Социология и психология аудитории сми
Организационно-методический раздел
1.1. Цели изучения дисциплины
Ознакомление магистрантов с основными концепциями аудитории в отечественной и зарубежной социологии и психологии, закономерностями функционирования массовой аудитории СМИ; изучение структуры и содержания обратных связей МК и СМИ, усвоение форм и методов практической работы редакции с аудиторией.
1.2. Задачи курса
Познавательно-методологическая ориентация магистрантов в теоретическом материале, овладение навыками самостоятельного анализа фундаментальных проблем массовой аудитории, усвоение практических форм и методов воздействия на массовую аудиторию и повышение эффективности СМИ.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Углубленное изучение социологических и психологических проблем аудитории способствует выработке у журналиста личных принципов отношения к аудитории, формирует его интеллектуально-эмоциональное взаимодействие с главным объектом журналистского влияния, содействует формированию диалоговой модели работы с аудиторией, субъект-субъектной интеракции.
1.4.Требования к уровню освоения дисциплины
Магистранты должны свободно владеть понятийно-терминологическим аппаратом и основными концепциями аудитории СМИ. Знать теорию обратных связей и их роль в функционировании и эффективности СМИ. Четко представлять формы и методы социального и психологического воздействия СМИ на сознание и поведение индивидов и социумов.
1.5.Методические рекомендации
«Социология и психология аудитории» – комплексная и многоаспектная дисциплина, требующая знаний в разнообразных областях теории и практики не только журналистики, но и смежных наук. Большую роль играют верное понимание сущности журналистской профессии, социальная и мировоззренческая позиция, широкий культурный кругозор и духовно-идеологический плюрализм. Поэтому изучение аудитории имеет большое воспитательное и нравственно-этическое значение, которое не менее важно, чем содержательная часть изучения дисциплины.
Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля
Вид учебной работы | Общее количество часов | Семестры | |||
9-й | 10-й | 11-й | 12-й | ||
Аудиторные занятия – лекции – лабораторные работы – практические занятия, семинары | |||||
Контрольные работы, рефераты | |||||
Коллоквиум | |||||
Курсовая работа по дисциплине | |||||
Курсовая работа по специализации | |||||
Зачет | |||||
Экзамен |
Содержание дисциплины
3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий
Лекции
1. Понятие массовой аудитории в социологии и психологии журналистики. Задачи, объект и предмет изучения. Краткий экскурс в историю изучения аудитории. Опыт отечественной и зарубежной журналистики.
2. Роль обратной связи в природе и обществе, в массовой коммуникации и СМИ. Теория общения. СМИ как средство массового общения и формирования общностей.
3. Социальные и психологические особенности аудитории СМИ. Типологизация. «Идеология» аудитории. Социально-психологический портрет современной аудитории. Роль стереотипов, мифологем и предрассудков в массовом сознании аудитории.
4. Формы и способы психологического воздействия. Массовая аудитория – манипулируемая общность. Коллективное бессознательное. Архетипы. Менталитет. Информационно-психологические войны и аудитория СМИ.
5. Аудитория СМИ как объект социально-психологических исследований. Методы.
6. Психологическая эффективность журналистики. Установление «повестки дня». Аудитория и общественное мнение. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Создание виртуальной действительности и формирование нового типа сознания.
3.2. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие и концепция обратной связи в природе, кибернетике, обществе и массовой коммуникации.
2. Аудитория и СМИ как объект и субъект коммуникации, особенности массовой аудитории.
3. Методы социологического исследования аудитории СМИ.
4. Информационно-психологические войны и аудитория.
5. Социально-психологический портрет современной аудитории и ее типологизация.
6. Массовая аудитория – манипулируемая общность и продукт масс-культуры.
7. Формы и методы воздействия СМИ на коллективное сознание социума.
8. Интерактивная журналистика, возрождение субъект-субъектных отношений и их имитация в политических телешоу.
9. История изучения аудитории в отечественных и зарубежных СМИ.
10. Теория общения – массовая аудитория и СМИ.
11. Массовая аудитория, символическая и виртуальная «реальность».
12. Аудитория как рынок массовой информации.
13. Психологические особенности СМИ и аудитории.
14. Нейролингвистическое программирование в массовой аудитории средствами СМИ.