фактора, примеры
Самоназвание гражданской общности В настоящее время политики и ученые часто употребляют выражение «российский народ», «российская нация», имея ввиду не только русский народ, но и все остальные народы России.
Общий язык Самый мощным объединяющим средством является общий язык – русский язык, на котором могут общаться представители различных народов России.
Общая культура Российская культура отличается многообразием и включает в себя элементы культур всех народов, населяющих территорию страны. Россия занимает европейскую и азиатские части материка, поэтому культура ее уникальна и отличается от европейской культуры. Например, форма правления в России была ближе к восточной авторитарной форме.
Общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование народа, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. В такой ситуации появляется общее историческое прошлое. Яркий пример тому – Великая Отечественная война, в которой приняли участие почти все народы России.
Переживание совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями Можно сказать, что россияне очень переживают по поводу отношений с США и странами Европы на современном этапе. По нашим наблюдениям, многие негативно высказываются о политике США, в социальных сетях популярны анекдота про президента США – Барака Обаму. Самым главным скрепляющим событием является День Победы, когда россияне каждый год переживают те трагические страницы общей истории, испытывают гордость за героизм своих прадедов.

Также объединяющим народ средством являются символы, которые отражают значимые для общности ценности и образы:

- официальная государственная символика (флаг, герб, гимн, конституция);

- образов исторических (национальных) героев (например, Георгий Жуков, Иосиф Сталин, Александр Суворов);

- наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий (Великая Отечественная война, полет Ю. Гагарина в космос и др.);

- бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Россия, к примеру, соотносится с такими образами, как медведь, холодная зима или автомат Калашникова.

Формирование гражданской идентичности осуществляется в различных учреждениях: школах, общественных организациях, учреждениях культуры, спорта и дополнительного образования, средствах массовой информации. Но основы нравственности личности все же закладываются в семье, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешных действий человека в обществе.

В семье воспитание осуществляют родители, которые получают знания об обществе в тех же самых школах, учреждениях культуры. По нашему мнению, все же самую основную роль в воспитании и в формировании гражданской идентичности человека играет школа.

Если у наших граждан не будет сформирована общероссийская идентичность, то не будет объединяющего фактора, следовательно, народ будет разъединенным.

Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения должно проходить по рассмотренным нами компонентам: знание, эмоции и переживания, действие.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования[10] указывается, что одним из основных целей изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне направлено на воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Эта цель отражается и в Общей методике преподавания обществознания в школе (Москва, 2008)[11].

Нами были изучены и проанализированы учебники по обществознанию с 5 по 8 классы и учебники истории с 6 по 8 классы, 11 класса.

В учебнике обществознания 5 класса есть параграф «Мы – многонациональный народ»[12]. В нем содержится основная информация об истории и культуре многонационального народа России: «В XV веке вокруг Москвы сложилось единое Российское государство. В XVI-XIX веках к нему присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие на них народы вошли в состав России. Сегодня Россия – большое многонациональное государство…». В учебнике также подчеркивается, что вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое духовное богатство нашей Родины. В качестве примера приводится стихотворение поэта Расула Гамзатова на аварском языке «Журавли», которое было переведено на русский язык Николаем Гребнёвым и к ним написана музыка композитором, евреем по национальности, Яном Френкелем. И песня стала любимой и знаменитой на всю страну. «Мы, россияне, люди разных национальностей, составляем один народ. У нас общая судьба. У нас общая земля. У нас единое государство. У нас общая Родина», - пишется в учебнике.

Таким образом, еще в 5 классе российские школьники усваивают такие установки. В данном учебнике мы видим, что слово «россияне» шире, чем какая-либо национальность, и является наднациональным.

В учебнике по обществознанию для 8 класса в параграфе «Мораль» данные положения также повторяются: «а еще к высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своем большом доме. Они граждане своей страны. Наш большой дом – Россия, величайшая страна мира, где живет многонациональный народ – россияне, граждане России» [13].

В учебниках по истории не всегда прослеживаются такие мысли.

