Капиталистическое общество

Концепция капитализма строится М. Вебером на основе ана­лиза определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистической культуры, т.е. культуры, где господству­ют только интересы реализации частных капиталов»2.

Капитализм, по Веберу, в тех или других формах существовал во все периоды человеческой истории, но капиталистический спо­соб удовлетворения повседневных потребностей присущ только Западной Европе и притом лишь со второй половины XIX столетия. Начатки капитализма в предшествующие эпохи являются лишь его предвестниками, а немногие капиталистические предприятия XVII в. могли бы быть вычеркнуты из тогдашней хозяйственной жизни, не вызывая в ее течении разрушительных перемен.

Формы хозяйствования, создаваемые в древности, средневе­ковье и в раннее новое время, являют, по мнению Вебера, различ­ные формы нерационального капитализма. К нерациональным видам капитализма Вебер относит капиталистические предприятия с це-

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 365.

2 Там же. С. 390.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 389

лью откупа, с целью финансирования войн, авантюристический, торговый, ростовщический, спекулятивный капитализм. Все эти формы капитализма базируются на военной добыче, налогах, до­ходах по должности, должностных злоупотреблениях, на взимании и людской нужде.

Историческое развитие, указывает Вебер, вплоть до XVIII в. шло в направлении все большего и большего уменьшения свобод для рынка: аренда казенных имений всюду заменялась наследс­твенным владением, откупщиков сбора налогов всюду заменяли финансовые чиновники, вместо свободной сдачи государственных подрядов предпринимателю создавались принудительные трудо­вые повинности подданных, классы делились на профессиональ­ные группы с наследственно закрепленным занятием, на которые возлагались государственные тяготы с круговой порукой. Вообще все население наследственно прикреплялось либо к занятию и ремеслу, либо к клочку земли, росло количество государственных повинностей и работ. Принцип общинности и круговой поруки, рост государственных повинностей и сыска, наследственное при­крепление к занятию — все это препятствовало развитию капита­лизма. Рациональному капитализму, т.е. свободному рыночному развитию, не находилось места.

Рациональный капитализм формируется только тогда и там, где возникают условия для существования свободного рынка, свобод­ного обмена, купли и продажи деятельностей, товаров и услуг. Он является тем более рациональным, чем более опирается на массо­вое производство и массовый сбыт.

Свое исследование рационального капитализма Вебер ведет по четырем направлениям. Он выявляет, во-первых, закономер­ности становления экономики капитализма. Во-вторых, станов­ление социальной сферы капитализма — гражданского общества и соответствующей системы социальной стратификации. В-третьих, становление национального государства и рационального права. В-четвертых, процесс рационализации духовной жизни и станов­ление новой рациональной капиталистической этики.

Все указанные сферы при этом не объединены причинно-следственной системой отношений, они находятся в отношении соотнесенности друг с другом. Фактически основные идеи и тео­ретические схемы становления и функционирования капиталисти­ческого общества изложены Вебером соответственно в четырех его Работах: «История хозяйства», «Город», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма». Во всех



История социологии

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru четырех работах продемонстрирован процесс становления капита­лизма как процесс рационализации всех сторон экономической, социальной, политической и культурной деятельности.

Экономика капитализма.Вебер дает следующее определение экономики капитализма: «Капитализм имеется налицо там, где производственно-хозяйственное удовлетворение потребностей некоторой группы людей, независимо от рода этих потребностей, осуществляется путем предпринимательства; специально-раци­ональное капиталистическое производство есть производство на основе капиталистического расчета,... т. е. ведет счетный контроль своей доходности посредством новой бухгалтерии и составления баланса»1. Эпоха же может быть названа типично капиталисти­ческой лишь в том случае, когда удовлетворение потребностей капиталистическим путем совершается в таком объеме, что с уничтожением этой системы перечеркивается сама возможность их удовлетворения вообще. Говоря о причинах становления раци­онального европейского капитализма, Вебер указывает, что он не был вызван к жизни ни увеличением народонаселения, ни прито­ком благородных металлов. Не имели значения для его возникно­вения и причины географического характера, такие, как близость к Средиземному или другим морям. Капитализм, согласно Веберу, возник в лежащих внутри страны индустриальных городах, а не в приморских торговых центрах Европы.

