Социологическая концепция М. Вебера (1864-1920)

Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям. По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости. Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия. Придерживаясь номиналистической точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования.

М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;

3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;

4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда. Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному. М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

Марксистская социология

Карл Маркс (1818 – 1883 гг.).

Постулаты марксистской социологии:

1. Общество – это система, в функционировании и жизнедеятельности которой решающую роль играют материальное производство и экономические отношения. Социологи определяют это как экономический детерминизм;

2. Общественное развитие – это естественноисторический процесс, законы которого не зависят от сознания и воли людей;

3. ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации, каждая из которых отличается системным взаимодействием базиса и надстройки. К. Маркс выделял следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая / коммунистическая.

4. капитализм как общественно-экономическая формация, будучи прогрессивным по отношению к предшествующим формациям, неуклонно идет к своей гибели вследствие нарастающего конфликта между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения, между трудом и капиталом;

5. основными социальными противоречиями (антагонизмами) являются классовые противоречия. Борьба классов по поводу собственности, власти, социальных благ и свободы является осевой линией исторического процесса со времен рабовладения. Особый размах и смысл она приобретает при капитализме и в конечном итоге ведет к гибели этой общественно-экономической формации и переходу через социалистическую революцию к социализму, первой фазе коммунистической формации, к обществу без классов, без эксплуатации человека человеком, к обществу гармонии, где свобода каждого станет условием свободы всех.

Под воздействием марксовой теории социология повернулась к анализу социальных отношений и их систем. Предмет социологии стал всё более и более смещаться к изучению социальных проблем общественного развития. В социологической концепции К. Маркса переплелись методология системного анализа, реализм в анализе исторических процессов, социальный утопизм. Марксист-е поним-е сущ-ти чел-ка и чел-го общ-ва возн-ло в рамках целост-го марксист-го миропоним-я, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм предст-т собой совокуп-ть теорий, относящ-ся ко многим областям объектив-й действит-ти. Это, в част-ти, философ-е, соц-е, экономич-е и др учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и предст-т собой единое целое.

К. Маркс – видный политич-й деятель, философ, соц теоретик и экономист. Самой извест-й особен-ю идей Маркса явл-ся предст-е о связи м/у соц и экономич жизнью общва. Экономика (базис) включ-т 3 обязат-х эл-та:

1)сред-ва произв-ва (орудия и материалы);

2)работника;

3)того, кто присв-т продукт произв-ва. Данные эл-ты присут-т во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотн-и;

4)работник может владеть или нет сред-ми произв-ва (отнош-я владения);

5)присвоение продукта произв-ва может опред-ся тем, что неработ-щий класс имеет собств-ть или на сред-ва произв-ва, или на труд, или на то и другое одноврем-но (отнош-я собств-ти).

Основой класс-й теории Маркса стало разгранич-е работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разгранич-е, он описывал производ-е отнош-я. Производ-е отнош-я отраж-т сущест-е разделение труда опред-ся уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопост-и 2 классов. Но это не значит, что стр-ра общ-ва двоичная, часто стр-ра реал-го общ-ва включ-т в себя классы, явл-ся рудиментами ранее сущест-х форм общ-ва.

Надстройка – это соц формы, кот детерминир-ся базисом. К ним Маркс относил семью, гос-во, идеологию. Утвержд-ся, что у Маркса вся соц жизнь детерминирована экономич-ми процессами. В действит-ти соотн-е м/у экономикой и общ-вом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он счит, что такие соц институты, как семья и гос-во, не то-ко относит-но независимы от экономики, но могут оказ-ть на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значит-й мере зависит от экономич интересов господ-го соц класса.

Маркс первым придал соц-й смысл понятию «отчуждение», под кот он понимал отчужден-ть труда и его продукта от чел-ка, кот выполняет свою работу по внешнему принужд-ю. Понятие «отчуждение» для Маркса имело 2 стороны:

1)это струк-я часть капиталистич-го общ-ва;

2)это психологич-е сост-е, кот переживает производ-й класс в усл-х капиталистич произв-ва.