Изучение содержания учебника по истории 6 класса показало, что период гнета Золотой Орды над Русью освещается корректно – применены термины «ордынцы», «ордынские отряды», а в выводах параграфа «Русь и Золотая Орда» пишется, что ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни, а именно – привело к началу экономического отставания Руси от Западной Европы и к изменению характера власти, но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды[14].

Тем не менее дается трактовка – «русские люди называли жителей Золотой Орды ордынцами или татарами»[15]. Татары – это наименование народа, который входит в состав современной России, жители Республики Татарстан. Нам не известно, какие реакции и эмоции возникали у татарских школьников, когда они проходили эту тему по названному учебнику.

Интересен и тот факт, что именами монгольских ханов нарекаются тувинские дети – Чингисхан, Батый, а полководец Золотой Орды – Субудай вообще считается легендой в истории Тувы, так как он был урянхайского (урянхи – предки тувинцев) происхождения. В столице Тувы – в г. Кызыле именем Субедея назван универсальный спортивный комплекс.

В учебнике истории 7 класса вводная часть содержит формулировки «русская история», «русские землепроходцы», «русское оружие», «развитие отечественной многонациональной культуры» [16]. Данный учебник охватывает период XVII-XVIII веков.

В учебнике истории 8 класса в водной части подчеркивается, что Россия формировалась как многонациональная страна, мощная евразийская держава, вобравшая в себя десятки народов и представителей практически всех мировых религий. Используются формулировки «Россия», «российское». Учебник охватывает XIX век. В учебнике при описании Кавказской войны используются формулировки «центром сопротивления стали Чечня и часть Дагестана…», «…борьбу с российскими властями вели черкесы, адыги, абхазы…». Завершение Кавказской войны в учебнике рассматривается положительно: «вхождение народов Кавказа в состав России способствовало их экономическому и культурному развитию»[17]. Все события изложены нейтрально.

В учебнике Л.Н. Алексашкиной для 11 класса подчеркивается многонациональность российского народа: «традиционными основами российской национальной политики являлось сохранение у присоединенных к Российской империи народов сложившихся форм политической, общественной и культурной жизни, религиозной веротерпимости…»[18].

Таким образом, на уроках истории, обществознания, русского языка и литературы, географии и других предметов происходит формирование когнитивного компонента российской идентичности, то есть знаний и представлений о России и ее характеристиках, истории и культуре ее народа.

В современной системе образования России приняты новые стандарты, методологической основой которых является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция). Согласно Концепции, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[19].

Эмоционально-ценностный компонент также может формироваться на уроках, но закрепляется он на воспитательных мероприятиях патриотической направленности. Именно на таких мероприятиях у учащихся формируется и развивается чувство гордости за Родину, положительное отношение к ней, эмоции (волнение, тревога, спокойствие) и переживание.

От правильного формирования этих двух компонентов зависит реализация третьего компонента – действие или поведение гражданина на благо Родины.

2. Изучение сформированности российской идентичности у кадет Кызылского президентского кадетского училища (по результатам социологического опроса)

В феврале-марте 2016 года было проведено социологическое исследование среди кадет Кызылского ПКУ с целью выявления у них степени выраженности российской идентичности.

Объектом исследования явилась российская идентичность кадет Кызылского ПКУ как довузовского образовательного учреждения Министерства обороны РФ.

Предмет исследования –степень выраженности российской идентичности кадет Кызылского ПКУ.

Нами были выдвинутагипотеза,чтоу кадет Кызылского ПКУ тувинской национальности российская идентичность менее выражена по сравнению с кадетами русской национальности Кызылского ПКУ.

Методологической основой исследования стал междисциплинарный подход (использование понятийного аппарата и привлечение методологии социологии, истории, психологии, этнологии). В качестве методов выступили анализ документов, литературы и источников, социологический опрос, наблюдение, а также общенаучные методы познания – индукция, дедукция, синтез, анализ, обобщение и др.