Колониальная политика XVI-XVLII столетий также оказала незначительное влияние на становление капитализма как хозяйст­венной сферы. Вебер фиксирует, что приобретение европейскими государствами колоний привело к накоплению в метрополиях ко­лоссальных богатств. Возможность такого накопления богатства во всех без исключения странах опиралась на власть, прежде всего на государство. Однако, повлияв столь сильно на накопление состо­яний внутри Европы и породив значительное количество богатых людей, живущих рентой, она лишь в незначительной степени со­действовала развитию капиталистической организации промыш­ленности. Вебер невысоко, в отличие от К. Маркса и В. Зомбарта, оценивает роль и влияние колониальной политики на развитие капитализма.

Потребности армии и стремление к роскоши также не игра­ли в процессе становления капитализма особой роли. Позиция, например, Зомбарта, приписывающая армии главную роль в со­здании спроса на капиталистическом рынке сбыта, представляет-

1 Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923. С. 176.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



ся Веберу неправомерной. Уже в работе «Город» он отказывается, например, рассматривать греческие полисные и средневековые городские экономики, ориентированные на войну, в качестве про­образов капиталистических экономик. Потребности армии, и это наблюдается как в европейских, так и в неевропейских странах, во все большей и большей степени удовлетворялись силами самого государства, учреждением государственных мастерских для произ­водства предметов амуниции и вооружения. Капитализм возникает вне рамок армии и государства, хотя и не без их помощи.

Для Вебера главным фактором, способствовавшим форми­рованию и расширению спроса продуктов капиталистической экономики, была скорее демократизация предметов роскоши, ко­торая и представляла собой решительный поворот к капитализму, поскольку означала возникновение потребности в промышленном производстве, ориентированном не на войну и не на нерациональ­ную спекуляцию, а на массовый товарный рынок. Фабричное про­изводство изделий массового сбыта, демократизация потребления дали в свою очередь решительный толчок к реализации чисто ка­питалистической идеи — получать прибыль путем удешевления производства и понижения цен. Вебер пишет: «Не развитие капи­тализма предшествовало понижению цен, но, наоборот, сначала относительно упали цены, а затем уже появился капитализм»1.

Стремление к предпринимательству, стремление к наживе, к денежной выгоде само по себе, также отмечает Вебер, ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление в равной ме­ре наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, художни­ков, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, посетителей игорных домов и у нищих. Безудержная алчность в делах наживы не тождественна капитализму и еще менее его духу. «Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стрем­ления, во всяком случае, его рациональному регламентированию»2. Капитализм тождествен стремлению к наживе в рамках непрерыв­но действующего рационального капиталистического предпри­ятия в форме непрерывно возобновляющейся прибыли, в форме рентабельности. Там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала, т.е. направлена на планомерное использование материальных средств и личных усилий для получе­ния прибыли таким образом, чтобы конечный доход предприятия

1 Вебер М. История хозяйства. С. 176.

2 Вебер М. Избранные произведения. С. 48.



История социологии

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru превышал капитал, т.е. стоимость использованных материальных средств. Именно этот процесс и составляет основу рационального капиталистического предпринимательства.

Предпосылками, основами и характерными чертами капита­листического хозяйства Вебер считает: 1) частную собственность на материальные средства производства, 2) свободу рынка, 3) ра­циональную технику, 4) рациональное право, 5) свободу труда, 6) коммерческую постановку хозяйства. В дальнейшем привно­сится еще один момент — 7) биржевые операции. Они приобрета­ют особое значение, когда капитал выливается в форму свободно функционирующих ценных бумаг. К этому следует добавить, что неизбежными спутниками капиталистического хозяйственного по­рядка уже в XIX в. стали экономические и социальные кризисы: хроническая безработица, голод, перепроизводство, политичес­кая нестабильность и как результат — 8) появление рационального социализма. Необходимым условием развития капитализма стало 9) формирование организации информации и транспорта. В XIX в. средством распространения экономической информации стали газеты. Железные дороги вызвали не только в области общения между людьми, но и в хозяйственной жизни величайший из пере­воротов, какие совершались в истории.

