У анкетного вопроса три функции — индикатор­ная, коммуникативная и инструментальная[147]. 1 страница

Индикаторная функциясостоит в том, что во­прос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой. Обеспечение индикаторной функции связано с обоснованием формулировки во­проса относительно измеряемой характеристики (ин- диката). Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называетсяобоснованностью вопроса.Ее синонимами выступают понятия валидности и релевантности.

Коммуникативная функциявопроса обусловле­на природой социально-психологического общения. Любой вопрос появляется только тогда, когда имеется его адресат, от которого получают информацию. В опросе коммуникативная функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Достигается это при помо­щи перевода познавательной задачи вопроса на уро­вень обыденной лексики респондента. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса вы­ступает однозначность понимания его смысла респон­дентом, искренность и достоверность его ответов.

Инструментальная функциявопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляе­мых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопро­сов. Речь идет о таких оценках как точность, и устой­чивость измерений, проводимых с помощью вопросов шкального типа.

В социологии анкетный вопрос выполняет прежде всего функцию исследовательского инструмента. Ан­кетный вопрос — вопрос в той формулировке, в кото­рой он непосредственно включается в анкету, — дол­жен быть четким, конкретным, ясным. Составительанкеты обращается к большой совокупности неиз­вестных людей. Следовательно, вопрос анкеты дол­жен быть одинаково понятен различным социально- демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.

Задавая простые вопросы, мы имеем большую ве­роятность быть понятыми респондентом, но получим поверхностную информацию. Последствия сложных вопросов противоположны. Выбор формулировки за­висит не только от цели исследования, но и от квалифи­кации исследователя.

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по: 1) содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); 2) форме (открытые и закры­тые, прямые и косвенные); 3) методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы- ловушки и др.); 4) отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные); 5) технике заполнения (трудные, сложные). Нередко в одну группу объединяют два вида анкетных вопросов — форму и технику заполнения. Поэтому в одних учебниках от­крытые и закрытые вопросы проходят по критерию «форма вопроса», в других — «техника заполнения». Это не ошибка, т. к. любые критерии классификации весьма условны, и то, что одному методисту кажется признаком техники заполнения, другой считает фор­мальным критерием.

Анкетный вопрос может быть открытым, закры­тым, полузакрытым, он задается как в форме вопроси­тельного предложения, так и в форме таблицы, шкалы, картинки, описанной ситуации и т. п. Его следует отли­чать от программного вопроса, который исследователь ставит перед собой в соответствии с целью, предметом и задачами исследования. При составлении анкеты один или несколько программных вопросов преобразу­ются в анкетные вопросы, при составлении отчета про­исходит обратная работа.

В описанной выше классификации все виды анкет­ных вопросов — специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго одно­значное место в иерархии или композиции анкеты и ни на что большее не претендует.

Однако среди них есть универсальные вопросы. Так, совершенно очевидно, что все анкетные вопро­сы, к какому бы специализированному виду мы их ни относили — содержательным, основным, наводящим или косвенным, — бывают либо открытыми, либо за­крытыми.

По предметному содержанию выделяются вопро­сы о знаниях людей, их мнениях по поводу различных явлений и фактов, о пожеланиях, ожиданиях и планах на будущее; о фактах поведения — поступках, действи­ях и результатах деятельности; наконец, о личности ре­спондента. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окру­жающей средой, так и не имеющих к нему непосред­ственного отношения. Любое мнение, высказанное ре­спондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэ­тому носит субъективный характер.

В этом виде вопросов есть особый блок — вопросы о личности респондента, которые входят во все социо­логические анкеты и называются «паспортичкой», или социально-демографическими вопросами. Они выяв­ляют пол, возраст, национальность, образование, про­фессию, семейное положение, доход, местожительства или работы и т. п.

Другое направление классификации вопросов по предметному содержанию связано с выделением раз­личных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, культура, образование и т. п.

По методическим функциям выделяют вопросы- фильтры, контактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследовате­лю нужно получить данные, относящиеся не ко всей со­вокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее ча­сти. Цельконтрольныхвопросов—выяснитьустойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме.