К. Маркс разработал концепцию соц изменения, по кот двигателем истории явл-ся класс-я борьба. Это означает, что трансформации экономич стр-ры сами по себе не способны вызывать соц изменения: для этого необходимо активное вмешател-во людей, точнее, угнетен-го класса.

7Основные направ-я развития соц-гии в 19веке — нач20 века: национальные школы и традиции.

В формир-и соц-гии сущ-т 2 направ-я:

а) европейс шк - рассматр-я общ-во как соц систему (Конт, Спенсер)

б) америк шк, где соц-гия рассмат-ся как поведенч-я наука (Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер). Там, где нет связей, нет взаимодейс-й, там нет и общ-ва. Есть 2 уровня связей: на микроуровне это личност-е связи м/у людьми, на макроуровне -соц институты, соц системы. Причем макроуровень не редуцир-ся на микроуровень, а законы микроуровня нельзя перенести на макроуровень.

Соц знание имеет циклич-й характер развития. В этой циклич-й модели различ-х шк черед-ся, сменяя одна другую, оказываясь в то или иное время в центре внимания. Отрицается идея уневерс-й соц теории

Многообразие сменяю-х друг друга шк в соц-гии можно свести к 2м направ-м:

1) различным формам натурализма, в кот недооценив-ся
многообразная историч обуслов-ть жизни общ-ва;

2) субъективизму, различ системы кот пытаются преодолеть
отчужд-е чел-ка и общ-ва.

Натуралистич направл-е Его возник-е связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отнош-е к познанию, для кот харак-но: отказ от метафизики и стремление принимать во внимание то-ко выводы, основ-е на фактах; отказ от суждений, противореч-х друг другу; науч достовер-ть как результат возмож-ти всесторонней верификации наблюдаемых фактов.

Сам позитивизм возник на осн натурализма. Сер 19в - это время расцвета позитивистско-натуралистич-го мировоззр-я, под влиянием кот тогда и формир-сь соц-гия. ее идейный эпицентр -эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюционисты того времени счит, что история природы и история челов-ва имеют общ законы развития, а естеств-е и обществ-е науки - единый метод, что соц эволюция есть продолж-е эволюции биологич-й.

Подобно законом-м роста организмов, сущ-т органич-й закон развития обществ-х институтов, кот- опреде-т регуляр-й и постеп-й характер их изменений, одинак-й во всем мире. Поэтому достаточно открыть этот закон - и будет найден путь управления общ-вом. Общ-во - организм, кот предст-ет собой не сумму отдел-х индивидов, клеток, а надиндивидуальную целост-ть. Общ-во возн-т на опред-й стадии эволюции, когда единые законы эволюции переходят от создания индивид-х организмов к созданию «сверхорганизмов», т.е. сообщества людей и животных. Яркими представ-ми эволюционизма были О. Конт и Г. Спенсер.

Г. Спенсер как родоначальник "органицистской школы" в соц-гии, пропагандист идей универс-й эволюции. Он полагал, что "невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии". Основываясь на этой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм, т. е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму.

Данная аналогия позволила Г. Спенсору выделить внутри общ-ва 3 различ-е подсистемы: 1. поддерживающую, 2. обеспеч-щую произв-во источников питания (экономика), 3. распределит-ю, определяющую взаимосвязь м/у отдельными частями общ-ва и основанную на разделении труда, и регулир-ю, обеспеч-ю подчинение отдельных частей целому (госуд-я власть).

Г. Спенсер выделил 6 типов соц институтов: родства, образования, полит-е, церк-е, професс-е и промыш-е. Он впервые ввел в науч оборот термины: соц система, соц контроль, соц институт, стр-ра и ф-ция.

В рамках позитивист-о напр-я возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли обществ-ю жизнь через какой-то один фактор, который они считали главным в обществ-м развитии.

Расово-антропологическая школа Представители этого направления: Ис. А. де Гобино, Ж. Ляпуж, С. Аммон и др считали соц жизнь и культуру продуктом расово-антропологических факторов. Фактору расы отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции чел-ва.