Современный капитализм органически связан с такой фор­мой организации промышленного процесса, как фабрика. Вебер подчеркивает, что современная рациональная организация капи­талистического предприятия немыслима без господствующего в современной экономике отделения предприятия от домашнего хозяйства, юридически оформленного разделения капитала пред­приятия и личного имущества предпринимателя, с одной стороны, и тесно связанной с этим рациональной бухгалтерской отчетно­сти — с другой. Отличительной чертой фабрики является также применяемая техника — паровая машина и общая механизация процесса труда. Специфическое качество этой техники заключа­ется в том, что в отличие от предшествующих эпох, когда орудия труда служили человеку, на фабрике эпохи капитализма человек подчинен технике.

Становление технической части «проекта фабрики» было связано с тремя главными направлениями развития. Во-первых, уголь и железо освободили технику, а вместе с тем и возможность производства от рамок, связанных с применением органических материалов, прежде всего дерева (XV-XVIII вв.). Во-вторых, ме­ханизация процесса производства благодаря применению паровой

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



машины освободила его от подчинения органическим рамкам че­ловеческого труда. В-третьих, при содействии науки производство освободилось от устаревших традиционных способов.

Кроме того, для становления такой новой формы производст­венной организации, как фабрика, необходимо было использо­вание рабочей силы, лишенной иных средств к существованию, кроме свободного найма. Фабрика - это, как подчеркивает Вебер, рациональная организация свободного труда в форме предприятия. Первоначально новая форма производства рекрутировала рабочую силу принудительными мерами. Примерами могут служить зако­ны королевы Елизаветы в Англии. Другим источником рабочей силы были разорявшиеся мелкие ремесленные мастера. Однако государство принимало принудительные законодательные меры не только к рабочим, но к предпринимателям. Если в течение всех средних веков трудящемуся нередко самому приходилось сбывать на рынок свой продукт, то теперь законодательству приходилось защищать рабочего от навязывания ему функций сбыта и обеспе­чивать ему денежное вознаграждение. Это радикальным образом изменило ситуацию и резко подстегнуло развитие рынка товаров и денег, создало основу для демократизации потребления и станов­ления капитализма в целом.

Становление гражданского общества как социального строя капитализма.Становление гражданского общества, социальной стратификации, основных социальных групп и общностей Вебер связывает с развитием городской жизни. Роль городов в социаль­ной истории, в истории культуры огромна. Развитие искусства, науки, религии, становление теологического мышления — все это становится и развивается, по мнению Вебера, именно в рамках города.

Вопрос о том, следует ли назвать данный населенный пункт городом, решают не пространственные его размеры, а соображения хозяйственного свойства. Город — это торговый и ремесленный центр. Город возникает как результат намерения «использовать в торговле земельную ренту», торговля имеет решающее значение Для возникновения города. В городе селились, чтобы торговать, заниматься ремеслом, получать земельную и денежную ренту. Город — это еще и крепость. Город — это местопребывание влас­ти, в том числе и духовной. Но главное состоит в том, что город — это общинный союз, и именно таковым он предстает на Западе. Европейский город возникал прежде всего как союз для обороны, как объединение граждан, экономически способных организовать



История социологии

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru оборону, которые могли вооружаться, снабжать и организовать оборону собственными силами.

Существенным моментом, по мнению Вебера, в становлении гражданства как принципа членства в общинном городском сою­зе явилось христианство. Христианство сыграло ключевую роль в уничтожении магии и проистекавших из нее разделений между племенами, родами, народами. Гражданство возникает как внепле-менной, внеэтнический, внеродовой принцип. Гражданское сооб­щество складывается в качестве чисто социального образования.