К специальным вопросам относятся контактные вопросы. Они используются для управления психоло­гической ситуацией интервью. Для установления кон­такта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос могут применяться так называе­мые контактные вопросы. В практике опросов чаще 393

всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения, и одно­временно дающими необходимую исследователю ин­формацию.

1 Закрытые и открытые вопросы____________________

По своей форме или технике заполнения анкет­ные вопросы делятся на два основных вида — откры­тые и закрытые. Открытые вопросы дают респон­денту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индиви­дуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернати­вы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к мини­муму, то к очень жестким границам. Пример:

Каков доход на одного в вашей семье?

1. До 1000 рублей.

2. От 1001 до 5000 рублей.

3. От 5001 до 10000 рублей.

4. Свыше 10000 рублей.

Пункты в списке ответов называются: подсказка­ми, альтернативами, закрытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый только обводит круж­ком код напротив того варианта, который он избрал.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические вопросы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Дихо­томические вопросы хороши при изучении фактов. Респонденту легко ответить на вопрос: «Есть ли в ва­шем домохозяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»).

Иногда закрытые вопросы содержат задачу ран­жирования выбранных вариантов, т. е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, указы­вают три самых привлекательных профессии и т. п.

При построении данного типа вопросов («меню», «кафетериев») важно обеспечить достаточную пол­ноту списков и четкость критериев отбора.

Закрытые вопросы не выполняют своего назна­чения, если не соблюдается главное требование: не­обходимо максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Тогда закрытый вопрос позволяет более строго интерпретировать ответ. Если состави­тель анкеты включил все альтернативы, т. е. не забыл ничье мнение, каким бы странным оно ни показа­лось, то практически всех респондентов он поставил в равные условия.

Неопытный исследователь, как правило, затруд­няется перечислить все возможные ответы. В таком случае употребляйте ослабленный вариант — полуза­крытый вопрос. В конце списка ответов оставляется место (две-три строчки) и пишется: «Другие отве­ты...» Подобный компромисс требует дополнитель­ных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («другие ответы...») предполагает кодировку полу­ченных данных самим исследователем.

Полузакрытые вопросы используют также и опытные исследователи в тех случаях, когда они, за­давая закрытый вопрос, не уверены, что предлагае­мый ими набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного ва­рианта ответа из набора предлагаемых. В результате при статистической обработке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») всегда бу­дет составлять 100 % (т. е. точно совпадать с объемом выборки). Типичными альтернативными вопросами являются вопросы о социально-демографических ха­рактеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образо­вание, социально-профессиональный статус, размер среднедушевого дохода за конкретный период време­ни). Пример альтернативного вопроса: «Имеете ли вы детей? »1 — да, имею. 2 — нет, не имею.

Неальтернативные вопросы (их иногда называ­ют «вопросы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Поэтому об- 395

щая сумма удельных весов ответов может превышать 100 %. Например, можно задать вопрос: «Каков набор вашей еженедельной «потребительской корзины» при походе на продовольственный рынок» и сопроводить его достаточно длинным перечнем продуктов. Отвечая на него, хозяйка отметит все, что купила на прошлой неделе.

Чаще всего закрытые неальтернативные вопросы используются при изучении ценностных ориентаций, характеризующих нацию, сообщество или социальную группу, читательских предпочтений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой деятельности и т. д.

Закрытый альтернативный вопрос может стро­иться не только в дихотомической форме, типа «да — нет», но и в шкальной или табличной. В этом случае он отображает не наличие у респондента того или иного признака или вещи, а интенсивность проявления кон­кретного качества, скажем, удовлетворенности рабо­той. Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу:

Довольны ли Вы своей работой?
Работой очень доволен
Скорее доволен, чем недоволен
Работа для меня безразлична
Скорее недоволен, чем доволен
Работой очень недоволен

Шкальный вопрос можно перевести в табличную форму. В таком случае шкала измерения располага­ется либо построчно, либо столбцами. Кроме того, экономится место, благодаря чему в одном вопросе фактически задаются несколько.

