Из данных слов вычеркните лишние. Объясните, почему вы их вычеркнули.

Вороной, коричневый, каурый, буланый.

Кошелек, мошна, капитал.

Половцы, викинги, хазары, печенеги.

43. Героиня известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес и Зазеркалье» – разговаривает с одним из ее жителей:

- Значит, в году есть триста шестьдесят четыре дня, когда ты можешь получать невденьрождарки.

— Совершенно верно, – подтвердила Алиса.

— И только один вденьрождарки! Вот тебе и привет!

— Не понимаю, что означает «привет»? – сказала Алиса.

Пустик-Дутик пренебрежительно улыбнулся.

— Не поймешь, пока я не скажу. Это означает «замечательный и разящий довод».

— Но «привет» вовсе не означает «замечательный и разящий довод», – возразила Алиса.

— Раз мне так захотелось, – презрительно сказал Пустик-Дутик, – значит, означает. Именно это; не более или менее.

— А разве можно придавать слову какой угодно смысл? – спросила Алиса.

— А разве я своим словам не хозяин? – ответил Пустик-Дутик.

Озабоченной Алисе нечего было возразить.

(Перевод с англ. А. Щербакова)

Можете ли вы возразить Пустику-Дутику?

44. Сколько фразеологизмов в тексте?

С НОГ ДО ГОЛОВЫ

— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

— Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

— Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

(А. Шибаев)

45. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Каков факт, таков и акт.

Готовь лыжи летом.

Мал городок, да дорог.

Посадка в чужие сани уже объявлена.

Когда в соседях согласья нет.

Шайбы по весне считают.

Цыплят считают и зимой.

Проводили по одежке.

46. Найдите однокоренные слова в тексте. Сколько их?

РАЗГОВОР О СНЕГЕ

... Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега... белы снеги, снегурка, снежень, снеговик... снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами...

У слов таится над нами волшебная сила... Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»... Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка... снежик, снежок, снежана...

Снег ты наш, снежище, снежик... снега во всю Россию.

(Б. Петров)

47. Прочитайте словарные статьи из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской.

Калач. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса -ачь от коло – «колесо». Современное произношение и написание с –а- появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме. Название хлеба дано по внешнему признаку (хлеб круглой формы).

Ошеломить. Собственно русское. Образовано суффиксально-префиксальным способом от шелом – «шлем». Первоначально – «сбить шлем».

Какой корень у словкалач иошеломить в современном русском языке? Почему?

48. Прочитайте отрывок.Составьте толкования названий грибов так, чтобы в них были употреблены однокоренныеслова.

Вдруг зашелестел ветер, донес с дальнего конца тропинки голос шампиньона:

— Братцы-грибы, я вам не загадку загадаю, просто сам понять не могу, почему я шам-пинь-он?

То ли грибы не расслышали, то ли разгадки ни у кого не нашлось, а только ответа шампиньон так и не дождался.

Тут маслята голос подали:

— А наше имечко как разгадать?

Стоят грибы, думают. А с березы – голос:

— Про маслят я, белка, скажу: правильное имя вам дали люди. Мы, белки, на долгую зиму себе запасы делаем – грибы на ветках сушим. Возьмешь белый гриб да наколешь его на сучочек, возьмешь опенок и засунешь его в развилочек. А масленок и не возьмешь – такой он скользкий. Если и донесешь, то все равно он из развилки выскочит: весь он, как маслом, вымазан. Имя у вас, маслят, лучше и не придумаешь.

Выпятил гордец-подосиновик свою ножку толстую, задрал повыше свою шляпку красную, спрашивает:

— А попробуйте, грибы, догадаться, за что мне такое звонкое имя дали: под-о-си-но-вик? Ни за что не догадаетесь!

Грибы стоят, смеются.

— Эх ты, гриб-простота, из-под осинова листа! Да тебя по-другому-то и не назовешь. Хоть и говорил ты, что негоже вам, подосиновикам, шляпкой под всякие листья подлаживаться, а ведь шляпка-то у тебя как есть под осенний осиновый лист разукрашена! Да и растете-то вы всегда по соседству с осинами!

(А. Васильева)

49. Прочитайте отрывок из книги Ю.В. Откупщикова «К истокам слова» о народной этимологии.

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

Попробуйте догадаться, что означают детские слова:тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

50. Нарушают ли нормы современного русского литературного языка детские слова колесята, люденок, ползуг, лодица, тормозило?

51. Прочитайте текст. В чем ошибка юного «словотворца»?

