Парадигма в юридической науке
Термин «парадигма» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей работе «Структура научных революций» Т. Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов парадигмы.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном — парадигма характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
В структуру любой научной парадигмы входят:
· символические обобщения, составляющие формальный категориально-понятийный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины;
· метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания;
· ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.
В юридической науке, как правило, под парадигмой подразумевают тот или иной тип (форму) правопонимания, обеспечивающий формирование научного направления видения права с позиции концептуальных оснований. Та или иная школа или теория правопонимания претендует на всеобщность и универсальность своего типа правопонимания. К примеру, в юридической науке выделяют юснатуралистский (естественно-правовой) тип правопонимания, либертарно-юридический тип правопонимания, легистский (позитивистский) тип правопонимания и т. д. (В. С. Нерсесянц). Все эти типы или парадигмы понимания права пытаются обосновать концептуальные различия своих школ, что формирует высший уровень правового знания в рамках конкретного научного направления.
Другими словами, парадигма в праве — это концептуальное направление (учение, школа, теория) правовой мысли, научно формулирующее свое собственное правопонимание на основе исходных принципов и догм его истолкования.
В частности, для юснатуралистского или естественно-правового понимания характерны следующие постулаты:
· Право — это в первую очередь естественные и неотчуждаемые права человека.
· Права человека возникают с момента его рождения и прекращаются смертью.
· Права и свободы человека и личности носят абсолютный, неотчуждаемых и императивный характер действия.
· Права человека должны признаваться, гарантироваться и защищаться государством.
· Государство обязано конституционно и законодательно признавать права и свободы человека и личности.
· Государство обязано соблюдать права и свободы личности.
· Никто не может быть лишен своих неотчуждаемых прав произвольно.
· Права и свободы личности, впрочем, как и сам человек являются высшей ценностью.
· Разрешено все то, что не запрещено правом, законом.
Для легистского (позитивистского) типа правопонимания характерны противоположные черты:
· Государство наделяет правами и свободами личность и общество.
· Государство само определяет границы правового усмотрения.
· Право — это приказ власти, нормативно закрепленный в официальных письменных документах.
· Личность обязана соблюдать право и законодательство, установленное государством.
· Юридическая ответственность лица определяется государством в соответствии с принятым законодательством.
· Естественные права и свободы, если таковые признаются, зависят от усмотрения государства.
· Запрещено все то, что не разрешено правом, государством и законом.
Отсюда тот или иной тип правопонимания представляет собой целостное юридическое и научно самостоятельное направление интерпретации права и его проявлений. Это и называется юридической парадигмой.
Таким образом, юридическая догматика, основанная на юридическом позитивизме, демонстрирует в целом существующие категориально-понятийные и формально-логические возможности права как системы норм, установленных государством (сувереном), однако не способна понять смысл и содержание самих жизненных отношений, которые регулируются этими нормами и которые оно порождает.