Самым распространенным среди закрытого типа являются «вопросы-меню». Они представляют набор суждений, предметов, фактов, из которых респон­дент выбирает несколько позиций либо может ука­зать неограниченное число их. Иногда исследователь предлагает респонденту проранжировать выбранные ответы — упорядочить их по степени привлекатель­ности, значимости для него. Например, из предло­женного списка выбираются три самые привлекатель­ные профессии. И всякий раз нужное число выборов должно оговариваться (обычно в скобках) в тексте во­проса.

Итак, в альтернативном и шкальном вопросах ре­спондент выбирает только один ответ, в «вопросе- меню» и в вопросе с задачей ранжирования — не­сколько вариантов.

Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный и единообраз­ный перечень возможных вариантов ответов. При этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобож­дает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.

Респонденты охотно отвечают на открытые во­просы в том случае, когда они имеют развитую систе­му представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то ре­спонденты уклоняются от ответов: либо дают неопре­деленный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь ри­скует совсем не получить содержательной информа­ции и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу совокупность опрошенных не имеет сформировавше­гося мнения. В то же время, используя закрытую фор­му вопроса, исследователь помогает респонденту со­риентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение к проблеме через предложенный набор возможных суждений или оценок.

Принято считать, что закрытые вопросы приво­дят к односложным ответам, которые уже предопре­делены заранее составленной шкалой. Предполагает­ся, что при ответе на закрытый вопрос респондент лишь выбирает из предложенных альтернатив.

Открытые вопросы не содержат никаких под­сказок и дают возможность респонденту выразить свое мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться, во всей полноте, до подробно­стей. Они могут иметь две формы расположения — линейную и табличную. Пример табличной формы: 337

Хватает ли Вам времени?

  Хватает Не хватает Когда как
На учебу 2
На общественную работу 2
На отдых и развлечения 2
На занятие физкультурой 2

Один и тот же вопросах можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьюте­ре, но они требуют от социолога исчерпывающего зна­ния предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с раз­ведывательной целью.

Открытые вопросы не содержат подсказок в виде предлагаемых социологом вариантов ответа. Они дают респонденту высказать собственное мнение во всей полноте. С их помощью собирают более богатую ин­формацию.

В открытых после текста вопросах социолог остав­ляет место и просит респондента самого сформулиро­вать свое мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

123456789 10

Под текстом вопроса приведены цифры кода. Они нужны не респонденту, а разработчику анкеты, кото­рый после того, как получит весь массив заполненных анкет, приступит к их обработке. И первым шагом на этом пути станет присвоение соответствующего кода вписанному рукой респондента ответу. Число кодов определяется исходя из возможных вариантов ответов на вопрос. Практика показывает, что целесообразно заранее размещать в конце вопроса до 10 кодов. Фор­мализация ответов — основное неудобство, которое за­трудняет широкое использование открытых вопросов. Тем не менее, в ряде случаев их применение просто не- ЗЯо обходимо.

Число строк для записи ответа зависит от характера вопроса и должно быть достаточным для того, чтобы ре­спондент смог свободно выразить свою мысль. Как по­казывает опыт, среднее число строк для записей в от­крытом вопросе колеблется от 3 до 7.

Все разнообразие ответов на открытые вопросы придется кодировать самому исследователю, который сводит их в конечном счете к некоторому ограниченно­му числу наиболее часто повторяющихся ответов. За­крытая форма вопроса позволяет избежать этого, по­скольку, отмечая один из вариантов ответов, респондент одновременно кодирует его. Надо помнить: трудоем­кость кодирования открытых вопросов повышает их стоимость в 3 — 5 раз по сравнению с закрытыми вопро­сами, и в таких вопросах очень сильное влияние оказы­вает личность интервьюера[148].

Открытые вопросы легче составлять, но труднее об­рабатывать. Закрытые — наоборот. Они требуют особой эрудиции и хорошего знания дела. Закрытый вопрос — это, по существу, ваше зеркало, в нем видны все недо­статки составителя.

