Потребность в экономистах падает

Мотивы получения высшего экономического образования ясны: быстрый рост сектора фи­нансовых услуг (банки, биржи, инвестиционные и пенсионные фонды, брокерские организации и т.п.); появление огромного числа мелких част­ных предприятий, руководителям и бухгалтерам которых не хватает элементарных экономичес­ких знаний; более высокие и стабильные дохо­ды создали чрезвычайно притягательный образ экономической деятельности. Сегодня первоначальное накопление кадров в бизнесе завершено, потребность в экономистах уменьшилась. Августовский кризис 1998 г. выб­росил на улицу много специалистов, подавляю­щее большинство их было из той самой финан­совой сферы, где еще недавно их требовалось так много. Естественно, это нанесло удар по пре­стижу профессии. В условиях подъема экономи­ки усилится потребность в кадрах других интел­лектуальных профессий, возрастут их доходы. Флер исключительности экономистов заметно поблекнет. Бытие опять определит сознание. Не секрет, что все негосударственные и почти все государственные вузы готовят экономистов.

Многие делают это весьма качественно, насыщая рынок высококвалифицированными специалис­тами. Однако деятельность других не выдержи­вает никакой критики. В результате рынок в пос­ледние годы был не столько насыщен, сколько испорчен. Деятельность всей совокупности эко­номических вузов и факультетов привела к по­тенциальному сужению рынка образования.

Потребность в экономистах падает - student2.ru

Спрос на различные специальности из «экономичес­кого набора» меняется довольно быстро. Это хоро­шо видно на примере второго высшего экономичес­кого образования. За последние 4 года примерно в 2 раза понизился спрос на такие специальности, как бухучет и аудит, мировая экономика, на эко­номику предприятия он все это время остается не­изменным, а на финансы и кредит — растет. Сокращено и адаптировано по источнику: Бой­ко И.П. Вступая в седьмое десятилетие // http:/ /www.spbumag.nw.ru/2000/23/1 .html

24 Информация на веб-сайте: http://www-koi8.socio.msu.ru/about/about-right-hist.html

25 Официальная информация АСА: http://www.asanet.org/student/career/preface.html

вает перед молодым человеком широкие перспективы. Он может трудиться в правоохранительных органах, здравоохранении, бизнесе, органах социального обеспечения и правительственных учреждениях. Бакалавр может продолжить обучение, чтобы в будущем стать профессором, исследователем или приклад­ным специалистом. Социология, согласно нынешним представлениям амери­канцев относится преимущественно к свободным искусствам, а потому выпуск­ник не только свободен в выборе приложения своих сил, но он никогда не бу­дет наемным работником у конвейера или за прилавком, где надо трудится по определенному распорядку, жесткому графику, выполняя чьи-то инструкции и не имея возможности для творческого самовыражения. Нет, социолог нахо­дится ближе к юристу или врачу, которые вольны иметь собственную практи­ку, получать гонорар пропорционально квалификации и научному званию, иметь свободный распорядок дня. Социолог сам определяет, что и как ему де­лать, чтобы заработать приличные деньги.

Социологического образования вполне хватает для того, чтобы со време­нем стать известным журналистом, политическим деятелем, бизнесменом, специалистом в сфере маркетинга или public relations, наконец, админист­ратором высокого класса. Многие абитуриенты потому и выбирают социо­логический факультет, что он дает основательную и универсальную базу по всем наукам, которые позволят затем сделать карьеру в юриспруденции, образовании, медицине, социальной работе и консультировании.

Получение степени магистра или доктора прибавит выпускнику знаний, квалификации, оклада и шансов на рынке труда. Но одновременно они су­зят горизонт возможностей перкочевать в другую отрасль. Углубление ква­лификации одновременно означает углубление специализации. С каждой следующей степенью убавляется универсализм, хотя и расширяются другие виды приложения труда. Социолог получает титул профессионального со­циолога, а вне академической сферы он уже не ценится. Иначе говоря, имея его, вы не можете считаться профессиональным юристом или психологом.

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: самые широкие возможности трудоустройства дают простые курсы общей социологии, сред­ние — степень бакалавра (три года обучения на социологическом факульте­те), узкие — степень магистра, а степень доктора и вовсе оставляет узкую щель на рынке труда, куда не каждый может протиснуться. Но с каждой следую­щей ступенькой возрастают гонорары, квалификация, публикации и обще­ственное признание.

Со степенью магистра (МА) или доктора (PhD) вы можете устроиться учителем в школу, преподавателем в колледж или даже университет, подра-батовать репетиром, заниматься научными исследованиями или публиковать свои труды, благо, что в США, как утверждает статистика, социологические курсы читаются в 3000 колледжей.

