Социология и психология аудитории сми

Организационно-методический раздел

1.1. Цели изучения дисциплины

Ознакомление магистрантов с основными концепциями аудитории в отечественной и зарубежной социологии и психологии, закономерностями функционирования массовой аудитории СМИ; изучение структуры и содержания обратных связей МК и СМИ, усвоение форм и методов практической работы редакции с аудиторией.

1.2. Задачи курса

Познавательно-методологическая ориентация магистрантов в теоретическом материале, овладение навыками самостоятельного анализа фундаментальных проблем массовой аудитории, усвоение практических форм и методов воздействия на массовую аудиторию и повышение эффективности СМИ.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Углубленное изучение социологических и психологических проблем аудитории способствует выработке у журналиста личных принципов отношения к аудитории, формирует его интеллектуально-эмоциональное взаимодействие с главным объектом журналистского влияния, содействует формированию диалоговой модели работы с аудиторией, субъект-субъектной интеракции.

1.4.Требования к уровню освоения дисциплины

Магистранты должны свободно владеть понятийно-терминологическим аппаратом и основными концепциями аудитории СМИ. Знать теорию обратных связей и их роль в функционировании и эффективности СМИ. Четко представлять формы и методы социального и психологического воздействия СМИ на сознание и поведение индивидов и социумов.

1.5.Методические рекомендации

«Социология и психология аудитории» – комплексная и многоаспектная дисциплина, требующая знаний в разнообразных областях теории и практики не только журналистики, но и смежных наук. Большую роль играют верное понимание сущности журналистской профессии, социальная и мировоззренческая позиция, широкий культурный кругозор и духовно-идеологический плюрализм. Поэтому изучение аудитории имеет большое воспитательное и нравственно-этическое значение, которое не менее важно, чем содержательная часть изучения дисциплины.

Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

Вид учебной работы Общее количество часов Семестры
9-й 10-й 11-й 12-й
Аудиторные занятия – лекции – лабораторные работы – практические занятия, семинары          
Контрольные работы, рефераты      
Коллоквиум          
Курсовая работа по дисциплине          
Курсовая работа по специализации          
Зачет      
Экзамен          

Содержание дисциплины

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

Лекции

1. Понятие массовой аудитории в социологии и психологии журналистики. Задачи, объект и предмет изучения. Краткий экскурс в историю изучения аудитории. Опыт отечественной и зарубежной журналистики.

2. Роль обратной связи в природе и обществе, в массовой коммуникации и СМИ. Теория общения. СМИ как средство массового общения и формирования общностей.

3. Социальные и психологические особенности аудитории СМИ. Типологизация. «Идеология» аудитории. Социально-психологический портрет современной аудитории. Роль стереотипов, мифологем и предрассудков в массовом сознании аудитории.

4. Формы и способы психологического воздействия. Массовая аудитория – манипулируемая общность. Коллективное бессознательное. Архетипы. Менталитет. Информационно-психологические войны и аудитория СМИ.

5. Аудитория СМИ как объект социально-психологических исследований. Методы.

6. Психологическая эффективность журналистики. Установление «повестки дня». Аудитория и общественное мнение. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Создание виртуальной действительности и формирование нового типа сознания.

3.2. Примерный перечень вопросов к зачету

1. Понятие и концепция обратной связи в природе, кибернетике, обществе и массовой коммуникации.

2. Аудитория и СМИ как объект и субъект коммуникации, особенности массовой аудитории.

3. Методы социологического исследования аудитории СМИ.

4. Информационно-психологические войны и аудитория.

5. Социально-психологический портрет современной аудитории и ее типологизация.

6. Массовая аудитория – манипулируемая общность и продукт масс-культуры.

7. Формы и методы воздействия СМИ на коллективное сознание социума.

8. Интерактивная журналистика, возрождение субъект-субъектных отношений и их имитация в политических телешоу.

9. История изучения аудитории в отечественных и зарубежных СМИ.

10. Теория общения – массовая аудитория и СМИ.

11. Массовая аудитория, символическая и виртуальная «реальность».

12. Аудитория как рынок массовой информации.

13. Психологические особенности СМИ и аудитории.

14. Нейролингвистическое программирование в массовой аудитории средствами СМИ.

Наши рекомендации