В закрытом вопросе подсказки выполняют помимо прочего еще и функцию конкретизации формулировки анкетного вопроса. С их помощью составитель указыва­ет, что именно он подразумевал, когда спрашивал «Что Вам понравилось в спектакле?»: режиссура, проблема­тика пьесы, игра актеров, декорации или нечто иное. Когда вопрос из закрытой формы переводят в откры­тую, предлагая респондентам самим подумать над тем, что именно им понравилось в спектакле, количество не относящихся к существу дела ответов возрастает. Дру­гой трудностью работы с открытыми вопросами являет­ся неразборчивый подчерк респондентов. В результате число ответивших на открытые вопросы, по разным дан­ным, снижается по сравнению с открытыми на 30 %[149].

Закрытые вопросы снижают число не ответивших и ускоряют процесс обработки анкет. Однако познава­тельные возможности открытых и закрытых вопросов не совпадают. Если представления и знания автора ан­кеты и респондента идентичны, то закрытый вопрос предпочтительнее. Его формулировка не влияет на со­держание. Например: «Ваш пол?», «В каком году Вы ро­дились?» ит. п.

Гораздо проще вопросы-фильтры. Это чисто функ­циональные элементы, их цель — отсекать тех, кто не может отвечать. Вопросы-фильтры поэтому называют еще контрольными вопросами, так как они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов. Надобность в них возникает в том случае, когда исследователю важно получить дан­ные, относящиеся не ко всей совокупности респонден­тов, а лишь к их части. В роли такого «спецраспределите­ля» выступают вопросы-фильтры. После ответа на него следует задать несколько вопросов, посвященных толь­ко этой группе людей. После того как «анкета в анкете» закончилась, целесообразно поместить обращение: «Внимание! Вопросы для всех».

Вопросы-фильтры относятся к классу не основных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социально­го явления, а установление основного адресата вопроса.

Когда нет вопросов-фильтров, а выборка неодно­родна (например, в нее попали и семейные, и холостые, а вы этого еще не знаете), велика опасность искажения информации. Допустим, об изменениях в семье будут отвечать и те, у кого ее нет. Стало быть, ваши вопросы заданы не тем людям, для кого они предназначались.

И Хорошие и устойчивые вопросы___________________

Хорошим вопросом принято считать такой, форму­лировка которого значимо не влияет на распределение ответов при сохранении списка (но не порядка) альтерна­тив. Методические эксперименты указывают на значи­тельные отклонения, которые могут появиться в связи с изменением формулировки. К примеру, спросить рабо­чих о том, сколько представителей наемного труда долж­но быть вовлечено в профсоюзы, можно сформулировать двумя различными способами:

Первый вариант: «Считаете ли Вы, что на предприя­тии все рабочие должны быть членами профсоюза? »

Второй вариант: «Считаете ли Вы, что на предприя­тии все рабочие должны быть членами профсоюза, или каждый в отдельности должен решить, хочет ли он быть членом профсоюза или нет?»

На первый взгляд между ними нет принципиальных различий, поскольку спрашивают о профсоюзе как основ­ном институте защиты прав трудящихся. Однако в первом случае подчеркивается факт коллективного участия в профсоюзной борьбе, устраниться от которого либо нель­зя, либо неудобно. Рабочий, находящийся в поле классово­го противостояния и солидарно действующий с другими рабочими, никогда не пойдет против профсоюзов, даже если не согласен с его политикой или руководством. Обще­ственное мнение его класса и стереотипа пролетарского сознания подействуют на его выбор императивно, а не со- слагательно. Можно ожидать 70 — 90-процентного согла­сия с так сформулированным вопросом.

Однако во втором случае респонденту предоставля­ется возможность поразмышлять. Коллективной соли­дарности и классовой сплоченности противопоставлена другая, не менее сильная ценность — американская сво­бода выбора и высоко ценящийся индивидуализм. Про­фсоюз как коллективный выразитель солидарной воли пролетариата противопоставлен общенациональному менталитету, и не известно, кто окажется в выигрыше. Во всяком случае очевидно, что свою историческую схватку с капиталом американские профсоюзы уже проиграли: кривая численности членов профсоюзов в США с каждым годом снижается и сегодня дошла до критической отметки приблизительно 10 %.

Таким образом, изменение формулировки одного и того же вопроса, приводящее к разным, а в данном случае противоположным, результатам, свидетельствует о том, что перед нами анкетный вопрос, который нельзя считать хорошим с методической точки зрения.

