Тема 22. этические проблемы исследований

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Лекция

1. Культурный релятивизм в социальных исследованиях.

2. Этика экспериментального социального исследования.

3. Основные этические требования к условиям проведения исследования. Этический кодекс российского социолога.

4. Проблемы манипулирования массовым сознанием с помощью результатов социальных исследований.

Литература:

1. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие / Ю.С. Колесников. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с. (СМИ и проблемы манипулирования массовым сознанием электоратата. С. 113-123.)

2. Солсо Р.Л. Этика экспериментального исследования / Р.Л. Солсо, М.К. МакЛин // Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 272 с. С. 46-55.

3. Щукина Н.П. Соотношение научных и этических начал в социальной работе / Н.П. Щукина // Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. М., 2000. С. 48-52.

4. Этика социальных исследований // Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. Т.3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

5. Этический кодекс российского социолога // Социол. исслед. 1994. № 10. С. 210-213.

Дополнительная литература:

1. Булычев А.О. О некоторых аспектах использования СМИ для ведения негативной кампании / А.О. Булычев // СМИ и парламентские выборы 1999 г. в России. М., 1999.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита / Е.Л. Доценко. М.: Изд-во МГУ, 1996.

3. Шеляг Т.В. Этическая подготовка в структуре формирования личности специалиста по социальной работе / Т.В. Шеляг // Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. М., 2000. С. 103-105.

4. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. М.: Мысль, 1980.

Семинар

Теоретические вопросы:

1. Основные этические требования к учёным, проводящим исследование.

2. Этический кодекс российского социолога в защиту прав респондента, заказчика исследования и общества.

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

1. Специфика исследований в теории и практике социальной работы.

2. Методология социологии как теория об общих принципах и методах социального исследования.

3. Теоретическая и эмпирическая социология. Причины роста интереса к эмпирической социологии и социальным исследованиям.

4. Место социологии в системе наук. Исследования в науках, родственных социологии (естественные науки, психология, антропология, демография, экономическая наука, социальная статистика): сходство и отличия.

5. Объект и предмет в научном исследовании.

6. Основные исследовательские подходы к социальным явлениям.

7. Понятие методологии исследования. Сущность, роль и место методологии в исследовании.

8. Понятие метода исследования. Сущность, роль и место метода в исследовании.

9. Понятие методики исследования. Сущность, роль и место методики в исследовании.

10. Понятие процедуры исследования. Сущность, роль и место процедуры в исследовании.

11. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников.

12. Сущность научного исследования. Элементы научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, средства, результат.

13. Проблемная ситуация как начальный этап процесса социального исследования. Постановка и формулирование проблемы. Перевод формулировки проблемы в исследовательский вопрос.

14. Классификация социальных проблем.

15. Программа исследования: ее назначение и основные функции, основные части программы: методологическая и методическая.

16. Определение объекта и предмета исследования в области социальной работы.

17. Определение цели и задач исследования в области социальной работы. Основные и дополнительные задачи. Последовательность выдвижения задач.

18. Формулировка гипотез исследования. Вероятностный характер гипотез. Виды гипотез: рабочая, основная, дополнительная. Основные требования, предъявляемые к гипотезе.

19. Основные этапы исследования, их планирование. Общий план и рабочий план исследования.

20. Классификация видов исследований в социальной работе: монографическое и сравнительное исследования.

21. Классификация видов исследований в социальной работе: описательное и аналитическое исследование.

22. Классификация видов исследований в социальной работе: полевое и лабораторное исследование.

23. Классификация видов исследований в социальной работе: разведывательное (пробное, зондажное, пилотажное, пилотное) исследование.

24. Классификация видов исследований в социальной работе: разовое (точечное)/первичное и повторное исследование.

25. Классификация видов исследований в социальной работе: панельное исследование.

26. Классификация видов исследований в социальной работе: лонгитюдное исследование.

27. Классификация видов исследований в социальной работе: мониторинг.

28. Классификация методов социальных исследований: количественные и качественные исследования, их отличительные особенности.

29. Разновидности социологического опроса: анкетирование. Специфика применения. Достоинства и недостатки. Применение анкетирования в социальной работе.

30. Разновидности социологического опроса: интервьюирование. Специфика применения. Достоинства и недостатки. Применение интервьюирования в социальной работе.

31. Организационные формы проведения опроса: по месту работы, по месту жительства, по месту учебы и т.п. Опросы массовые и специализированные (экспертные).

32. Виды анкетирования: сплошное и выборочное; личное и заочное; прессовое, почтовое, по электронной почте, раздаточное; анкетирование на сайтах; групповое и индивидуальное.

33. Виды анкетирования: прессовое. Достоинства и недостатки.

34. Виды анкетирования: почтовое. Достоинства и недостатки.

35. Виды анкетирования: по электронной почте и анкетирование на сайтах. Достоинства и недостатки.

36. Интервьюирование по телефону: специфика организации и технического оснащения в зарубежных странах. Достоинства и недостатки данного вида интервьюирования в современной России.

37. Особенности экспресс-опроса.

38. Структура анкеты: вводная часть, основная часть, “паспортичка”. Содержание и основные функции каждой части анкеты. Перевод исследовательского вопроса в анкетные. Композиция анкеты.

39. Классификация анкетных вопросов: зависимые и независимые переменные.

40. Классификация анкетных вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

41. Классификация анкетных вопросов: содержательные; функциональные (контрольные и вопросы-фильтры); функционально-психологические (контактные).

42. Способы формулировок закрытых вопросов анкеты: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы, вопросы ранжирования.

43. Вопросы, «сложные» для респондентов. Этические требования к содержанию вопросов анкеты.