Результаты социологического опроса среди кадет.Кызылское ПКУ находится в г.Кызыле – столице Республики Тува. На момент проведения опроса в училище обучалось128 кадет, из которых 82% по национальности были тувинцами, 14% кадет русской национальности, представителей других национальностей (хакасы, буряты, армяне) – 4%. Из-за географического расположения училища, по национальному составу преобладают представители тувинского этноса. Такое соотношение по этнической принадлежности обучающихся встречается редко среди довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

С целью проверки гипотезы нами был составлен опросник, состоящий из десяти вопросов с учетом ранее рассмотренных факторах формирования гражданской идентичности (Приложение 1). В первом вопросе открытого типа необходимо было вписать ответ самостоятельно без опоры на предложенные варианты ответов, в остальных девяти – выбрать ответ из предложенных. В опроснике семь вопросов прямо связаны с изучением предпочтения или Тувы, или России и направленны на выявление российской идентичности, данные вопросы служат основными для подсчета итогового процента и подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы. Три вопроса в опроснике являются дополнительными к основным и направлены на изучение отношения испытуемых к Туве и России, ответы на данные вопросы предполагают выбор от одного до трех ответов.

Диагностическое исследование проводилось анонимно. В опросе приняли участие 30 кадет Кызылского ПКУ 5-8 классов, которые были разделены на две группы: «Тувинская группа» и «Русская группа». В «Тувинскую группу» исследуемых были включены 15 кадет тувинской национальности, родившихся и выросших на территории Тувы; в «русскую группу» вошли кадеты русской и других национальностей (русскоговорящих), родившихся и выросших на территории как Тувы, так и других регионах Российской Федерации, всего – 15 кадет (Приложение 2).

Малое количество респондентов объясняется тем, что представителей русской национальности было сравнительно мало. Для сравнительного анализа было подобрано равное количество респондентов двух условно названных групп. Все 30 респондентов очень серьезно отнеслись к опросу и дали правдивые ответы.

Анализ ответов кадет на «основные» вопросы опросника:

Своей Родиной считают Россию 33% кадет «тувинской группы» и 73% - «русской группы», Туву – 20% кадет «тувинской группы» и 13% - «русской группы». И Тува, и Россия – не разделимы в восприятии Родины у 33% кадет «тувинской группы». Не ответили на данный вопрос по 13% кадет обеих групп.

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
. Своей Родиной считаю….
  человек % человек % человек %
Россию 33 73 53
Туву 20 13 17
И Россию, и Туву 33 - - 17
Нет ответа 13 13 13

Таким образом, мы можем сказать, что 17% всех кадет обеих групп считают своей Родиной Туву, а это может обозначать, что у данных кадет российская идентичность сформировалась еще не полностью, также как и у 13% кадет, которые не смогли дать ответ. Однако 53% все же считают своей Родиной Россию, т.е. у них российская идентичность уже сформирована.

Даже находясь в другой стране 27% кадет «тувинской группы» и 7% кадет «русской группы» будут считать себя и называть себя «тувинцами», но 67% кадет «тувинской группы» и 87% кадет «русской группы» будут считать и называть себя «русскими».

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
Находясь в другой стране (например, в Австралии), я буду считать себя
  человек % человек % человек %
Тувинцем 27 7 17
Россиянином 67 87 76
Свой ответ 7 7 7

20% кадет (7% - «тувинской группы» и 33% - «русской группы») волнуют проблемы России, 3% - Тувы, проблемы и Тувы, и России беспокоят 76% испытуемых, из которых больший процент (93%) принадлежит кадетам из «тувинской группы» и треть 30 - кадетам «русской группы».

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
3. Меня больше волнуют проблемы ….
  человек % человек % человек %
Тувы - - 7 3
России 7 33 40
И России, и Тувы 93 60 76
Меня не волнуют проблемы ни Тувы, ни России - - - - - -

Любовь к «малой» родине отмечена только среди кадет «русской группы» испытуемых – 27% (возможно, это связано с тем, что некоторые из испытуемых данной группы родились и выросли за пределами Тувы), к «большой» Родине – России, у 7% кадет «тувинской группы» и 33% кадет «русской группы»; 67% всех кадет, участвующих в опросе высказали свою любовь равнозначно и к «малой», и «большой» родине, из которых больший процент (93%) принадлежит кадетам «тувинской группы» и немного меньше половины (40%) – кадетам «русской группы».