Методические исследования, проведенные амери­канскими социологами, выявили ряд тенденций, связан­ных с формулировкой и формой представления анкет­ного вопроса. В одном из экспериментов изучалось влияние на распределение ответов порядка расположе­ния альтернатив в вопросе-меню. Что произойдет, если, скажем, альтернативу переместить из начала в конец списка?

Всякий раз чаще выбиралась та альтернатива, кото­рая стояла в верхней части или возглавляла список. Рас­положенные внизу подсказки пользовались меньшим вниманием и выбирались реже. Ученые назвали это явле­ние эффектом начала списка. Как правило, верхняя по­зиция опережала нижнюю на 4 %, а среднюю на б %; ниж­няя опережала среднюю позицию примерно на 2 %.

В результате середина списка как бы проваливалась. Она была наименее заметной, можно сказать, теневой зо­ной списка альтернатив. В итоге наблюдалось стремление респондентов к выбору альтернатив, находящихся на крайних позициях с некоторым преимуществом верхней позиции. Назовем подобный эффект поляризацией отве­тов со смещенным верхом.

Устойчивым вопросом является тот, в котором пере­мена альтернатив не оказывает значительного влияния. Если перемена альтернатив дает достаточно большой сдвиг, то вопрос считают неустойчивым. Незначитель­ным признан сдвиг в 1-3 %. К примеру, если порядок следования альтернатив значительно изменен или даже перевернут, а статистика ответов на него изменилась лишь на 2 %, то вопрос считается устойчивым.

Колебание разницы в ответах от 4 до 8 % признается статистически значимым, а соответствующие вопросы неустойчивыми.

Методисты уверяют, что формулировка вопроса вли­яет на статистику ответов максимальным образом имен­но тогда, когда у респондентов не сформировалось устой­чивого мнения о предмете разговора.

Наибольшая длина хорошо уравновешенного или устойчивого вопроса составляет 26 слов, в то время как наименьшая — только 11 слов. Напротив, длина неустойчивых, несбалансированных вопросов варьи­руется в пределах от 21 до 46 слов. В среднем несба­лансированные вопросы в полтора раза длиннее устойчивых: 31 слово к 22. Если считать только слова, используемые в альтернативах, исключая вводную часть или установочные фразы, то и в этом случае ука­занная пропорция сохраняется. Альтернативные суж­дения в неустойчивых вопросах в полтора раза длин­нее, чем в устойчивых. Таким образом, один из главных элементов устойчивости вопроса заключается в его краткости.

Неустойчивые вопросы не только длиннее устойчи­вых, но содержат грамматически более сложные слова. Отсюда вытекает практический совет социологу: форму­лируй свои мысли не только просто, но и кратко, иначе проиграешь в качестве получаемой информации.

Новый подъем интереса к внутрипрофессиональ- ным делам социологов наблюдался в I960—1970-е гг.* когда в США происходит активное обсуждение таких аспектов, как методические особенности использования открытых и закрытых вопросов, влияние альтернатив, порядка их расположения, отсутствия градации «нет от­вета» на распределение ответов респондентов и др. Из крупных исследовательских центров, которые могут финансировать специальные обследования на достаточ­но больших выборках (от 1,5 до 2,5 тыс. респондентов), стали появляться многочисленные публикации, обобща­ющие методический опыт, проекты, наработки. Ученые в таких центрах проводят как специализированные ме­тодические эксперименты, «обкатывая» формулировки вопросов из своей исследовательской копилки, так и вторичный анализ данных, в которых использовались сходные формулировки вопросов.

Большая работа была проделана университетами Мичигана и Северной Каролины. Исследование прово­дилось дважды — в январе и апреле 1979 г. Было выбра­но два вопроса, показавших в 1940-х гг. наиболее значи­мые различия в ответах. Теперь уже был зафиксирован эффект конца списка. Он гласил о том, что в вопросах, произносимых вслух, респондент чаще выбирает аль­тернативу, стоящую в конце списка. Возможно, респон­денты лучше запоминают слова, услышанные в послед­нюю очередь. Данные психологических экспериментов свидетельствуют о том же самом. Когда в формулировке вопроса у вас содержатся две идеи, лучше всего респон­дент запомнит и поймет последнюю. Она же окажется для него более притягательной, а, стало быть, и более вы­бираемой[150].