Существенным моментом европейского города является фор­мирование демократии как политической системы городского, т.е. гражданского, сообщества. Демократия требует, чтобы постанов­ления города были обязательны лишь в тех случаях, когда плебеи принимают участие в голосовании. И главную роль в этом так­же сыграло военное дело. Причина демократизации всюду носит чисто военный характер. Она заключается в появлении дисцип­линированной пехоты (гоплитов в древности, цехового войска в средние века). Военная организация вела к победе демократии, так как массам давалось в руки оружие и тем самым они приобретали определенное политическое влияние.

Вебер делит историю гражданского общества на три этапа в соответствии с тремя историческими типами городов: анти­чный, средневековый и город нового времени эпохи капитализ­ма. Демократия античного города создала для сословия граж­дан — горожан — военно-политическую монополию и разви­лась в солдатский политический цех. Стремление к обогащению осуществлялось главным образом через войну и военную добы­чу, а также посредством привилегий, извлекаемых из политики. Полноправным гражданином античности являлся землевладелец. Социальные отношения античного города, система социальной стратификации фундированы, как указывает Вебер, в поземель­ных отношениях.

Средневековый город отличается прежде всего внутренней расчлененностью на цехи. Цеховая система — это фактически пер­вая система социальной стратификации гражданского общества. В средневековом городе даже знатные фамилии должны были всту­пать в цехи. Высшие цехи объединяли купцов, менял, ювелиров, т. е. предпринимателей, нуждающихся в значительных оборотных средствах, а также юристов, врачей, аптекарей, т. е. вообще людей с состоянием и образованием. За этими цехами следовали средние предприниматели, а за ними — рабочие.

.

Ммам^^^ня

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395

Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий заработка и дохода промышленного труда, препятствование конкуренции и разви­тию крупного производства, подчинение окружающей сельской местности своим экономическим интересам путем установления привилегий и принуждения продавать и покупать только на рынке данного города.

Типичный гражданин средневекового города — купец или ремесленник, являющийся домовладельцем и платящий налоги. Однако социальные отношения средневекового города демонс­трируют возрастание конфликта между торговым капиталом и ремеслом, развитие крупной промышленности и рост сословия подмастерьев как предшественников современного пролетариата. В цеховом городе господствует сословное неравенство, и основной тенденцией в развитии средневековых городов является стремле­ние к равенству сословий и борьба за свободу.

Национальное государство.Становление свободного рынка и свободного гражданина осуществляется в рамках средневекового европейского города и является, как уже было сказано, главной тенденцией исторического развития. Однако главное условие и механизм этого процесса коренились не в самом городе. Оно, как считает Вебер, состояло в том, что в Новое время города подпали под власть складывающихся и конкурирующих между собой наци­ональных государств, ведущих непрерывную мирную и военную борьбу за господство. Именно эта конкуренция создала условия для развития современного капитализма. Каждое государство стремилось привлечь к себе свободно обращающийся капитал, который диктовал свои условия этим государствам. Буржуазия как класс, как новая социальная группа, ставшая основой и мотором капиталистического развития, возникла из этой сложной констел­ляции исторических событий и обстоятельств.

«Из вынужденного союза государства и капитала, — пишет М. Вебер, — возникло сословие граждан в национальном масш­табе — буржуазия в современном смысле слова. Замкнутое наци­ональное государство создает условия для дальнейшего существо­вания капитализма, который сохраняется до тех пор, пока нацио­нальное государство не уступит место мировому»1.

Вебер считает, что капитализм в качестве необходимого усло­вия своего существования должен иметь рациональное государство.

1 Вебер М. История хозяйства. С. 212.



История социологии

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Более того, только в нем и существует капитализм. Рациональное государство эпохи капитализма отличается правовыми основами управления, бюрократией как формой рационального управления (разделением чиновничества на отдельные ведомства, профессио­нальной подготовкой чиновничества) и развитием рационального права — государственного, гражданского, коммерческого.