44. Специальная терминология и многозначные слова в анкетных вопросах. Проблемы их применения.

45. Углубленное интервьюирование: цель, возможности, структура, организация, техническое оснащение; дополнительные требования к профессиональным и личностным качествам интервьюера. Достоинства и недостатки углубленного интервьюирования. Применение углубленного интервьюирования (клиентов и специалистов) в социальной работе.

46. Кодировка как способ обработки открытых вопросов анкеты. Правила кодировки.

47. Респондент и интервьюер как «самые слабые звенья» в социальном исследовании. Понятие «эффект интервьюера». Функции интервьюера. Инструктаж интервьюеров.

48. Фальсификация результатов опроса интервьюером. Преднамеренная и непреднамеренная фальсификации, их причины.

49. Основные проблемы взаимоотношений интервьюера с респондентом при массовом опросе.

50. Основные проблемы взаимоотношений интервьюера с респондентом при экспертном опросе.

51. Требования к внешнему виду интервьюера при массовом опросе.

52. Требования к речи интервьюера при массовом опросе.

53. Требования к манере поведения интервьюера при массовом опросе.

54. Меры безопасности (интервьюера) при участии в массовом опросе.

55. Требования к внешнему виду интервьюера при экспертном опросе.

56. Требования к речи интервьюера при экспертном опросе.

57. Требования к манере поведения интервьюера при экспертном опросе.

58. Меры безопасности (интервьюера) при участии при экспертном опросе.

59. Понятие выборки (выборочной совокупности).

60. Понятие генеральной совокупности.

61. Понятие репрезентативной выборки.

62. Краткая характеристика выборки "снежный ком", её репрезентативность.

63. Краткая характеристика квотной выборки, её репрезентативность.

64. Краткая характеристика гнездовой выборки, её репрезентативность.

65. Краткая характеристика вероятностной (случайной) шаговой выборки, её репрезентативность.

66. Краткая характеристика вероятностной (случайной) шаговой многоступенчатой выборки, её репрезентативность.

67. Краткая характеристика вероятностной (случайной) шаговой многоступенчатой территориальной выборки, её репрезентативность.

68. Проблемы реализации составленной выборки. «Смертность» выборки.

69. Дополнительные методики обеспечения репрезентативности выборки: «таблица случайных чисел».

70. Дополнительные методики обеспечения репрезентативности выборки: «последний день рождения».

71. Дополнительные методики обеспечения репрезентативности выборки: «самый молодой член семьи».

72. Методики контроля качества работы интервьюеров, применяемые в России.

73. Методики контроля качества работы интервьюеров: зарубежный опыт.

74. Особенности социологического наблюдения как метода сбора информации, его достоинства. Основные области применения метода наблюдения, в том числе в процессе исследований в области социальной работы.

75. Объективные недостатки метода наблюдения.

76. Субъективные недостатки метода наблюдения.

77. Классификация видов наблюдения: структурализованное и неструктурализованное; систематическое и несистематическое; непосредственное (прямое) и косвенное; контролируемое и неконтролируемое; открытое и скрытое; включенное и невключенное; полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение.

78. Этапы проведения наблюдения: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации (схема проведения наблюдения); обработка материала; оформление выводов.

79. Понятия «документальная информация» и «документальный источник». Документальные источники как объект изучения социальных наук. Проблема достоверности документальной информации. Определение степени доверия к документальным источникам. «Золотые правила» в работе с документами.

80. Классификация документов в социальном исследовании.

81. Виды анализа документов: традиционный, классический (внешний и внутренний) и формализованный (контент-анализ). Качественный и количественный анализ документов. Недостатки традиционного анализа.

82. Методика проведения контент-анализа: понятие и основные процедуры.

83. Понятие ошибки выборки. Заданная надежность предсказания выборочного оценивания. «Взвешивание» выборки: причины и процедура.

84. Определение объема выборки. Оптимальный объем выборки.

85. Место и роль эксперимента в социальных науках. Место и роль эксперимента в социальной работе.

86. Основные требования к организации эксперимента и его процедуре в области социальной работы. Главные этапы в постановке эксперимента.

87. Использование методик эксперимента и наблюдения в этнометодологии (социологии повседневности). Эксперименты Г. Гарфинкеля.

88. Методика проведения фокус-группы. Требования, предъявляемые к модератору. Достоинства и недостатки методики.

89. Сущность метода неоконченного предложения. Возможности применения метода неоконченного предложения в исследовательской практике в области социальной работы.

90. Сущность биографического метода. Возможности применения биографического метода в исследовательской практике в области социальной работы.

91. Сущность методики кейс-стади. Возможности применения методики кейс-стади в исследовательской практике в области социальной работы.

92. Измерение социальных явлений и процессов.

93. Социологические измерения и шкалы.

94. Математические методы в социальных науках.

95. Проблема надежности измерения в социальном исследовании.

96. Способы обработки результатов социального исследования.

97. Анализ полученных данных.

98. Интерпретация полученных данных.

99. Составление отчета, основные требования к нему.

100. Способы презентации полученных данных.

101. Культурный релятивизм в социальных исследованиях.

102. Этика экспериментального социального исследования.

103. Основные этические требования к условиям проведения исследования. Этический кодекс российского социолога.

104. Проблемы манипулирования массовым сознанием с помощью результатов социальных исследований.

Практические задания для студентов заочной формы обучения:

ТЕМЫ 2, 4, 7 (№ 1-3, 7), 10 (1-2), 13(практические задания для самостоятельного индивидуального или группового выполнения – на выбор любое из четырех),14-16.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

имеющейся для изучения учебной дисциплины «Методика исследований в социальной работе» в МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

Наши рекомендации