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
Для меня важнее
  человек % человек % человек %
Любовь к «малой родине» (своему городу, поселку, селу) - - 27 13
Любовь к «большой родине» (России) 7 33 20
Оба варианта верны 93 40 67
Оба варианта не верны - - - - - -

Патриотами и гражданами России считают себя почти половина (43%) от общего числа исследуемых кадет обеих групп, из которых 33% - кадеты «тувинской группы» и 53% - кадеты «русской группы», патриотизм по отношению к своей «малой родине» не обозначил ни один кадет.

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
5. Считаю себя гражданином и патриотом:
  человек % человек % человек %
Своей «малой родины» (своего города или села, родной республики, края, области) - - - - - -
Своей «большой родины» (России) 33 53 43
Оба варианта верны 67 47 57
Оба варианта не верны - - - - - -

Только 3% кадет обеих групп испытывают чувство личной гордости, когда слышат о выдающемся достижении в Туве (причем, это испытуемые из «русской группы») и 23% - об успехах и победах в России, при том, что 70% кадет (87% - «тувинской группы» и 60% - «русской группы») важны события, происходящие и в России, и в Туве.

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся достижении
  человек % человек % человек %
В Туве - - 7 3
В России 13 33 23
Оба варианта верны 87 60 70

Полученные данные по этому вопросу тесно перекликаются с тем, насколько близко принимают для себя кадеты что-либо произнесенное оскорбительное в адрес Тувы и/или России.

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
9. Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес
  человек % человек % человек %
Жителей Тувы 20 - - 10
Жителей России 7 33 20
Оба варианта верны 80 67 73
Оба варианта не верны - - - - - -

Вполне закономерно, что именно кадеты тувинской национальности переживают, когда слышат оскорбительные фразы в адрес жителей Тувы. Это свидетельствует о сформированной этнической идентичности.

Анализ ответов кадет на «дополнительные» вопросы опросника показал следующее: 100% кадет обеих групп при слове «Россия» чувствуют гордость за свою страну и 87% - радость (93% - кадеты «тувинской группы» испытуемых и 80% - «русской группы»), тревогу за будущее своей страны высказали 33% испытуемых обеих групп.

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
6. При слове «Россия» я испытываю: (выбери не более 3х ответов)
  человек % человек % человек %
Гордость 100 100 100
Радость 93 80 87
Сомнение - - - - - -
Скуку - - - - - -
Обиду - - - - - -
Гнев - - - - - -
Тревогу 27 40 - -
Ничего не испытываю 7 - - 3

В том, что объединяет Россию и Туву и является общим для них, кадеты обеих исследуемых групп дали примерно одинаковое количество ответов (разница составляет один голос). Таким объединяющим фактором 73% кадет обеих групп считают историческое прошлое, 43% - общие проблемы и опасность, 37% - законы, привычки и образ мышления, гражданство, 20% - русский язык и 13% - экономические связи.

Ответы Тувинская группа Русская группа Общее количество ответов
Россия – многонациональная страна. Как ты думаешь, что объединяет такие разные народы большой страны? (выбери не более 3х ответов)
  человек % человек % человек %
Историческое прошлое 73 73 73
Русский язык 20 20 20
Привычки и образ мышления граждан РФ 40 33 37
Гражданство 33 40 37
законы 33 40 37
Общие проблемы, опасность 40 47 43
Экономические связи 7  
Ничего не объединяет - - - - - -
Свой вариант - - - - - -

Анализ ответов на «основные» вопросы опросника показывает, что 7% кадет «тувинской группы» испытуемых склоняются в своих ответах в сторону Тувы, 33% - России и 60% кадет с уважением и любовью относятся как к Туве, так и к России.Такое соотношение подтверждает сформированность как этнической, так и гражданской идентичности.