Социал-дарвинизм В основании соц концепций этой школы положена теория биолог-й эволюции. Т.е. естест-й отбор и борьба за сущ-ние - глав факторы соц жизни. Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер исп-л дарвинизм для защиты принципов индивидуализма и конкуренции. Сторонники либеральных концепций А. Смолл, У. Бенджгот, Э. Ферри и другие разраб-ли так называемую эволюц-ю этику, кот пыталась объяснить полезность нравств-го поведения для единения и выживания людей. У 3-го напр-я социал-дарвинистов (Л.Гумплович и другие) биологизация соц явлений проявл-сь в подчеркивании ведущей роли конфликтов м/у людьми при удовлет-и ими потребностей в процессе стремления к господству.

Географическая школа Представители этого напр-я глав причиной соц изменений счит географ-ю среду. Т.е способ произв-ва, политич устройство, напр-я худож-го и науч творчества, религиозные представления - все это зависит от географ-й среды.

Выдающиеся социогерграфы К. Риттер и А. Гумбольдт выдвинули идею о взаимодействии природы и культуры, взаимозависимости всех элементов, формир-х конкретную географ-ю область

Психологическое направление К концу 19 - нач20 веков наступает кризис биолого-натуралистич концепций. Психологизм стан-ся общ тенденцией обосн-я науч знания. С позиций психологии начинают обосн-ся разнообразнее знания, что способствует усилению и психологич тенденции в соц-гии, в психологии появл-ся теории, кот требуют учета сложных соц факторов. и в соц-гии появл-ся необх-сть в изуч-и мотивационных механизмов чел-кой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологич напр-е в соц-гии.

Психологич соц-гия никогда с теорет-й т.зр не была единым целым. Объединяло это течение, - стремление сводить соц-е к психолог-му. В завис-ти от характера выдвигаемых проблем и объясн-х категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия.

Психологический эволюционизм Сторонники Л.Ф. Уорд, ФГидденс счит, что «соц силы - это те же психич силы,
дейст-е в коллективном сознании чел-ка». Первич-ми
соц силами явл-ся желания, связ-е с поддержанием жизни.
На их осн возн-т более сложные желания, с помощью кот и
происх-т поступат-е развитие общ-ва.-

Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.

«Психология народов»(М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает глав силой истории «народный дух», или «дух целого». Осн задача сторонников концепции - познать сущность народ-го духа, открыть законы духовной деят-ти народов.

Групповая психология К концу 19 века стало ясно, что предшест-е шк не дают ключ к пониманию соц явлений. Возникла попытка искать ответ в особен-х и психологии массового поведения.

Интерес соц-в к психологии масс не случаен. Наступал 20 век - век соц потрясений и катаклизмов, век коммунизма и фашизма. Основоположник эт напр-я Г. Лебон: европ-е общ-во вступает в новый период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Обществ-я жизнь все более опред-ся поведением толпы, кот по своим психологич характ-кам всегда представляет разрушит-ю силу.

Теория подражания (интеракционализм)Сторонники Г. Тард, П. Сигель и др полагали, что соц законы - это законы подражания. Чел-к как всякое соц сущ-во, склонен к подражанию. Подражания возн-т, когда появл-ся удачные открытия или изобретения, инновации, кот явл-ся продуктом индивид-го творчества. Круг этих подраж-й имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подраж-й и открытий ведет к возн-нию новых общес-х явлений. Отправной пункт всех общ-х изменений - обновл-я мысль, а закон всемирного повторения - осн закон общ-ой жизни.

Психоаналитическая ориентация К 20 веку психологич шк исчерпали себя, но в соц-гии утвердилась и надолго сохр-ся психоаналитич тенденция.

3Фрейд полагал, что чел-к и общ-во нах-ся в сост-и пост-го конфликта. т.к. динамика сознат-го и бессозн-го опр-т природу общ-ва, его функцион-е и конфликты. Борьба м/у этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общ-ми запретами - одна из осн идей соц теории психоанализа. Разумно обуздывать инстинкты и способ-ть развитию общ-ва может то-ко интеллек-я элита. Массы же руководс-ся темными, бессознат-ми влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита. Объед-т людей в чел-во мнению 3. принуд-е факторы, трудовые связи, «соц чувства», любовь в форме дружбы. Именно эти формы явл-ся осн соц отнош-й. Центр полож концепции - найти способ интеграции людей в общ-ю сист и примирить их с культурой через внутреннее освобож-е чел-ка. В общ-ве ничего нельзя изм-ть из-за неизмен-ти чел-й природы. Но видел возм-ть эволюции общ-ва через функц-е изменение чел-ка с пом психоаналитич теории и адекватной соц-ции, что поможет массам подняться до уровня элиты. На осн фрейдизма возн-ли: неофрейдизм и постфрейдизм.