Формально-юридическая система отношений, ставшая осно­вой рационального государства, сформировалась на основе при­нятия Европой римского права. При этом Вебер подчеркивает, что сама по себе рецепция формального римского права средневеко­вой Европой не является непосредственной причиной возникно­вения капиталистических правовых систем. Все характерные для современного капитализма правовые институты хозяйственной деятельности отнюдь не вытекают из римского права; рентовые бумаги, долговые обязательства, военный заем возникли из гер­манской правовой мысли; акция выросла из средневекового и нововременного права, древности она неизвестна; вексель создан арабским, итальянским, германским и английским правом; тор­говое товарищество является продуктом средних веков; ипотека, официально регистрируемая и обеспеченная залогом, — институт средневекового, а не античного происхождения. Главным следс­твием рецепции римского права было то, что оно приучило к фор­мально-юридическому мышлению, что и дало старт появлению рационального государства в виде появления соответствующего корпуса управляющего чиновничества.

Разделение на ведомства и профессиональная подготовка чи­новничества стали возможны только благодаря развитию городов и распространению христианства. Сословие городских граждан не могло разрешать торговые споры рыцарским поединком, а хрис­тианство считало такой способ языческим и потому неправомер­ным. И христианство, и городские граждане требовали опираться на рациональное судопроизводство и право, профессиональных юристов и адвокатов. Именно последние с их опорой на римское право приучили городское население к формально-юридическому мышлению, работающему, как машина, по заранее определенному плану и согласно формальным нормам, для которых обрядово-ре-лигиозные и магические соображения не играли никакой роли. Сочетание формально разработанного права с изучавшим это право чиновничеством, представляющим государство и обладаю­щим на основе этого права техникой управления, стало не только юридической основой хозяйственной деятельности, но напрямую

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 397

содействовало развитию капитализма. Содействие рационально­го государства развитию капитализма выражалось прежде всего в разработке соответствующей хозяйственной политики.

На Западе до XIV в. планомерную политику вели лишь города и церковь, государство отказывалось от вмешательства в хозяйс­твенную жизнь, ограничиваясь лишь установлением пошлинной и финансовой политики, а также осуществлением политики обще­ственного благосостояния, направленной на обеспечение населе­ния продуктами продовольствия. Первые следы правительствен­ной хозяйственной политики Вебер усматривает к XIV в. в Англии. Она вылилась в систему, которая стала известна как мерканти­лизм. Меркантилизм — это возведенное в принцип государствен­ной политики поддержание производства, это союз государства с капиталистическими интересами. Целью государства являлось укрепление его мощи, каковое достигалось, с одной стороны, пу­тем увеличения государственных доходов, а с другой — путем по­вышения налогоспособности населения, роста народонаселения и соблюдения торгового баланса. Вебер называет меркантилизм нерациональным капитализмом в силу того, что он основывает­ся на фискальных и колониальных интересах, на государствен­ных монополиях и носит сословно-монополистический характер, предполагающий разделение всего населения на сословия и их сохранение в неприкосновенности. Меркантилизм уступил мес­то рациональному капитализму, основывающемуся на свободном рынке, однако он сделал свое дело — способствовал укреплению класса капиталистов.

Развитие капиталистического духа.Капиталистический дух — это не стремление к наживе. Было бы ребячеством думать, считает Вебер, что рационалистическая и капиталистическая эпоха отли­чается более сильным стремлением к наживе, чем другие эпохи. В понятие капиталистического духа Вебер включает рациональный образ мысли, рациональный образ жизни и рациональную хозяйствен­ную этику.

Все это подразумевает, во-первых, отказ от воспроизводства и поддержания традиции, от суеверного стремления сохранить все привычные способы деятельности, проистекающие из страха, что малейшее изменение в обычном ходе жизни вызовет враждебное Действие со стороны таинственных магических сил.

Во-вторых, речь идет о ликвидации деления морали на внут­реннюю и внешнюю, деления контрагентов хозяйственной дея­тельности на своих (родственников, соплеменников... и т.п.), в от-

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru ношении которых непозволительны взаимные Р^сче™' ^лу.
в отношении которых возможна полная беззастенчив^ ^

чении прибыли. Одновременно с проникновением ст^
прибыли в хозяйство наблюдается стремление к его рационал
ограничению в виде регулирующих норм. й церковью

В-третьих, речь идет об отказе от практикуемой ц^р
средневековой хозяйственной этики, основывающейся у ^
ле «iustum pretium», т.е. требующем для каждого"^спра-
существование и обеспечение этого права устанемте
ведливой цены» и сдерживанием свободной конкур^ и веТСКОЙ
В-четвертых, налицо формирование РаЦи^иЬ^агиИ и су-
этики. Во все времена, считает Вебер, к уничто**ншомагивОДШЮ
еверий и формированию рационального образа жизv ^

только одно средство - великое пророчество. Это явлен^ ^^_
не свойственно исключительно христианству,«u й является

ется в истории религий, и наиболее яркой егс' Ф?Рм^знь опре-
аскетизм. Аскетизм означает твердое проведени первой

деленного строгого уклада жизни. Мон^^^^тельно
рационально живущей группой людей, методичек Однако

стремящихся к одной цели - блаженной жизня^^^ толь-
последовательно рациональный образ жизни огР*»™ жизНЬ
ко рамками монашества. Попытки внедрить его г> ми У ^
встречали преграду в церковной практике покаяния в Р
поведи и отпускания грехов. С этой «стемои^^^ мо-
разделения мирской и монашеской морали, разл ль„о

ралью для всех и моралью для немногих избранных реш

порвала Реформация. Ал«чяния создала свои

Аскетизм стал светским, для чего Реформациясозд ^ ^
особые правила. Этими правилами было служение: у _

соединение с Богом через труд, через профессию ^Р ^ <<Ты ние. Вебер приводит в связи с этим ™™сое*^™1 всЮ свою думаешь, что убежал от монастыря - нет, теперь, а*д жизнь должен быть монахом»'. Порицая наслаждение,^но н р^ шая отрекаться от мира, протестантизм задачей каждого считал подчинение себе внешних условии жизни <<гшизВание» Из этого мировоззрения и возникло понятие ip ^ («Beruf»). «В понятии "Beruf, - пишет Вебер, ^* с. выражение тот центральный догмат всех ПР°«"*™* м БогУ даний, ... который единственным средством стать^у д ^^ считает не пренебрежение мирской нравственностью

1 Вебер М. История хозяйства. С. 228.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 399

монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обя­занностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для чело­века его "призванием"»1. Это понятие дает оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как делу, угодному Богу. Оно, с одной стороны, успокаивало совесть предпринимателя, поскольку представляла его не собственником, но лишь управляющим теми благами, которые послал ему Бог; с ДРУГ0И побуждало рабочих к труду. Нравственная безупреч­ность отождествлялась с деловой честностью. «Такой могущест­венной, бессознательно утонченной организации для обуздания представителей капитализма не было ни в одной другой церкви или религии», — пишет Вебер2.

Однако, подводя итог, Вебер фиксирует, что этот корень сов­ременной экономической жизни уже умер. Хозяйственная эти­ка, возникшая на почве аскетического идеала, лишилась своего религиозного обоснования. Надежда на награду в будущем пала, и на первый план выдвинулись всевозрастающие противоречия капитализма. Вместе с этим идеалом закончилась эпоха раннего капитализма и начался «железный век XIX столетия».

* * *

Таков в основных своих чертах образ капиталистического общества, созданный М. Вебером. Он остается верен своей мето­дологии понимающей социологии, вскрывая и демонстрируя ста­новление и функционирование капиталистического общества как процесс становления новых типов социального действия и норма­тивно-ценностных порядков через процесс их рационализации. Результатом этого процесса стало формирование рационального капиталистического хозяйства во всей сложности его форм, про­цессов и условий; складывание социальной организации капита­листического общества с его основными экономическими класса­ми (буржуазией и пролетариатом), статусными и политическими группами; становление рационального государства с присущими ему процедурами и нормами правового управления в форме ра­циональной бюрократии; утверждение капиталистического духа в виде различных вариантов утилитарно-рационального жизненного поведения, включая рациональный социализм.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 97.

2 Вебер М. История хозяйства. С. 229.

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru 400 История социологии

Основная литература

1. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001.

2. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

3. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культу­ре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 416-494.

4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произве­дения. М., 1990. С. 707-735.

5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Там же. С. 345—415.

