Тема 5: СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
План
1. Понятие, признаки и функции социальных институтов.
2. Виды социальных институтов.
3. Социальные организации.
Цель лекции: уяснить сущность, признаки, функции социальных институтов и организаций, социальные последствия их становления и функционирования.
При рассмотрении первого вопроса «Понятие, признаки и функции социальных институтов» необходимо раскрыть сущность социальных институтов как базисного механизма регулирования общества, как важнейшего объекта анализа науки социологии.
Для общества как сложной организованной системы жизненно важно закрепить определенные типы социальных взаимодействий, сделать их согласованными, целесообразными, которые осуществлялись бы по определенным правилам, были бы обязательными для социальных общностей, социальных организаций, социальных групп.
Этой цели служат такие элементы общества, как социальные институты, которые дают возможность создать крепкую и устойчивую систему отношений между людьми в сложной социальной среде, сформировать социальный порядок, необходимый для удовлетворения объективных потребностей относительно безопасности, сохранения условий материальной жизни, социальных благ, ценностей культуры.
Социальные институты, создаваемые человеком тысячелетней культурной эволюцией помогают человеку бороться за существование и успешно выживать, но не отдельному индивиду, а всему сообществу.
Изучение этого феномена началось с момента становления социологии как науки. Так, Г.Спенсер считал, что социальные институты (институции) являются каркасом социума и возникают вследствие процесса дифференциации общества. Как специфические части общества выделял социальные институты: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные, рассматривая их как продукты постепенной эволюции. Эволюцию регулятивной системы общества он связывал с пониманием социальных институтов. Э. Дюркгейм связывал природу социальных институтов с определением общества как целостности, объяснял их как «фабрики социального», «фабрики воспроизведения» социальных отношений и связей между людьми. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен в труде «Теория праздного класса» (1899 г.). Т.Веблен и его последователь Гамильтон определили социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ жизни и образ мысли, передаваемых из поколения в поколение.
Социальный институт (лат.institutum – установление) – это исторически сложившиеся и закрепленные, относительно устойчивые, самовозобновляющиеся модели поведения людей и форма организации их совместной деятельности в определенной сфере жизнедеятельности общества, призванные удовлетворять те или иные потребности личности, социальных групп, общества в целом. Общее понятие «социальный институт» выражает идею организованности, упорядочения общественной жизни.
Социальные институты, обеспечивая относительную устойчивость социальных отношений, является двойным социальным образованием:
· по форме – это организационный механизм (совокупность организаций, специалистов, материальных и информационных средств).
· по содержанию – это функциональный механизм (совокупность социальных норм в конкретной сфере социальных отношений).
Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. – все эти явления, составляющие будничный, каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гарантированы от случайности, спорадичности. Институализированное противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному.
Институциализация – процесс возникновения и становления социальных институтов как ключевых структурных элементов общества, который заключается в закреплении практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
Другими словами институционализация т.е. установление, укоренение определенной процедуры социальных действий и взаимодействий, обеспечивающей самовозобновляющийся, прочный, четко налаженный характер процесса удовлетворения важнейших потребностей людей.
Институциализация – процесс, в ходе которого определенная социальная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, не частная. Для ее реализации в обществе устанавливаются особенные нормы поведения, формируются соответствующие роли, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Изменения в социальной практики могут привести как к модификации существующих институтов, так и к появлению новых институциональных форм.
Процесс институциализации продолжительный и поступательный. Для его осуществления необходимы такие условия:
1. Объективная необходимость, осознанная в обществе как общезначимая, общесоциальная. Ее удовлетворение возможно только в процессе социального взаимодействия. Если такая потребность становится незначительной или исчезает вообще, тогда существование социального института становится неактуальным.
Известный социальный исследователь Г.Ленски выделил ключевые социальные потребности, которые порождают процессы институциализации:
· потребность коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
· потребность в производстве продуктов и услуг;
· потребность в распределении благ и привилегий;
· потребность безопасности граждан, защиты их жизни благополучия;
· потребность в поддержании системы неравенства (расположение социальных групп по позициям, статусам);
· потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
1. Наличие особенной, присущей конкретному институту культурной среды (субкультуры) – системы ценностей, социальных норм и правил.
2. Наличие необходимых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, организационных), которые общество должно стабильно пополнять за счет капиталовложений и подготовки кадров.
В процессе институциализации формируются основные структурные признаки социальных институтов в современном обществе:
1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институциализированного взаимодействия. В результате поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемости.
2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций, обусловленные выполнением определенного круга обязанностей. Тем самым обеспечивается достаточно высокая эффективность институтов в деле удовлетворения потребностей людей.
3. Особый тип регламентации их функционирования определенными требованиями (правилами взаимоотношения, законами, постановлениями, приказами и т.д.).
4. Более четкий, более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием: а) четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм, которые дополняются обычаями, традициями; б) социального контроля, санкций (наказания или поощрения), стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательному поведению.
5. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль над его деятельностью.
6. Наличие необходимых средств и ресурсов. Например: для деятельности системы здравоохранения нужны материальные ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных врачей, моральные ресурсы в виде доверия со стороны клиентов и т.д.
7. Способность к самовозобновлению большинства социальных институтов.
Каждый социальный институт выполняет специфическую функцию. Их совокупность формирует общие функции. Основополагающими и наиболее значимыми среди них являются:
Функция регулирования и социального контроля – заключается в регулировании с помощью норм и правил поведения, санкций действий индивидов в рамках социальных отношений (обеспечивается выполнение ожидаемых действий и устранение не желаемого поведения).
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области – благодаря ей социальный институт транслирует опыт, ценности, нормы и культуры из поколения в поколение; социальные институты существуют во всех обществах и являются частью обычаев народа.
Интегративная функция – заключается в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, социализации новых поколений, что в целом обеспечивает социальную стабильность общества.
Коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизнедеятельности.
Перечисленные функции присущи каждому институту. Семья – яркий пример такой многосторонней функциональности. Кроме них социальные институты могут выполнять конкретные экономические, политические, управленческие и другие функции, которые бывают явными и латентными.
Явные (формальные) функции зафиксированы в нормативных документах, осознаны и приняты имеющими отношения к определенному институту людьми, подконтрольны обществу. Эти функции очевидны. Они непосредственно связаны с удовлетворением тех или иных потребностей людей и приносят обществу пользу.
Латентные (скрытые) функции официально не заявлены, но в действительности осуществляются. Существуют последствия, которые никто не мог предположить, к которым никто не стремился и не ставил их своей целью
Функция может быть явной для одних и латентной для других. Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда обществу. Чаще всего латентные функции способствуют удовлетворению личных потребностей.
Латентной функцией института образования является, например, так называемая «социальная селекция», которая проявляется в закреплении и достижении через систему образования (элитарные престижные вузы, которые дают востребованную квалификацию) социального неравенства, определенного социального статуса, иначе говоря, латентные функции высшего образования связаны с воспроизводством социальной стратификации. Заключается в приобретении завязывании дружеских связей.
Явная функция проявляется в социализации личности, усвоении базисных ценностей общества, приобретении грамотности и знаний, документа подтверждающего уровень знаний и профессиональной подготовки.
Поддержанию функциональности социальных институтов способствуют:
- наличие социальных норм и ценностей, которые регулируют поведение людей;
- интеграция института в социальную систему общества, что обеспечивает ему поддержку самого общества;
- возможность осуществлять социальный контроль над соблюдением норм поведения;
- наличие материальных средств и условий для поддержания деятельности института.
Если этих условий не придерживаться, социальные институты станут дисфункциональными, в их работе возникнут сбои, нарушения, что может привести к необратимой социальной дестабилизации и разрушению социальной системы.
Среди наиболее распространенных дисфункций выделяют:
- несоответствие института конкретным потребностям общества (нечеткость институциональной деятельности);
- размытость, неопределенность функций, вырождение их в символические, ненаправленные на достижение рациональных целей;
- снижение авторитета социального института в обществе;
- персонализация деятельности института, которая означает, что он перестает действовать соответственно объективным потребностям, изменяет свои функции в зависимости от интересов отдельных людей, их личностных черт. Дисфункциональный институт начинает испытывать различные трудности: от недостатка материальных, финансовых средств, отсутствие хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастание организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.
В современном украинском обществе, которое переживает трансформацию, прослеживаются типичные черты институциального кризиса (дисфункции в деятельности основных социальных институтов). Так, дисфункции политических институтов проявляются в неспособности стабилизировать общественную жизнь, работать в интересах большинства населения.
Состояние институциальной системы является важным индикатором стабильности общества.