Неофрейдизм Одним из основателей Э. Фромм, кот интерес-ла проблема взаимоотн-й чел-ка и общ-ва. счит первичные потенции чел-ка позитивными. Чел-к по своей природной сущ-ти хорош. Плохо общество. Формой связи м/у общ-м и психикой индивида явл-ся соц характер, являющ-я результатом фундамент-го опыта и образа жизни, общего для группы, класса, свойст-е больш-ву членов опред-й культуры.

Ф-ции соц хар-ра видел в след-м: нужно так форм-ть и напр-ть энергию члена общ-ва, чтобы поведение, требуемое от него его соц сист, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формир-е соц хар-ра происх-т, под воздействием соц-экономич стр-ры и природы чел-ка. Соцо-экономич стр-ра на кажд ступени развития самоотчужд-я чел-ка созд-т опред-й хар-р. выделял осн типы соц-го хар-ра: капиталист-й, эксплуатат-й, рецептивный (пассивный), рыноч-й. Соц-е - негатив элемент, подавляющим созидат-е потенции чел-ка. Надо создать новый тип общ-ва - коммунитарный социализм.

8. Соц мысль в России в 19веке и перв пол 20 века.

Соц мысль в России до 1917 г. разв-сь как сост часть общемировой. с 1917-до конца 50-х. гг 20 в.- харак-ся проведением преимущ-но теоретич исследований;

Соц-гия проникла в Россию с Запада, русс соц мысль быстро стала принимать собст-е оригин-е формы и разв-ся самост-но. Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии. С конца 1860-х годов большая группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайловский, А. Стронин) настойчиво стремится подчеркнуть самостоятельный характер новой науки.

Становлению социологии особенно помогли реформы 1861 года, когда запреты на изучение многих общественных проблем, существовавшие для исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты.

Появление социологии на русской культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с изобретением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны.

Идеология большей части первых русских социологов – мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали открыто исходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку капитализму» (П. Струве и др.). Между разными национальными вариантами социологии было много общего.Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурныхстандартов.

Главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» В этом ее подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX в. жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличением звучат слова Г. В. Плеханова: «У художника Горького и у покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый социолог».

Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины – особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Направления социологической мысли в России

Социогеографическое направление Л. И. Мечников и А. П. Щапова Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти, А. И. Стронин, , Я. А. Новиков. Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическомунаправлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский , Б. Н. Чичерин. Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.

Марксистская школа в социологии представлена, А. А. Богдановым, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, отчасти – П. Б. Струве, Н. А. Бердяевым

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями кот считаются П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, И. И. Кареев. Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», кот обосновывала возможность изменить общ-е развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность. Идеал Михайловского – развитая личность. Михайловский также разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию.

Практически все русские социологи XIX – начала XX века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных объектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.

9. Основные напрвления западноевропейской и амариканской социологии в 20 веке.

Эмпиризм Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования. Эмпирич школы складываются в 1920—1960-е гг. Среди них в первую очередь выделяется Чикагская школа (Ф. Знанецкий, Р. Парк), в рамках которой сложился подход, называемый символическим интеракционизмом.

Ф.Знанецкий выдвинул требование учета социологом «человеческого коэффициента» – требование принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ситуации, а также рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей. Знанецкий впервые применил эмпирический метод личных документов (биографический метод).

10Р. Парк ) полагал, что социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма. По Парку, общество имеет помимо социального (культурного) уровня биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция. Общество есть «контроль» и «согласие», а социальное изменение связано с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания, «человеческой природы» в целом.

Наши рекомендации