Понятие науки. Особенности и функции научного знания
2 процесса, которые наблюдаются в науке
· Специализация – разделение наук из философии – естественные, гуманитарные (о человеке), социальные науки
· Интеграция методов
Практика, теория и образование составляют костяк всякой развитой профессии.
Социальная работа
1. Наука
2. практическая деятельность
3. учебная дисциплина
Практика питает теорию фактами. Теория подводит под практику научную основу, превращает ее в нечто осмысленное и надежное. Образование, конечной целью которого является подготовка человека к самостоятельной профессиональной деятельности, стремится связать теорию с практикой, передать новому поколению специалистов в концентрированном виде опыт, накопленный в данном виде деятельности, и тем самым облегчить им процесс овладения секретами профессии. Теория как бы надстраивается над практикой. Она пользуется тем материалом, который в изобилии поставляет практика. Но этот сырой материал подвергается затем переработке, превращаясь в схемы, модели, концепции. Теория – это обобщение практического опыта, однако это одновременно также абстрагирование от ряда конкретных фактов. Именно благодаря абстрагированию и обобщению удается построить некую целостную картину реальности, в которой, правда, многие детали оказываются стертыми. Теория неизбежно оказывается "прилизанной" по сравнению с практикой, которая кажется более "грубой". Но зато теория приобретает как бы объективное существование, отделенное от личного и во многом субъективного опыта отдельных людей.
Кроме того, живая практика служит не только первоначальным толчком к научному исследованию, но и тем полигоном, где его результаты проходят проверку и получают окончательную оценку.
Наука – это специальным образом организованная познавательная деятельность людей.
В науке складываются два раздела: фундаментальные и прикладные исследования.
1. Прикладные исследования теснее связаны с практикой, намечают решения тех проблем, которые она ставит.
2. Фундаментальные исследования вытекают в первую очередь из потребностей самой науки, обеспечивают ее непрерывное внутреннее развитие. К ним относятся те мыслительные усилия, которые направлены на построение самого здания научной теории.
Мышление - Основная форма человеческого познания
1. Религиозное
2. Обыденное
3. художественное
4. Научное мышление
· Специальная терминология
· Строгость, систематезированность
· Строгая форма документов
· Целостный подход к изучаемому явлению
Наука – это и особый социальный институт.
· сообщество ученых
· Наличие спец. учреждений
· Процедура коллективной оценки научного труда по критериям научности, выработанным самим этим сообществом.
В науке большое внимание уделяется методологии. Слово "метод" образовано от греческого корня "путь". В науке – это способ достижения результата, решения задачи, проверки гипотез.
Метод – совокупность определённых правил, приёмов способов и норм познания.
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это - наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания.
Методология –
· Как система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной научной отрасти
· Методология как учение об этой системе
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний.
О методологии можно говорить в широком и в узком смысле
в широком - Общая методология | в узком смысле |
рассматривает структуру научного исследования как такового и формулирует те требования, которым оно должно отвечать | конкретные приемы проведения исследования в определенной области, которые часто называют методиками |
образует особую дисциплину – науковедение | |
смыкается с тем разделом философии, который носит название гносеология, или теория познания | |
вопросы, касающиеся истинности научных знаний, то есть соответствия наших представлений самому предмету изучения – (идеал: объективное знание) - формулирует требования, соблюдение которых призвано гарантировать валидность(достоверность) получаемых данных. | |
требования научной методологии: 1. воспроизводимость результатов исследования. (должна существовать принципиальная возможность проверить справедливость любых заключений) 2. стремление осуществить тщательный контроль всех условий протекания изучаемых процессов(использует специальные технические приспособления) 3. объяснение, то есть раскрытие внутренних и устойчивых связей явлений между собой |
Методологический аппарат включает в себя:
· принципы организации и проведения научного исследования;
· методы научного исследования и способы определения его стратегии;
· научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).
Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.
Методика- это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов.
Метод- это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса).
Методы, которые применяются в научном исследовании, зависят не только от самого предмета, но и от уровня исследования: эмпирическогоили теоретического.
Для эмпирического уровня исследования характерными являются такие методы:
наблюдение;
эксперимент;
описание;
статистика и т.п..
Для теоретического уровня исследованияиспользуются методы анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии и др.
Таким образом, исследователь должен избрать среди разнообразия методов современной науки именно такие соответствующие исследовательские приемы или их совокупность, которые наиболее полно и эффективно разрешат решить поставленную задачу.
Требования к научному методу:
детерминированность метода, то есть обусловленность закономерностями как объекта, так и познавательной деятельности;
заданность метода целью исследования, то есть соответствие всех компонентов метода целям исследования;
результативность и надежность метода, то есть наличие результата с высокой степенью достоверности;
эффективность как условие достижения цели с минимальными усилиями и максимальным результатом;
экономичность как возможность достижения конкретных результатов без внедрения дополнительных усилий;
доступность в понимании и применении.
Наука имеет большое количество разнообразных методов, в частности обще-научных, теоретических, экспериментальных, конкретных, которые входят в систему научной деятельности и в совокупности образовывают класс научных методов, их единство и взаимосвязь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для эффективности в научном исследовании есть смысл использовать не один метод, а комплекс методов.
Разновидности методов научного познания условно разделяют на такие уровни:
эмпирический (наблюдения, сравнения, измерения, анкетирования, собеседование, тест и т.п.);
экспериментально-теоретический (эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирования, гипотетический, исторический, логический, абстрагирования, идеализация, аксиоматика, обобщения и др.);
метатеоретический (диалектический метод, метод системного анализа).
Метод науки - организация познавательного процесса в структуре научной и познавательной деятельности, которая предусматривает конкретный научный поиск: формулирования проблемы, построение гипотезы, эмпирическая, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, выводы и прогноз дальнейших разработок.
Методологические знания в содержании высшего образования выполняют следующие функции:
мировоззренческую;
познавательную (или исследовательскую);
рефлексивную.
Наука | ||
Фундаментальная (чистая) | Прикладная | |
Теоретическая сфера исследования | Эмпирическая сфера исследования | |
Более глубокий анализ фактов · Теоретически изучать значит: · Не просто описывать, но и указывать соотношение изучаемого к тому, что уже известно · Измерить все, что можно измерить · Составить гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями · Изучать гипотезы опытом | вкл в себя 2 основные стадии · Процесс получения фактов · Первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи ü Осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка ü Классификация фактов по различным основаниям | занимается использованием накопленных знаний о природе явлений для решения практических задач, для разработки эффективных средств управления всевозможными естественными процессами |
Дедуктивные - Теории на частном случае | Индуктивные методы - От частного к общему. Накопление отдельных фактов, а потом объяснение |
Признаки сформировавшейся науки
· Собственный понятийный аппарат
· Собственные методы исследования
· Теоретическая база
· Законы и закономерности
Исходная точка исследования постановка проблемы
· определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;
· формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
· выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.
Научное исследование условно разделяют на этапы:
1. эмпирический;
2. теоретический.
Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.
Именно во время такой работы исследователь должен:
описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории - к практике, которая ее проверяет.