Социологическое понятие личности
Встречаясь со старым знакомым, которого не видели много лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» Такой вопрос предполагает очевидную для нас вещь: человек уже не совсем тот, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот человек. Мы воспринимаем себя и других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе какое-то постоянное ядро.
Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.
Индивид (от лат. Individ – неделимый, конечный)понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности.
Немецкая классическая философия внесла большой вклад в разработку философского понятия личности. Главное в идеалистических в целом взглядах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля состояло в том, что все они видели в личности активную силу, наделенную преобразующим потенциалом. Согласно Гегелю, личность — это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл ее бытия в том, чтобы путем развития самосознания прийти к полному осознанию себя и к свободе.
Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К. Маркс, заявивший, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.
Психологи психоаналитического направления сыграли значительную роль в разработке современного понимания личности и индивидуальности. Его основатель, австрийский психиатр 3. Фрейд, доказал, что в человеческой индивидуальности наряду с сознанием присутствуют еще два структурных уровня: бессознательное — несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, т.е. устойчивые системы подавленных влечений, травмы; сверхсознательное (сверх-Я) — система бессознательной цензуры, иначе говоря, контроля, вытесняющего из сознания недопустимые влечения, а из памяти — слишком травмирующие или позорные воспоминания. Его последователь К. Юнг расширил сферу бессознательного, включив в нее помимо индивидуального бессознательного, о котором говорил Фрейд, коллективное бессознательное — совокупность символических образов, воплощающих общечеловеческие родовые стремления, страхи, поиски.
Социология в отличие от философии имеет дело с социальной эмпирией, а говоря о нашем эмпирическом Я, мы не различаем в себе индивида и личность. Вообще индивид — это скорее обезличенная единица человеческого существования, нечто статистическое. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.
Исторически индивидуальное Я, т.е. интроспективное представление о самом себе, не совпадающее с Я социальным — со своим статусным набором, существует не так давно.
Поэтому следует пользоваться не только понятием «индивид», но и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социологии Э. Дюркгейм называл «индивидуальная сущность»: совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это в совокупности составляет индивидуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» относится к тем особенным физическим, психологическим, мировоззренческим качествам, которые присущи только этому человеку и отличают его от всех остальных. Индивидуальность — это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение.
Но личность не исчерпывается индивидуальным полюсом. В ней наличествует также социальный полюс — то, что человек неизбежно приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия. Система социальных отношений по-своему преломляется в каждой личности, вызывая определенные ее изменения и сказываясь на ее социальном поведении. Всем известно, что человек меняется после длительной травмирующей ситуации, войны, плена, безработицы, его преображают социальный успех, стремительная карьера, резкое обнищание или внезапное обогащение, наконец, личность, сформировавшаяся в закрытом идеологизированном обществе, отличается от личности, воспитанной в условиях свободного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, присущие данному человеку не как индивиду, а как члену группы.
Наконец, социальное в личности — это то, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отождествляя себя со своим племенем, классом, нацией, профессиональной группой.
Говоря о наличии в пределах одной личности двух полюсов, нужно иметь в виду, что между этими полюсами нет противоречия или борьбы. Они взаимозависимы и неотделимы друг от друга, как две стороны одной монеты или медали. На протяжении всей жизни индивидуальное и социальное в личности развиваются параллельно и подвергаются взаимному влиянию. Как показали исследования в области социальной психологии, человек, чувствующий себя в группе комфортно, старается подчеркнуть свою индивидуальность. При межгрупповом конфликте, наоборот, человек стремится унифицироваться, слиться со своей группой, быть похожим на других.
Таким образом, личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретенных благодаря включенности в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми. Личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.
А само понятие «личность» характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.
Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Главным условием этого являются:
1) Биологические. Генетически заданные предпосылки;
2) Наличие социальной структуры, мира человеческой культуры
При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:
• личность присуща каждому человеку;
• личность есть то, что отличает человека от животных;
• личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
• личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду. В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший — социальные, престижные и духовные потребности.
Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.
Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители — стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.
Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня — это установки на социальные объекты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно данных условиях.
Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.
Теории развития личности
«Дикарь» знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем цивилизованный человек в обычном смысле слова.
Макс Вебер
Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.
1. В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.
2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.
Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» (3.3) являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.
С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:
• Того, как, по моему мнению, меня воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»)
• Того, как, по моему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»)
• Того, как я отвечаю на воспринятую мною реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»)
Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.
Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Он считал, что «Я» – продукт социальный, формирующийся на основевзаимоотношений с другими людьми.
3. При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же «особой личности» составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой — результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной изменять общественные отношения.
4. В русле психоаналитического подхода сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:
• сферу подсознания ( Jd — Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;
• сферу самосознания (Ego — Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;
• сферу сверхсознания (Super Ego — Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).
Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, — проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества, то к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.
Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития.