Тема 4. виды исследований в социальной работе

Лекция

1. Классификация видов исследований в социальной работе:

· монографическое и сравнительное;

· описательное и аналитическое;

· полевое и лабораторное;

· разведывательное (пробное, зондажное, пилотажное, пилотное);

· разовое (точечное)/первичное и повторное;

· панельное;

· лонгитюдное;

· мониторинг;

· экспресс-опрос;

· «exit-poll».

Литература:

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2001. 496 с. (Гл. 2. Особенности и виды прикладных социологических исследований. С. 19-31.)

2. Виды социологического исследования // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 12-14, 16.

3. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Ноэль: Пер. с нем. / Общ. ред., вступ. и закл. ст. Н.С. Мансурова. М.: АВА-ЭСТРА, 1993. 272 с. (Стандартизация требует интенсивного пробного опроса. С. 44-45.)

Дополнительная литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с. С. 78-86.

2. Карбонье Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. М.: Прогресс, 1986. 352 с. (Монографическое исследование. С. 241-244.)

3. Методы и технологии мониторинга социальной сферы региона. М.: МГСУ, 1998. 140 с.

4. Чурилов Н.Н. Первый «exit-poll» в Украине / Н.Н. Чурилов, С.В. Потоцкая // Социол. исслед. 1999. № 10.

5. Этапы и виды прикладного социологического исследования // Социология / Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, А.Н. Данилова и др. Минск: ТетраСистемс, 1998.

Семинар

тема 4. виды исследований в социальной работе - student2.ru Практическое задание: œ или

Предложить на каждый вид исследования конкретную социальную проблему, четко аргументировать выбор вида исследования для каждой проблемы.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЙ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Лекция

1. Классификация методов социальных исследований: количественные и качественные, их отличительные особенности.

2. Количественные методы социальных исследований: опрос (анкетирование, интервьюирование; населения, экспертов; очный, заочный), их общая характеристика.

3. Качественные методы социальных исследований: наблюдение, анализ документов, биографический метод, эксперимент, углубленное интервьюирование, фокус-группа; их общая характеристика.

Литература:

1. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии / Т.С. Баранова // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6.

2. Дебюс М. Характеристика качественного исследования / М. Дебюс // Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа: Пер. с англ. Барнаул, 1995. 85 с. С. 4-13.

3. Дебюс М. Основные качественные методы: индивидуальное глубинное интервью и фокус-группа / М. Дебюс // Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа: Пер. с англ. Барнаул, 1995. 85 с. С. 13-19.

4. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие / Ю.С. Колесников. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с. (Проблема взаимодействия количественных и качественных методов. С. 143-150.)

5. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы: По материалам «круглого стола» / О.М. Маслова // Социология 4М. 1995. № 5-6.

6. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии / О.Т. Мельникова. М.: Издат. центр «Академия», 2003. С. 17-18, 27-32, 241-244.

7. Татарова Г.Г. Основание для выбора методов сбора и анализа информации в социологическом исследовании / Г.Г. Татарова // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1993-1994. № 3-4. С. 23-33.

8. Шикун А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие / А.И. Шикун. Минск: Амалфея, 2000. 208 с. С. 64-65.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с. С. 193-194, 387-406.

Дополнительная литература:

1. Батыгин Г.С. Миф о качественной социологии / Г.С. Батыгин, И.Ф. Девятко // Социол. журн. 1994. № 2. С. 28-42.

2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью / С.А. Белановский. М.: Наука, 1993. 352 с. С. 10, 21-45.

3. Бочарова О. Качественные методы и позиционирование нового продукта / О. Бочарова // Практический маркетинг. 1997. № 1.

4. Войскунский А.Е. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования / А.Е. Войскунский, С.В. Скрипкин // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2001. № 2.

5. Голубков Е.П. Методы сбора маркетинговых данных / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 6.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с. (Методы социологического исследования: общий обзор. С. 12-15.)

7. Карбонье Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. М.: Прогресс, 1986. 352 с. С. 241-248.

8. Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач / О.Т. Мельникова // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, О.В. Соловьевой. М., 1994.

9. Опрос в прогнозном социальном проектировании // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. 304 с. С. 98-115.

10. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях / В.И. Паниотто. Киев: Наук. думка, 1982.

11. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. М.: Добросвет, 1998. 288 с.

12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. Самара, 1995. С. 238-255.

13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с. С. 406-449.

14. Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов / В.Б. Якубович // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1991. № 1. С. 14-31.

Семинар

тема 4. виды исследований в социальной работе - student2.ru Практическое задание:œ или

Для исследования в области социальной работы (тема выбрана вами на семинаре по теме № 3) в соответствии с его объектом, предметом, целью, задачами и гипотезой подобрать все возможные методы сбора информации. Подробно описать, что именно и каким методом будет исследоваться.

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Лекция

1. Разновидности социологического опроса: анкетирование, интервьюирование, углубленное интервьюирование, фокусированное интервьюирование, нарративное интервью. Специфика их применения.

2. Организационные формы проведения опроса: по месту работы (в частности, экспертный), по месту жительства (населения), по месту учебы (отдельные слои населения), на улице, в магазине и т.п. Опросы массовые (населения) и специализированные (экспертов) – в зависимости от источника информации.

3. Виды анкетирования. По объему – сплошное и выборочное анкетирование. По способу общения – личное и заочное анкетирование. По способу распространения анкет – прессовое, почтовое (в том числе по электронной почте), раздаточное; анкетирование на сайтах. По процедуре проведения – групповое и индивидуальное анкетирование. Достоинства и недостатки разных видов анкетирования. Применение анкетирования в социальной работе.

4. Интервьюирование по телефону: специфика организации и технического оснащения в зарубежных странах. Достоинства и недостатки данного вида интервьюирования.

Литература:

1. Анкетирование // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 40-46.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2001. 496 с. (Гл. 23. Опрос как метод сбора первичной социологической информации. С. 361-363, 371-380.)

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с. С. 76-78.

4. Иванов М.А. Беседа как метод исследования / М.А. Иванов // Социол. исслед. 1989. № 4.

5. Интервью // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 50-54.

6. Метод опроса // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 39-40.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1992.

8. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Ноэль: Пер. с нем. / Общ. ред., вступ. и закл. ст. Н.С. Мансурова. М.: АВА-ЭСТРА, 1993. 272 с. (Демоскопическое интервью. С. 35, 46-52.)

9. Почтовый опрос // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 28-31.

10. Шикун А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие / А.И. Шикун. Минск: Амалфея, 2000. 208 с. С. 73-110.

11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. Самара, 1995. С. 142-185.

12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с. С. 228-294.

Дополнительная литература:

1. Андреенков В.Г. Методы сбора и анализа данных / В.Г. Андреенков // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. 11.

2. Андреенков В.Г. Телефонные опросы населения: Метод. рекомендации по проведению выборочных массовых опросов / В.Г. Андреенков, Г.Н. Сотникова. М.: ИСИ АН СССР, 1985. 58 с.

3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью / С.А. Белановский. М.: Наука, 1993. 352 с. С. 82-96.

4. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью / Н.В. Веселкова // Социол. журн. 1994. № 3.

5. Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: социолог – интервьюер – респондент / О.А. Воронкова // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1996. № 7.

6. Исупова О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса / О.Г. Исупова // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1996. № 7.

7. Маслова О. М. Исторический очерк становления метода опроса / О.М. Маслова // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. М., 1990.

8. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование: Учеб. пособие / С.С. Новикова. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 101 с.

9. О технологии экспертных опросов // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. 304 с. С. 107-115.

10. Технология опроса населения // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. 304 с. С. 100-107.

11. Филиппов Т.В. Интернет-технологии в социологическом исследовании / Т.В. Филиппов // Информационное общество. 2000. № 2. С. 13-16.

12. Филиппов Т.В. Социология и Интернет / Т.В. Филиппов // Социол. исслед. 2000. № 5. С. 131-137.

13. Черепанов В.А. Опрос как метод сбора первичной социальной информации / В.А. Черепанов // Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983.

14. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990.

15. Яковенко Ю.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании / Ю.И. Яковенко, В.И. Паниотто. Киев, 1988.

Семинар

Теоретические вопросы для обсуждения:

1. Достоинства и недостатки разных видов анкетирования.

2. Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования.

3. Достоинства и недостатки интервьюирования по телефону.

4. Достоинства и недостатки телевизионных и сайтовых опросов.

Наши рекомендации