6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там же. С. 495-546.

7. Вебер М. Основные социологические понятия // Там же. С. 602—643.

8. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же. С. 345—415.

9. Вебер М. Предварительные замечания // Там же. С. 44-60.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Там же. С. 61-272.

11. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Там же. С. 273-306.

12. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М, 1994. С. 78-308.

13. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Там же. С. 447-468.

14. Вебер М. Теория ступеней в направлении религиозного неприятия мира // Там же. С. 7-42.

15. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Там же. С. 43—77.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

2. Громов И., Мецкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 100— 140.

3. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.

4. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная полити­ческая социология: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 1997.

5. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: Русский христианский гумани-тарний ун-т, 1998.

6. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: Труд и экономика. М., 1997.

7. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Ве­бера: Пер. с англ. М., 1981.

8. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: Критика социологии М. Вебера. Ростов н/Д, 1988.

9. Макс Вебер, прочитанный сегодня / Под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: С.-Пе-терб. гос. ун-т, 1997.

10. Ожиганов Э.Н. Политическая теория Макса Вебера: Критический анализ/ Латв. гос. ун-т им. П. Стучки. Рига, 1986.

11. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

12. Уроки Макса Вебера. М.: Московский городский педагогический ун-т. М., 1995.

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ

способностью к экономическим комбинациям и стремящиеся к Социологические идеи

Гаэтано Моски

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Жизнь и труды

Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный италь­янский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «типичного человека пострисорджи-менто1, поколения, которое возмужало после 1870 г.»2. Иначе говоря, речь идет о генерации молодых итальянских интел­лектуалов, которая пришла на смену поколению идеалистов, боровшихся за национальное единство Италии и ее демокра­тизацию, — поколению, воодушевленному идеями Мадзини и Гарибальди. В последующий период возникли другие горизон­ты, связанные с появлением практических задач повседневно­го обустройства новообразованного итальянского государства. Новое поколение было более реалистическим, трезвым и разо­чарованно-скептическим.

Гаэтано Моска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо, в семье небогатого почтового служащего дворянского происхождения. Семья имела пьемонтские корни. В 1881 г. Моска окончил уни­верситет Палермо, где изучал право, и в 1883 г. защитил тезисы на тему «Факторы национальности» на звание лауреата (полно­правного выпускника университета). После этого будущий ученый изучал в Риме «Дополнительный курс политических и админис­тративных наук». В 1884 г. была опубликована его первая боль­шая работа «О теории правления и парламентском правлении», где уже содержались все основные идеи Моски, была рассмотрена история государственных учреждений различных стран и народов, а также развернута критика парламентаризма с консервативных

1 Рисорджименто (от итал. U risorgimento, буквально — возрождение) —
эпоха создания единого итальянского государства, начавшаяся в конце XVIII в. и
завершившаяся в 1861-1870 гг.

2 Albertoni E. Gaetano Mosca. Storia di una dottrina politica. Milano, 1978.
P-11-12.



История социологии

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru позиций1. Книга ученого осталась, впрочем, почти не замеченной. В 1885-1886 гг. он преподавал конституционное право в универ­ситете Палермо. В 1887 г. вышла в свет его работа «Современные конституции». В 1887—1897 гг. Моска служил ревизором (редакто­ром протоколов заседаний) палаты депутатов парламента Италии. Эта работа позволила ему накопить содержательные наблюдения о политической жизни страны, о функционировании механиз­ма итальянского конституционно-монархического государства и парламента. С 1888 г. Моска преподавал в Римском университете. Публикация в конце 18952 г. его главного труда «Основы поли­тической науки»3 принесла ему известность в масштабах Италии и позволила выиграть по конкурсу место главы кафедры консти­туционного права университета Турина, где он работал до 1923 г. В 1902-1904 гг. он преподавал также и политическую экономию. В 1902—1914 гг. Моска преподавал конституционное и админист­ративное право в коммерческом университете «Луиджи Боккони» в Милане. Ученый всю жизнь занимался также политической пуб­лицистикой и был весьма плодовит в этом качестве.