Из кадет «русской группы» испытуемых 47% ставят выше Россию, 40% - равнозначно относятся как к Туве, так и России и только 3% отдали свой голос в пользу Тувы.

Таким образом, в настоящее время российская идентичность сформирована у 93% кадет «тувинской группы» испытуемых и у 87% «русской группы».

Полученный результат показал, что выдвинутая нами гипотеза в ходе проведения эксперимента не нашла своего подтверждения: сформированность российской идентичности у кадет Кызылского ПКУ тувинской национальности, родившихся и выросших на территории Тувы на 6% выше, чем у кадет русской и других национальностей, родившихся и выросших на территории как Тувы, так и других регионах РФ.

Для изучения того, что означает для кадет обеих групп понятия, соотносимые со словами «русский» и «российский» и производные от них, дополнительно был проведен соответствующий опрос испытуемых тех же групп. Для этого предлагалось ответить на такие вопросы, как: «Какое понятие для тебя шире – «российский» или «русский»?», «Какие события из истории России вызывают у тебя гордость?»

Так, для 100% кадет «тувинской группы» шире по смыслу понятие «российский», а не «русский», так же, как и 80% испытуемых «русской группы», где 20% кадет выбрали слово «русский».

88% кадет «тувинской группы» гордятся победой России в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. и 12% так же упоминают Отечественную войну 1812 г.

Ответы кадет «русской группы» на вопрос «Какие события из истории России вызывают у тебя гордость?» были исторически более обширны. Так, о чувстве гордости за победу над нацисткой Германией в ВОВ высказалось 50% испытуемых данной группы, 17% - за победу в Ледовом побоище, 17% - «все, кроме крепостного права», 17% - «Изобретение объекта 825 гтс» (подземная база подводных лодок, г.Крым 1949г.).

Таким образом, говоря о сформированности российской идентичности среди кадет «русской группы» нужно отметить ее более широкий охват и детальное наполнение при восприятии и понимании России, возможно, связанное с тем, что данные испытуемые изначально воспитывались с русским менталитетом.

Кадеты, входящие в состав «тувинской группы», родились и воспитывались на территории Тувы на основе тувинского менталитета, когда формирование образа России вторично и, мы считаем, поэтому, для них «Россия» и «российский» - это понятия, которые характеризуют все то, что относится к Российской Федерации. Одновременно, историческое восприятие России кадетами «тувинской группы» сужено по временным рамкам: охватывает примерно последние 75-80 лет, что мы можем соотнести с началом установления тесных контактов с русским народом (начало XX века) и активным участие тувинского народа в истории России, например, участие тувинских фронтовиков-добровольцев в Великой Отечественной войне. Также такое сужение можно связать с содержанием учебников истории, так как под словом «русский» опрошенные кадеты понимали прошлые периоды истории России, которые освещались авторами учебниками с частым применением слов «русское», «Русь», «русские люди».

Повышенный уровень сформированности российской идентичности у кадет тувинской национальности, по сравнению с кадетами русской национальности мы можем объяснить успешным проведением работы по воспитанию чувства патриотизма и готовности защищать Родину, которая проходит в стенах Кызылского ПКУ, проведением мероприятий, направленных на формирование позитивной российской идентичности кадет. Мероприятия по патриотическому воспитанию в училище преобладают даже количественно: так, за прошлый, 2014-2015 учебный год, 33 % мероприятий было патриотической направленности, тогда как в училище проводятся мероприятия и по остальным 10 направлениям воспитательной работы. По показателю «патриотизм» наблюдался рост уровня воспитанности на 21 %.

В силу того, что у кадет русской национальности, а также других национальностей, родившихся и воспитанных за пределами Тувы, российская идентичность является первоочередной, т.е. они с детства осознавали себя русскими и ассоциировали себя непосредственно с Россией, поэтому стремление развивать российскую идентичность у них снижено.