Под окном у нас видит кормушка, у которой целый день крутятся зелено-грудые синички. К нам приехал погостить пятилетний племянник. Чтобы он не скучал, я предложил ему понаблюдать, как кормятся синички. Минут через десять я спросил:

— Ну, много синичек?

— Синичек нету. Только одни зеленички.

52. О каком способесловообразования говорится в миниатюре?

НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Пришла Работа к Человеку и говорит: «Есть у меня сынок, способный, дельный парнишка. Не хотелось бы, чтобы он, как мать, остался неодушевленным. Так вот, я и подумала, не возьмешь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в Существительные выйдет, а там, глядишь, воодушевится.

— А как зовут сынка-то?

— Рабочий.

— Ну что ж, имя подходящее. Пусть выходит завтра на работу.

И вот появился в тексте рядом со словом Человек его ученик – Рабочий. Рабочий человек. Очень хорошее сочетание.

— Ты следи за мной, – говорит Человек ученику. – Во всем со мной согласуйся... Пока ты прилагательное, это необходимо.

Старается ученик, согласуется, а Человек его поучает: «Существительным, брат, стать не просто. В особенности одушевленным. Здесь не только род, число, падеж усвоить нужно. Главное – значение. Вот знаешь ты, что значит – Человек?»

— Откуда мне знать? – вздыхает ученик. – Я ж еще не учился.

Но со временем он разобрался во всем. Верно говорила Работа, что у нее способный, дельный сынок.

Увидев, что ученик усвоил его науку, Человек сказал ему:

— Ну вот и стал ты одушевленным существительным, как говорят, вышел в люди. Теперь можешь работать самостоятельно: каждому будет ясно твое значение.

Так вот появилось в тексте новое Существительное. Рабочий...

Это не просто мужской род, единственное число, именительный падеж. Тут, как говорил Человек, значение – самое главное.

(Ф. Кривин)

53. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога XIX в. В.Н. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»?

54. Прочитайте письмо С.Я. Маршака ученику Коле Бирюкову. В каком значении использует автор словограмматика?

Милый Коля Бирюков! Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать причастия. Ведь русский язык ты и без того знаешь.

Я тоже люблю читать книги и тоже немного сочиняю. Но должен сказать, что знание склонений, спряжений, причастий и даже деепричастий, то есть знание грамматики, не раз оказывало мне услугу.

Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. Он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые научили его говорить, сами владеют хорошей русской речью.

Но такого человека легко сбить с толку. Он может незаметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил русского языка и не знает, что правильно и что неправильно.

Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать самые грубые ошибки. Это, я думаю, ясно и без доказательства.

Не знаю, удалось ли мне убедить тебя в том, что грамматику изучать необходимо и полезно. Если ты останешься при своем мнении, напиши мне – и мы еще поспорим.

55. Прочитайте отрывок из комедии Д. Фонвизина. В каком значении употребляется здесь словограмматика?

Правдин [взяв книгу]. ... Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

56. Как понимает термин грамматика поэт А. Вознесенский?

СЛОВО О ГРАММАТИКЕ

Небольшой эпизод, о котором мне хочется рассказать, произошел в дни фестиваля. Ко мне подошла девушка и на весьма ломаном русском языке начала произносить отдельные слова. Смысл слов мне был ясен, но что хотела узнать девушка, я никак не мог понять. Пришлось прибегнуть к помощи разговорника. Девушка ткнула пальцем, и я прочитал: «Как пройти в музей изобразительных искусств?»

Разговора у меня с иностранкой не получилось лишь оттого, что она заучила отдельные слова, а грамматики не знала. Вышло примерно то, как если бы вам дали несколько слов, положим: чей, бежать, улица, по, собака, то, – и спросили: «Что я хотел сказать?»

Одни из вас, наверное, просто пожали бы плечами, а другие не растерялись бы и поставили слова в определенную связь, и у них получилась бы примерно вот такая фраза: «По улице бежала чья-то собака».

И если бы кто-либо спросил бы у этих ребят: «Кто помог вам это сделать?» – «Никто! – не задумываясь, ответили бы они. Сами!»

Не «сами», а грамматика помогла! Та самая грамматика, которую они изучают в школе, которой мы пользуемся, не замечая того, ежедневно, ежечасно.

Грамматика – это огромная работа человеческой мысли, и относиться к ней нужно с большим уважением, как, к примеру, относился Александр Сергеевич Пушкин.

«Вот уже 16 лет, – писал он,— как я печатаю, и критики отметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо). Я всегда был им искренне благодарен и всегда исправлял замеченное место».

Достойный пример для всех, кому дорог наш могучий русский язык!

57. Какой частью речи является слово смел в предложениях: «Как он смел!» и «Как он смел?».

Наши рекомендации