Добившись известности в качестве ученого, Моска об­ратился к большой политике: в 1908 г. он стал депутатом ита­льянского парламента, где занял консервативную позицию и прославился, оказавшись одним из двух депутатов, проголосовав­ших против законопроекта о введении всеобщего избирательного права, против предоставления избирательного права женщинам. Исследователь творчества Моски — Э. Альбертони оценил его как «консерватора, идеологически связанного с ценностями мелкой и средней национальной буржуазии». С 1914 по 1916 г. Моска за­нимал пост подсекретаря в министерстве колоний, а в 1919 г. был

1 А. Грамши указывал в своих «Тюремных тетрадях», что антипарламента­
ризм Моски был обусловлен его сицилийским происхождением. Сицилия — наи­
более отсталая (и во времена Моски, и ныне) территория Италии, куда во второй
половине XIX в. буржуазным отношениям еще не удалось проникнуть в полной
мере и потому здесь были сильны полуфеодальные, патриархальные отношения
и, следовательно, распространены недемократические взгляды.

2 В литературе указывают и на 1896 г.

3 В отечественной литературе наиболее распространенным является бук­
вальный перевод названия произведения: «Элементы политической науки».
Но итальянское «i elementi» значительно шире по своему значению русского
«элементы». Его можно переводить на русский язык многообразно: как «элемен­
ты», «начала» «основы» и т.д. В контексте содержания книги, в которой ученый
претендует на выдвижение основополагающих принципов построения науки об
обществе, ее фундаментальных положений, представляется более адекватным
вариант перевода «основы».

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



произведен королем Италии Виктором Эммануилом III в пожиз­ненные сенаторы. Был членом сенатской комиссии по иностран­ным делам и колониям, членом Высшего совета по народному об­разованию, занимал ряд других ответственных государственных постов. Моска удостоился академических титулов: он был членом Национальной академии наук в Турине, Академии Линчей и т.д.

Моска занимал критическую позицию по отношению к фашизму. Если в начальный период жизни и творчест­ва Моска критиковал парламентаризм, демократию, то пос­ле прихода к власти фашистов в 1922 г. он начал высказываться в защиту парламентаризма. В 1923 г. вышло в свет значитель­но дополненное, ставшее двухтомным, второе издание «Основ политической науки»1. С 1923 г. Моска преподавал в Римском уни­верситете публичное право, а с 1925 г. — и историю политических доктрин и институтов. В 1925 г. выступил в сенате против предо­ставления дополнительных полномочий главе фашистского пра­вительства, т. е. против Муссолини, и вскоре после этого отказался от активного участия в большой политике, сосредоточившись на научно-преподавательской деятельности. В 1933 г. ученый опуб­ликовал «Лекции по истории политических институтов и учений», представлявших собой анализ социологических и политологичес­ких теорий, начиная с древневосточной мысли и кончая социаль­ной философией Ницше и концепциями политического класса. В этом же году итальянский социолог, выйдя в отставку, оставил кафедру и покинул свой рабочий кабинет. Умер Моска 8 ноября 1941 г. в Риме.

Среди наиболее заметных произведений ученого следу­ет указать также работы «Новая система социологии» (1898), «Аристократический и демократический принцип в прошлом и бу­дущем» (1903), «"Государь" Макиавелли спустя четыре века после смерти автора» (1933).

Э. Альбертони подразделил научную деятельность Моски на три этапа. Первый — этап «открытой систематизации» (1880— 1890-е гг.), в это время происходит становление взглядов Моски. Второй — этап «научной системы», который развертывается после выхода в свет «Основ политической науки» в 1896 г. и продолжается до конца 1910-х гг., когда мысль ученого движется в рамках уже оформившейся концепции. Третий — этап «кодифицированной

1 Теорию «политического класса» Моска развивал всю жизнь. В третье издание, появившееся в 1939 г., автор также внес изменения, правда, незначи­тельные.



История социологии

Капиталистическое общество - student2.ru Капиталистическое общество - student2.ru доктрины», охватывающий период 1920- 1930-х гг., когда Моска совершенствовал свою концепцию.

Наши рекомендации