У кадет же тувинской национальности, родившихся и выросших в Туве, в первую очередь, формировалась этническая идентичность. После поступления в кадетское училище, где изначально воспитывается любовь к Родине – России, готовность защищать ее и развивать себя во благо Родины, такие воспитанники усваивают такие установки. Мы можем предположить, формирование российской идентичности у них будет более ярко выражено на фоне этнического самосознания.

3. Рекомендации по формированию и укреплению российской идентичности среди кадет Кызылского ПКУ

Идентичность у кадет тувинской национальности является многоуровневой, когда человек идентифицируется с народом через включенность в группу, которая, в свою очередь, входит в другую группу. Напомним, что российская идентичность сформирована у 93% кадет тувинской национальности. Что касается населения Тувы, то по данным социологических исследований начала 2000-х годов можно представить следующую картину. В результате исследования тувинского ученого В.С.Донгак в 2001 году выявлено, что 83,7% респондентов идентифицируют себя с людьми своего народа. А российская идентичность была зафиксирована у 30,8% опрошенных[20]. Стоит отметить, что данные социологического опроса 2001 года являются устаревшими, поэтому в дальнейшем перед нами стоит задача изучить данные социологических опросов среди населения Тувы, направленные на выявление степени выраженности российской идентичности (если они есть).

При таком соотношении можно предполагать, что проводимая в Кызылском ПКУ учебно-воспитательная работа приводит к хорошим результатам по формированию гражданской идентичности. Педагоги других образовательных учреждений, прежде всего, на территории Республики Тыва могут перенять опыт учебно-воспитательной работы Кызылского президентского кадетского училища.

Мы предложили следующие рекомендации для формирования, развития или укрепления российской идентичности у обучающихся:

- на уроках истории, обществознания и географии уделять большое внимание именно российской идентичности, рассказывать, что объединяет всех россиян – независимо от темы и содержания параграфа (мы увидели, что не во всех разделах такая мысль подчеркивается), формировать представление об общей исторической судьбе всех народов России;

- на уроках русского языка и литературы подчеркивать, что именно русский язык является общим языком общения для всех россиян, формировать осознанное отношение к изучению русского языка как объединяющему фактору всех жителей России;

- проводить воспитательные мероприятия патриотической направленности, больше применять слово «российское», так как мы выявили, что именно это слово воспринимается кадетами шире;

- на воспитательных мероприятиях уделять внимание именно эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности, чтобы кадеты выражали позитивное отношение к России, чувствовали гордость, воодушевление;

- знакомить с культурным многообразием России, менталитета русского народа и других народов России, это необходимо для установления толерантных отношений;

- проводить работу по ознакомлению с символами России – флага, герба, гимна, а также Конституции, национальными героями, бытовыми символами;

- формировать поведенческий компонент гражданской идентичности через развитие органов самоуправления, организации работы детских общественных организаций, мероприятий, проводить акции, осуществлять социальные и практико-ориентированные проекты.

Заключение

Гражданская идентичность – это соотнесение человека с государством, осознание своей принадлежности к определенной гражданской общности, переживание, ценностное отношение к своему гражданству и соответствующее поведение. Формирование гражданской идентичности осуществляется в различных учреждениях: школах, общественных организациях, учреждениях культуры, спорта и дополнительного образования, средствах массовой информации.

Для изучения развитости российской идентичности у кадет Кызылского ПКУ нами был проведен анонимный опрос среди 30 кадет, которые были разделены на две группы: «Тувинская группа» и «Русская группа». Анализ ответов на «основные» вопросы опросника показывает, что 7% кадет «тувинской группы» испытуемых склоняются в своих ответах в сторону Тувы, 33% - России и 60% кадет с уважением и любовью относятся как к Туве, так и к России. Такое соотношение подтверждает сформированность как этнической, так и гражданской идентичности. Из кадет «русской группы» испытуемых 47% ставят выше Россию, 40% - равнозначно относятся как к Туве, так и России и только 3% отдали свой голос в пользу Тувы. Можно сказать, что в настоящее время российская идентичность сформирована у 93% кадет «тувинской группы» испытуемых и у 87% «русской группы».

