Ценности как стержень культуры

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 98-99 и отвечают на вопросы.

- Что такое ценности?

- Какие ценности выделяет наука?

Организуется дискуссия: «Свобода - это есть осознанная не­обходимость».

подчеркнуть, что абсолютной свободы нет. Свобода имеет смысл только для людей, которые умеют делать выбор между «хочу» и «можно» и отвечать за него.

III. Закрепление изученного материала

- Перечислите виды культуры и приведите соответствующие примеры.

- Чем отличается материальная культура от духовной?

- Что общего между материальной и духовной культурой?

- Какие противоречия можно выделить в развитии культуры?

- Какие ценности являются стержнем культуры?

- В чем заключается гуманистическая направленность культуры?

- Что является этической основой культуры?

Для закрепления материала проводится терминологический диктант.

Культура, материальная культура, духовная культура, ценности, фундаментальные ценности, мораль, этика, нравственность.

Домашнее задание:параграф 12
Урок ___. Нравственные чувства и моральное поведение

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с понятиями.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный че­ловек, безнравственный поступок.

Тест по теме: Этическая основа культуры

III. Изучение нового материала
План

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Моральные нормы и их функции в обществе.

3. Особенности морального познания.

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника с. 103-104

Моральные нормы и их функции в обществе

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника с. 105-106. Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с.

- выделить глав­ную функцию морали: регулятор общественных отношений, усло­вие успешной социализации личности.

Особенности морального познания

Работа с текстом учебника с. 107-109 и отвечают на вопросы:

- Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?

- Что такое парадокс моральной оценки? Приведите при­меры.

- Что такое парадокс морального поведения? Приведите при­меры.

обсудить проблему: права ли народная мудрость «Умный учится на чужих ошибках, только дурак учится на своих»?

IV. Закрепление изученного материала

Вопросы морали с древнейших времен были предметом раз­мышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) - американский философ и поэт, крупнейший американский романтик. Высшей святыней он провозглашал неповторимость духовного мира человека. Эмер­сон утверждал: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной... Нравственность - это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».

- Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.

- Подробно разъясните мысль автора.

- Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.

-

Домашнее задание

1. § 13, задания 4, 5, 6

Урок ___. Нравственные категории и добродетели

Цели: ознакомить с основными понятиями; закрепить умение работать с первоисточниками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План

1. Структура нравственных категорий.

2. Добро и зло.

3. Добродетель и порок.

4. Стыд.

5. Свобода.

6. Милосердие.

Наши рекомендации