В СССР и в России интерес к методической культуре анкетирования был, но не было денег на проведение мас­совых экспериментов, призванных совершенствовать исследовательский инструментарий. Крупные исследо­вательские центры, работающие с большими выборками, например ВЦИОМ и ФОМ, могли бы проводить серьез­ные методические эксперименты, но не проводят. Боль­шинство анкетных вопросов используются ими по многу лет. Поскольку они серьезных сбоев не давали, то сам по себе стаж служит критерием надежности вопроса. Кроме того, частая смена формулировок могла и повредить уче­ным: вопросы-ветераны вносят, обкатываемые во всех исследованиях, привносят единообразие и позволяют сравнивать данные исследований разных периодов. Зача­стую критерием адекватности вопроса (придуманного в середине 90-х гг.) остается только доля затруднившихся ответить, и если она невелика (порядка 15 —20 %), иссле­дователи предпочитают не проводить специальных экс­периментов и не менять формулировки вопросов. «Менее крупные исследовательские коллективы ори­ентируются на экономию средств заказчиков, кото­рыми выступают организации, выдающие гранты, или отдельные фирмы. Из-за ограничения бюджета исследо­вания возникают сложности с серьезной апробацией вопросника, которая зачастую не проводится вообще. В результате непилотированные вопросники содер­жат ошибки, количество которых не поддается исчис­лению. Некоторые из ошибок, обнаруживаемых даже при логическом анализе вопросов, приводят к серьезным смещениям в полученных данных, хотя способов прове­рить коммуникативную адекватность и точность форму­лировки вопроса наработано достаточно много. При этом большинство из них затратны, требуют значительных ма­териальных и временных ресурсов»[151].

| Взаимосвязь анкетных вопросов и числа

респондентов____________________________

Все виды эмпирических исследований подчиняют­ся двум важным условиям— количеству вопросов в анкете иколичеству опрашиваемых респондентов.

Несбыточная мечта ученого — опросить как много

больше людей по наибольшему числу вопросов. Она неосуществима по ряду причин и прежде всего по очень высокой себестоимости. Поэтому на практике приме­няются следующие три варианта.

1. Чем больше респондентов, тем меньше вопро­сов. В средней социологической анкете, рассчитанной на 500— 1000 опрашиваемых, содержится обычно от 30 до 40 вопросов. Но количество последних сразу же со­кращается, как только возрастает число опрашивае­мых. Примером служат переписи населения — пример сплошного опроса.

Программа первой и всеобщей переписи населе­ния Российской империи в 1897 г. включала 14 призна­ков: отношение к главе хозяйства и к главе своей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие, состояние или звание; место рождения; место приписки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык, грамотность и обучение; занятие, ремесло, про­мысел, должность или служба; кроме того, делалась от­метка о физических недостатках.

Программа переписи населения СССР 1989 г. со­держала 25 признаков, часть которых учитывалась вы­борочно. Вопросы сплошной переписи для характери­стики населения были следующими: отношение к члену семьи, записанному первым (в предыдущей переписи 1979 г. этот вопрос формулировался как отношение к главе семьи); пол; причина и время отсутствия (для вре­менно отсутствующих); место постоянного жительства и время отсутствия в нем (для временно проживаю­щих); дата рождения; состояние в браке; националь­ность, для иностранцев — также гражданство; родной язык и другие языки народов СССР, которыми свобод­но владеет опрашиваемый; образование; окончил ли профессионально-техническое учебное заведение; для учащихся — тип учебного заведения; источники средств существования. Вопросы сплошной переписи для характеристики жилищных условий: период по­стройки дома; кому принадлежит дом; число занимае­мых жилых комнат; размер площади — общей и жилой. Вопросы выборочной переписи: место работы; занятие по этому месту работы; общественная группа; продол­жительность непрерывного проживания в данном на­селенном пункте; для женщины — сколько детей роди­ла, сколько из них живы. Переписи, как правило, проводятся раз в десять лет. Аналогичные переписям сплошные обследования и референдумы также содер­жат ограниченное число переменных.

Наши рекомендации