Полученный результат показывает, что выдвинутая нами гипотеза в ходе проведения эксперимента не нашла своего подтверждения: сформированность российской идентичности у кадет Кызылского ПКУ тувинской национальности, родившихся и выросших на территории Тувы на 6% выше, чем у кадет русской и других национальностей, родившихся и выросших на территории как Тувы, так и других регионах РФ.

Для 100% кадет «тувинской группы» шире по смыслу понятие «российский», а не «русский», так же, как и 80% испытуемых «русской группы», где 20% кадет выбрали слово «русский».

Также говоря о сформированности российской идентичности среди кадет «русской группы» нужно отметить ее более широкий охват и детальное наполнение при восприятии и понимании России. Одновременно, историческое восприятие России кадетами «тувинской группы» сужено по временным рамкам: охватывает примерно последние 75-80 лет.

Нами предложены рекомендации по формированию и укреплению российской идентичности у кадет на уроках истории, обществознания и географии, русского языка и литературы, на воспитательных мероприятиях, на которых формируются когнитивный и эмоционально-ценностные компоненты, а также формировать поведенческий компонент гражданской идентичности через развитие органов самоуправления, организации работы детских общественных организаций, мероприятий, проводить акции, осуществлять социальные и практико-ориентированные проекты.

Дальнейшие задачи в рамках реализации нашего исследования:

- продолжение (расширение) социологического исследования среди кадет Кызылского ПКУ с учетом нового контингента (с сентября 2016 года в училище обучается 216 кадет и 20 воспитанниц);

- проведение социологического исследования среди учащихся МБОУ гимназии № 5 г. Кызыла (для получения сравнительных данных).

Решение этих задач, а именно получение полноценных и достоверных данных социологических опросов, позволит выработать практические рекомендации по успешному формированию российской идентичности у обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Тыва и других национальных республик России. Наш социально-исследовательский проект находится на начальной стадии и будет завершен в 2018 году, предстоит серьезная научная работа.

Список использованной литературы и источников

1) Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013. – 431 с.

2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.

3) Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М., Просвещение, 2014. – 111 с.

4) Данилов А.А. История. Россия в XIX веке. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.А.Данилов. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

5) Даргын-оол Ч.К. Изменения ценностных ориентаций молодежи Тувы в постсоветский период // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В.Попкова. – Новосибирск: Нонпарель, 2004. – Вып.6. – С.199-202.

6) Даргын-оол Ч.К. Тувинский национальный характер и проблема социального развития Тувы // Этносоциальные процессы в Сибири: Темат.сборник. – Новосибирск: Сиб. Науч. Изд-во, 2006. – Вып.7. – С. 147-150.

7) Донгак В.С. Этническая идентичность тувинцев: Автореферат диссертации на соискание уч.степ.канд.социол.наук. – СПб., 2004. – 25с.

8) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М: Просвещение, 2009. – 24 с.

9) Когатько Д.Г., Тхакахова В.Х. Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика. – СПб.: Алетейя, 2010. – 136 с.

10) Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2004. – 160 с.

11) Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. – 606 с.

12) Обществознание. 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

13) Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.

14) Обществознание. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.

15) Обществознание. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.

16) Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989 – 2004 гг. – М.: Наука, 2005. – 240 с.

17) Тишков В.А. Старые и новые идентичности // http://www.valerytishkov.ru/cntnt/fotoalbomy/obrazy_ros1/ff.html

18) Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы / Под ред. А.Г.Асмолова. – М: ФГАУ ФИРО, 2012. – 227 с.

19) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М., 2004.

20) http://slovarozhegova.ru/view_search.php - 20.03.2016.

21) http://www.kremlin.ru/appears/2004/02/05/2116_type63374type63378_60337.shtml - 20.03.2016.

