Статистические основы социологической науки.... 591
ЧТО ТАКОЕ СТАТИСТИКА................................................................................ 591
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ........................................................... 597
РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА................................... 606
ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ............................................................................... 608
НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЛИ ЗАКОН ГАУССА................................ 613
ЗАКОН, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИЯ...................................................... 620
2. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ВЫБОРКИ..................................................... 631
ЗАЧЕМ НУЖНА ВЫБОРКА............................................................................... 631
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ВЫБОРОЧНОГО МЕТОДА..................... 634
ТИПЫ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ........................................................................... 639
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ.................................................................................. 641
МЕТОДЫ ВЕРОЯТНОСТНОЙ (СЛУЧАЙНОЙ) ВЫБОРКИ................................... 644
Простая случайная выборка............................................................................. 644
Систематическая выборка................................................................................ 646
Районированная и стратифицированная выборки............................................. 648
Гнездовая (кластерная] выборка...................................................................... 651
МЕТОДЫ НЕВЕРОЯТНОСТНОЙ (НЕСЛУЧАЙНОЙ) ВЫБОРКИ........................... 652
Квотная выборка.............................................................................................. 655
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ВЫБОРКА.................................................................... 658
ДОСТУП К СПИСКАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ................................... 660
ИДЕАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ СОВОКУПНОСТИ................................................. 664
РАСЧЕТ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ........................................................................... 668
ОШИБКА ВЫБОРКИ......................................................................................... 674
КОНТРОЛЬ И РЕМОНТ ВЫБОРКИ.................................................................... 680
ПАСПОРТИЧКА ВЫБОРКИ............................................................................... 683
Примеры паспортички выборки........................................................................ 685
3. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА..................................................................... 690
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТАТИСТИКИ.................................................................................................... 691
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ...................... 692
МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА.................................. 697
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ....................................... 705
ИСТОРИЯ ВОПРОСА....................................................................................... 705
УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ.......................................... 710
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.......................................................................... 713
5. ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ........................................................................... 718
ЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕПИСИ.................................. 718
ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА.................................... 725
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕРЕПИСЕЙ...................................................... 732
Практика учета населения в дореволюционной России.................................... 732
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСЕЙ В СССР..................................................... 739
Перепись-2002.................................................................................................. 747
Дополнительное чтение................................................................................ 754
Н.Н. Чурилов. Источники систематических ошибок.......................................... 754
РАЗДЕЛ V НАУЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ
СОЦИОЛОГИИ................................................................................................. 7Б1
ИНСТИТУТ ГЭЛЛАПА......................................................................................... 761
HARRIS POLLS.................................................................................................. 764
ИНСТИТУТ ДЕМОСКОПИИ................................................................................. 766
ВЦИОМ............................................................................................................. 769
ESOMAR........................................................................................................... 773
NORC................................................................................................................ 774
NATCEN............................................................................................................ 775
ИНИОН РАН...................................................................................................... 776
GfK GROUP....................................................................................................... 778
QUANTUM......................................................................................................... 782
КОНСАЛТИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................ 786
АРХИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ........................................................... 791
ЭЛЕКТРОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ.................................................................... 791
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АРХИВЫ........................................................................... 794
ЗАРУБЕЖНЫЕ АРХИВЫ................................................................................. 798
МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
КОНСОРЦИУМЫ.............................................................................................. 803
АРХИВ ИСТОРИИ ТРУДА В РОССИИ............................................................... 807
РЫНОК СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ........................................................ 810
ПРИРОДА РЫНКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ............................................. 811
ИСТОРИЯ И ДИНАМИКА РЫНКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ....................... 814
СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
УСЛУГ.............................................................................................................. 819
Отличительные черты....................................................................................... 819
Количество центров......................................................................................... 821
Структура рынка............................................................................................... 822
Предметная специализация............................................................................... 823
Лидеры и аутсайдеры....................................................................................... 824
Членство в профессиональных ассоциациях.................................................... 825
Заказчики и рекламации.................................................................................... 826
Виды исследований.......................................................................................... 827
Методы исследования...................................................................................... 830
Стоимость исследований.................................................................................. 831
Трудности и проблемы..................................................................................... 832
Перспективы развития....................................................................................... 836
РЫНОК МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ............................. 839
ГДЕ, КЕМ И КАК РАБОТАЮТ СОЦИОЛОГИ .............................................. 841
СОДЕРЖАНИЕ, ХАРАКТЕР И СФЕРА ТРУДА СОЦИОЛОГОВ.......................... 841
ЧТО ОЖИДАЕТ СОЦИОЛОГА-ВЫПУСКНИКА.................................................... 852