Наиболее развитые и активные индивидуумы вполне могут пойти рабо­тать в частную корпорацию, некоммерческую организацию или правитель­ственные органы в качестве директора центра исследований, аналитика по маркетингу или социальной политике, консультанта, менеджера в отдел управления персоналом или программного менеджера.

Практикующий социолог с высокой научной степенью может называть­ся исследователь-аналитик, специалист по выборочным опросам, геронто­лог, статистик, городской дизайнер, криминолог или демограф. Получив

дополнительную подготовку, социолог со степенью МА и PhD может стать финансовым консультантом, социальным терапевтом, программным дирек­тором в сфере социального обеспечения.

Сегодня в США социологи берутся буквально за тысячу дел, пробуют свои силы в самых разных, часто весьма неожиданных, сферах. Быстро переклю­чаться из одной отрасли в другую им позволяет междисциплинарный харак­тер социологического образования. Тем не менее, для тысяч и тысяч выпуск­ников социологических факультетов главным поприщем остаются две тра­диционные сферы — преподавание и исследование.

КУДА И КАК УСТРОИТЬСЯ СОЦИОЛОГУ-ПРИКЛАДНИКУ (ВУЗОВСКИЙ «КРУГЛЫЙ СТОЛ»)

«Круглый стол» проходил в Институте социологии ГУГН 13 мая 2002 г. Среди 30 участников заседания были: проф. А.И. Кравченко; аспирантка МГУ П. Малышева; старшекурсники Института социологии ГУГН Ю. Гри­шина, Е. Загорулько, А. Власенко, Т. Резникова; студенты первого курса Института социологии ГУГН (набора 2001 г.)26.

Кравченко А.И.: Сегодня мы рассмотрим проблемы трудоустройства со­циологов-выпускников, трудности, с которыми им приходится сталкивать­ся, нанимаясь в опросные фирмы, качества получаемых в вузе знаний, не­обходимых для проведения эмпирического исследования, состояние и про­блемы развития прикладной социологии в современной России.

По статистике факультета социологии МГУ, уже на 3-4 курсе 2/3 соци­ологов не собираются трудиться по специальности. Устрашающая цифра? Однако и в Англии и Америке также 2/3 социологов не работают по специ­альности. Выполняют самую разную работу — и психологическую и эконо­мическую. Но когда они попадают на позиции менеджеров, то оказывает­ся, что они лучше справляются с такой работой, чем психологи или эконо­мисты.

Сейчас любой работодатель на Западе предпочитает брать на работу не узкого специалиста, а человека, обладающего широким набором знаний по социальным наукам — это и социология, и психология, и антропология, и экономика. Вот о том, как социологу сегодня не попасть в вакуум, как быть востребованным работодателем — мы и поговорим.

Гришина Ю.:Я хочу обратиться к первокурсникам: чем раньше вы начне­те, тем лучше будет для вашей карьеры. Прием на работу начинается в ос­новном с 18 лет. Вот как стукнет — так и бегите, ищите. Но поскольку вы еще учитесь, то необходимо искать заработок с неполной, временной занятостью. Если вы хотите получить опыт для своей будущей профессии социолога, то есть смысл начинать с самых низших должностей, которые не требуют осо­бых навыков, но в будущем обязательно пригодятся. Сейчас на рынке труда такого рода работу предоставляют в основном маркетинговые фирмы, они

26 Материалы подготовила Т.П. Резникова.

используют социологические методики. Профессии, открытые студентам, — это интервьюер, кодировщик, оператор ввода данных, рекрутер (осуществ­ляет подбор респондентов). Наиболее оплачиваемая работа — рекрутера. По заданным критериям он ищет необходимых для опроса людей (в основном для фокус-групп). Пример: домохозяйка с двумя детьми, с таким-то дохо­дом, возраста 30-35, покупающая масло такое-то и только в супермаркетах.

Кравченко А.И.: Где Вы их ищите, пристаете на улице?

Гришина Ю.: И так тоже. Надо сказать, что главное, чему должен научить­ся социолог-практик, это уметь приставать к любому человеку. Ведь очень ча­сто людей приходится искать моментально — буквально за сутки. Если учесть, что далеко не все ваши контакты с людьми и уговоры поучаствовать в иссле­довании завершаются успехом, то времени может не хватить. С опытом у вас появится некий фонд контактов, знакомых, потенциальных респондентов. Вы должны не просто поговорить с человеком, а на всякий случай записать его координаты, имея в виду если не текущее, то будущее исследование. Но учти­те: один человек не может попасть на опрос к одной и той же фирме больше двух раз. К тому же оплачивается не приглашение, а факт участия конкретно пришедшего человека. Вот почему вам нужен прочный запас данных.

Кравченко А.И.: А что делает рекрутер, который пригласил этих людей? Он сам их опрашивает?

Врезка

Наши рекомендации