Приложение 1

Опросник «Российская идентичность»

1. Своей Родиной считаю:

а) Россию

б) Туву

в) И Россию, и Туву

2. Находясь в другой стране (например, в Австралии), я буду считать себя:

а) Тувинцем

б) Россиянином

в) Свой ответ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________

3. Меня больше волнуют проблемы:

а) Тувы

б) России

в) И России, и Тувы

г) Меня не волнуют проблемы ни Тувы, ни России

4. Для меня важнее:

а) Любовь к «малой родине» (своему городу, поселку, селу)

б) Любовь к «большой родине» (России)

в) Оба варианта верны

г) Оба варианта не верны

5. Считаю себя гражданином и патриотом:

а) Своей «малой родины» (своего города или села, родной республики, края, области)

б) Своей «большой родины» (России)

в) Оба варианта верны

г) Оба варианта не верны

6. При слове «Россия» я испытываю: (выбери не более 3х ответов)

а) Гордость

б) Радость

в) Сомнение

г) Скуку

д) Обиду

е) Гнев

ж) Тревогу

з) Ничего не испытываю

7. При слове «Тува» я испытываю: (выбери не более 3х ответов)

а) Гордость

б) Радость

в) Сомнение

г) Скуку

д) Обиду

е) Гнев

ж) Тревогу

з) Ничего не испытываю

8. Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся достижении:

а) В Туве

б) В России

в) Оба варианта верны

9. Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес:

а) Жителей Тувы

б) Жителей России

в) Оба варианта верны

г) Оба варианта не верны

10. Россия – многонациональная страна. Как ты думаешь, что объединяет такие разные народы большой страны? (выбери не более 3х ответов):

а) Историческое прошлое

б) Русский язык

в) Привычки и образ мышления граждан РФ

г) Гражданство

д) Законы

е) Общие проблемы, опасность

ж) Экономические связи

з) Ничего не объединяет

и) Свой вариант

Авторы анкеты:

педагог-организатор учебного курса Шмит И.Д.

педагог- психолог КПКУ Смоленова А.М.

Приложение 2


[1] Национальный состав населения Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.

[2]Когатько Д.Г., Тхакахова В.Х. Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика. – СПб.: Алетейя, 2010. – 136 с.

[3]Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989 – 2004 гг. – М.: Наука, 2005. – 240с.

[4]Донгак В.С. Этническая идентичность тувинцев: Автореферат диссертации на соискание уч.степ.канд.социол.наук. – СПб., 2004. – 25с.

[5]Даргын-оол Ч.К. Изменения ценностных ориентаций молодежи Тувы в постсоветский период // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В.Попкова. – Новосибирск: Нонпарель, 2004. – Вып.6. – С.199-202; Даргын-оол Ч.К. Тувинский национальный характер и проблема социального развития Тувы // Этносоциальные процессы в Сибири: Темат.сборник. – Новосибирск: Сиб. Науч. Изд-во, 2006. – Вып.7. – С. 147-150.

[6] http://slovarozhegova.ru/view_search.php - 20.03.2016.

[7] Тишков В.А.. Старые и новые идентичност // http://www.valerytishkov.ru/cntnt/fotoalbomy/obrazy_ros1/ff.html - 20.03.2016.

[8]Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы / Под ред. А.Г.Асмолова. – М: ФГАУ ФИРО, 2012.– 227 с.

[9] http://www.kremlin.ru/appears/2004/02/05/2116_type63374type63378_60337.shtml - 20.03.2016.

[10] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М., 2004. – С.130.

[11] Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. – С.69.

[12] Обществознание. 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – С. 113-116.

[13] Обществознание. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – С.59.

[14] Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014. 122-127, 156-164.

[15]Там же. С.122.

[16]Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М., Просвещение, 2014. – С.5.

[17] Данилов А.А. История. Россия в XIX веке. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.А.Данилов. – М.: Просвещение, 2015. – С. 5, 43,81.

[18] Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013. – С. 65.

[19] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М: Просвещение, 2009. – С.11.

[20]Донгак В.С. Этническая идентичность тувинцев: Автореферат диссертации на соиск. уч.степ.канд.социол.наук. - СПб., 2004. – С.7.

Наши рекомендации